СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.


Раздел: «Музыка и литература»

Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: сформировать представление обучающихся об опере, как жанре музыкально-литературного искусства на примере оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

Задачи урока:

Обучающие: ознакомление с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто; закрепление у обучающихся знания о средствах выразительности в музыке; анализ музыкального произведения при помощи полученных раннее знаний.

Развивающие: развитие интереса к предмету; развитие самостоятельного творческого мышления; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие коммуникативных навыков, формирование навыков самооценки и рефлексии; активизация эмоционального отклика на музыку; развитие творческих способностей

Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки; развитие интереса к вокальному искусству; пробуждение интереса к богатейшим возможностям музыкального языка; воспитание патриотических чувств.


Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее»; песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»; песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; колыбельная песня Волховы; песня «Новый год» детская студия «Родники»


Ход урока:


1. Организационный момент.


Приветствие


2. Подведение к теме урока.



Учитель: Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).

- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже.

- Сегодня мы отправимся в оперу.

3.Изучение нового материала.


Опера-это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.

Учитель:  Какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

Учитель: Итак, я приглашаю вас в театр. Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.

Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. В его основу может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение - роман, повесть, сказка, былина. Либреттист - тот, кто сочиняет текст спектакля в стихах или прозе. Либретто сказочной оперы-былины «Садко» написал сам композитор.

Что такое былина? Это вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание. Основным сюжетом былины является какое-либо историческое событие или эпизод русской истории. В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами.

Обычно опера делится на действия. В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.

Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.

Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю. В переводе с французского «открывать». Она передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.

Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…

Опера «Садко» начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа…

4. Слушание музыки.

- Когда будет звучать вступление, обратите внимание на репродукции картин, затем ответьте, какая из них больше подходит к музыкальному произведению и почему?

(Слушание вступления «Океан - море синее». Ответы уч-ся)

- Поразительно, как композитор создал столь захватывающую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков.

«Как во славном Нове-городе

Был Садко, весёлый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских»

- Так начинается былина. Что же значит гусельки яровчаты? Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.



1картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.

- Пришёл Садко к Ильмень-озеру. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко?

(Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»)

Песня Садко

Ой ты, темная дубравушка!

Расступись, дай мне дороженьку:

Сквозь туман – слезу горючую

Я не вижу света белого.

Всколыхнися ты, трость-дерево,

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гусельки яровчаты.

Слушай ты, волна зыбучая,

Ты, раздольице широкое,

Про мою ли участь горькую

Да про думушку заветную.

- Какой голос у главного героя?

- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?

- Что чувствовал в душе Садко?

(Ответы уч-ся. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).

- Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.

5. Физкультминутка.

«Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе


6. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Опера продолжается. Давайте вместе с главным героем Садко развеселим морскую царевну Волхову и её подруг. Но прежде прохлопаем ритмический рисунок.

- Песня «Заиграйте, мои гусельки» забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы? (Ответы уч-ся: весёлый, радостный, удалой).

- С каким настроением будем петь песню? (Ответы уч-ся: весело, звонко, легко, радостно).

(Исполнение песни «Заиграйте, мои гусельки)

7. Слушание.

 Понравилась песня Морской царевне и она выполнила своё обещание: подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко. Двенадцать лет свободно путешествовал гусляр, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Пришлось Садко путь держать на дно морское. Чтобы царь не гневался, царевна просит Садко спеть песню. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется могуч богатырь. Он повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и служить родной земле песням.

В заключительной 7 картине Волхова прощается с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню. После того как прозвучит колыбельная песня Волховы, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Исполнение. Настроение музыки». А потом попробуем сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 7 картина.

(Слушание песни «Колыбельная Волховы»)

Учитель: В каком исполнении прозвучала колыбельная песня Волховы?

- Настроение музыки?

- Давайте обратимся к картине М. Врубеля «Волхова», чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.

(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).

Учитель: Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Так заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.

8.Закрепление пройденного материала.



Учитель:  Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу?

 (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).

9. Оценивание.

Самооценка, взаимооценка


10. Домашнее задание.

- Ребята! Нарисуйте рисунок Русский музыкальный инструмент гусли или кто сможет главного героя оперы Садко с гуслями



11. Рефлексия

Учитель: Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей? Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко? (Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).

-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.

- Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).

- Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр.

У вас на парте лежат разноцветные нотки. Поднимите вверх ту нотку, которая отражает ваше эмоциональное состояние на этом уроке!


Красная – плохо


Желтая – нормально


Зеленая – отлично


До свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!