СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить обучающихся с жанром "балет" на примере балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского; сосредрточить внимание на особенностях музыкальной выразительности балета

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.


Раздел: «Музыка и литература»

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Тип урока: комбинированный

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: познакомить обучающихся с жанром «балет» на примере балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; сосредоточить внимание на особенностях музыкальной выразительности балета

Задачи урока:

Обучающие: знакомство с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника; укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

Развивающие: формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

развивать вокально-хоровые навыки; расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Воспитательные: приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала обучающихся.

Методы: повторение пройденного методом устного опроса; рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов); анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов. Хоровое исполнение песни “Дорога добра” Музыка Минкова М., слова Энтина Ю;

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация


Музыкальный материал: слайдовая презентация; видеофрагменты из балета «Щелкунчик»; музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» - «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов».


Ход урока:


1.Организационный момент.


Приветствие


2. Актуализация и пробное учебное действие.



Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

- Какие виды искусства объединяет в себе опера?

Ответ: музыку, литературу, изобразительное искусство, хореографию

- Какие литературные жанры стали основой сюжета для оперных спектаклей?

Ответ: сказки, мифы, легенды. Исторические события.

Какие ещё крупные музыкальные жанры вы знаете?

Ответ: называют известные жанры

3.Постановка проблемного вопроса к теме урока.

Учитель: Сегодня нам предстоит встретиться с еще одним жанром музыкального сценического искусства.

Сейчас мы с вами просмотрим видео фрагмент. Ваша задача после просмотра определить жанр произведения.

Просмотр видео фрагмента «Детский марш» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.

Ответ: Балет «Щелкунчик»

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Да, действительно, это балет. (Слайд 1)

Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. (Слайд 2)

Учитель: Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец. Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд.

5.Изучение нового материала.

Учитель: Если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? - Вспомним что такое либретто

Ответ: Либретто - краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Либретто представляет собой литературно - драматическую основу оперы.

С итальянское libretto, буквально - книжечка. (Слайд 3)



Учитель: Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

Ответ: сказка «Щелкунчик»

Учитель: Балет Чайковский написал в 1891г. по сюжету сказки Гофмана. (Слайд 4)

- Давайте вспомним эту рождественскую историю.

Чтение фрагмента. Приложение 1 ( Слайд 5)

Учитель: А теперь давайте более подробно разберём, какие есть номера в балете.

Балет «Щелкунчик» наполнен замечательными мелодиями, знакомыми каждому. Из всего балета нам предлагают послушать 2 вальса: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов».

Давайте послушаем первый вальс - «Вальс снежных хлопьев». (Слайд 6)

Прослушивание «Вальс снежных хлопьев»

Учитель: Услышали ли в этом фрагменте характерные черты танца?

- Давайте поработаем с карточками-эмоциями. Выберем те эпитеты, которыми можно охарактеризовать прослушанный фрагмент.

Работа с карточками- эмоциями. Приложение 2.

Учитель: И второй вопрос – что необычного для балета в этом произведении?

(Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, в балете не поют, Но чтоб подчеркнуть сказочность П.И.Чайковский сделал так, что снежинки запели…

- Давайте прочитаем этот фрагмент, как о нём говориться в сказке.

Приложение 3 (слайд 7-9)



Учитель: Ещё есть один замечательный вальс, который мы с вами сегодня прослушаем. Это известный на весь мир «Вальс цветов». Этот номер является заключительным в балете.

Давайте послушаем его и сравним с предыдущим вальсом.

Прослушивание «Вальс цветов» ( слайд 10-11)

Учитель: Давайте ответим на вопрос

-Что общего между двумя номерами?

Ответ: Жанр ,,вальс”

Учитель: Да. Это были оба вальсы.

- А что же это такое вальс?



6.Вокально- хоровая работа

Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Дорога добра”.

Исполнение песни “Дорога добра” Музыка Минкова М., слова Энтина Ю.



7.Закрепление учебного материала.

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке?

- Предлагаю найти общие черты жанров «Балет» и «Опера»



(Ответы детей)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке, начав с одной из фраз:

Я узнал…

Мне понравилось…

Ярче всего запомнилось….



9. Домашнее задание

А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.















































Приложение 1



«24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату. Совсем стемнело. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: динь, динь! Двери распахнулись, и ёлка засияла с таким блеском, что дети с громким криком ,, Ах, ах! замерли на пороге. Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было!»







Приложение 2

Словарь эстетических эмоций



Элегантно

Тонко, изящно, хрупко, галантно, пластично, деликатно, грациозно капризно.

Шутливо

забавно, насмешливо, затейливо, шаловливо, пикантно, иронически.

Таинственно

загадочно, вкрадчиво, интригующе, мистически, призрачно, затаенно.

Радостно

весело, празднично, живо, приподнято, задорно, игриво, звонко.

Взволнванно

смятенно, лихорадочно, обеспокоено, упруго.

Поэтично

мечтательно, трепетно, проникновенно, возвышенно, мягко, задушевно, чутко, трогательно, грустно, полетно.

Спокойно

мирно, безмятежно, светло, добродушно, созерцательно, наивно, непринужденно, печально, задумчиво

Дерзко

вызывающе, бесцеремонно, навязчиво, нескромно



Приложение 3



« Зал превращается в зимний елочный лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Образуется снежный сугроб из живых фигур искрящихся снежинок. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом».























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!