СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Полифония в музыке и живописи"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Раздел: "Музыка и изобразительное искусство"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Полифония в музыке и живописи"»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Полифония в музыке и живописи»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.


Раздел: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема: «Полифония в музыке и живописи»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: развитие чувства стиля, способности восприятия и постижения духовно – образного содержания произведений И.С.Баха

Задачи урока:

Обучающие: дать понятия «полифония», «фуга»; закрепить знания о музыкальном инструменте орган, о слиянии музыки, литературы, изобразительного искусства.

Развивающие: развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; вокально-хоровые навыки; развивать интерес к предмету музыка.

Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.

Планируемые результаты:

- освоить понятия – полифония, фуга. Органная музыка.

- размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;



Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация.

Музыкальный материал:

И. С. Бах - Органная прелюдия соль минор, И. С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), И.С. Бах Весенняя песня.

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Послушайте высказывание немецкого композитора Л.Бетховена о своем соотечественнике: «Не ручей, а море должно быть имя ему»

Как вы думаете, о каком композиторе пойдет сегодня речь?

(Ответы детей)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о композиторе И.С.Бахе

2. Открытие новых знаний.

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по-прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.  Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.

 Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной полифонической музыки.  В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, поочереди,  или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится.


3. Слушание.

Учитель: Ребята, музыку И.С. Баха можно сравнить с образами величественных соборов. На слайде вы видите Реймский  и Кёльнские соборы. Глядя на эти соборы, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам, тоже само происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.

Учитель: Ребята, слушаем прелюдию и фугу до-мажор

Какое настроение несет в себе эта музыка? (Ответы детей)

Органная прелюдия соль минор

Учитель:

1. Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?

2.  Какой музыкальный образ несет это произведение?

Учитель: Серьёзности поставленных проблем и характеру органной музыки И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос человека”.


Пройдя у старой ратуши дозором,

Ночная стража гасит фонари

Над городом, над крыш его простором,

Все небо – в оперении зари.

Уже порозовели черепицы,

Осел туман у крепостных ворот,

И вновь перекликаются синицы,

О том, что утро новое встаёт.

Глухими переулками к предместью,

К ещё не разбудившейся реке,

Спускается, постукивая тростью,

Сухой старик в косматом парике.

Пред ним собор свои возносит стрелы,

Он кажется чудовищно немым,

Торжественный, в веках окаменелый,

Плывущий в предрассветный дым.

У низкой двери бокового свода,

Старик устало замедляет шаг,

Звенит ключом, труднее год от года,

На хоры путь сквозь паутинный мрак.

Но вот уже за кисеей тумана

Блеснули трубы - прямоствольный лес

Высокого и стройного органа

Под гулким скатом каменных небес.

Долой камзол, парик! И поединок,

С регистрами, вздохнувшими навзрыд,

Он начинает. Тонкий луч пылинок

По глянцевидной лысине скользит.

Он здесь один над немотой органа,

Пускай воскреснет всё, что отошло!

Живи и здравствуй, миг сей лучезарный,

И вей прохладой, времени крыло!

Всё, что цвело и мучило когда-то,

Что брошено раздумьем на весы,

Широким гулом скорбного раската

Разносит приглушённые басы.

Неудержимо рвётся воздух пленный,

По горлу труб под натиском мехов,

Смятеньем человеческой вселенной

И музыкой – гармонией миров.

Торжественно вдыхает грудь органа,

И катят волны в солнечной пыли,

Поёт о море жизни “голос человека”,

О радостях и горестях земли.

Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.


4. Физкультминутка.


5. Вокальная работа.

Помимо инструментальной музыки у  И.С. Баха много вокальных произведений. Послушайте одно из них «Весенняя песня»


ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Солнышко в мае весь день сияет,

Льётся на наши мирные пашни

Щедрым потоком живительный свет.

Сердцем счастливым приветствуем нивы,

Озимь в цветенье под небом весенним.

О, как нам дорог твой скромный рассвет.

Радостны взору родные горы,

Нежная зелень сосен и елей,

Благоухающей жизни полна.

Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым.

Ты вся сиянье, ты вся ликованье,

О, лучезарная гостья весна!


Солнышко в мае весь день сияет

Льется на наши мирные пашни

Щедрым потоком живительные свет

Сердцем счастливым приветствуем нивы

Озимь в цветенье под небом весенним,

О, как нам дорог твой скромный рассвет!

 

Радостны взору родные горы.

Нежная зелень сосен и елей

Благоухающей жизни полна.

Кружатся пчелы с гуденьем веселым.

Ты вся сиянье, ты вся ликованье,

О, лучезарная гостья – весна!

Работа над песней

(исполнять песню, слушая друг друга,  верно брать дыхание, следить за ровным звучанием хора, обратить внимание на звукообразование и чистоту интонирования).


6. Итог урока.

Мне дорог Бах….
                       Ну как бы вам сказать,
                       Не то, чтоб нынче музыки не стало,     
                       Но вот такого чистого кристалла
                       Еще нам не являлась благодать.
                       Какое равновесие страстей,
                       Какая всеобъемлющая совесть, 
                       Какая удивительная повесть
                       О брошенной в века душе моей!
                                                     (Николай Ушаков 1927г.)


Немецкий поэт и мыслитель И. В. Гёте так отзывался о музыке И. С. Баха: "...у меня было такое чувство, будто вечная гармония беседовала сама с собой".

Учитель: Учитесь вслушиваться в бессмертные звуки, и тогда вы сможете расслышать в них то, что важно именно для вас.

 7. Домашнее задание. Рефлексия

1. Как правильно произносится слово "полифония"?
2. Что означает слово "Прелюдия"?
3. Сравните Фугу И. С. Баха с картиной "Фуга" М. Чюрлёниса. Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?
Учитель: Понравился ли вам урок? Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? Какой фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность?

Спасибо за внимание!

До свидания!

(выставление оценок)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!