СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Народные праздники. Троица"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"

Тип урока: комбинированный урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Народные праздники. Троица"»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Народные праздники. Троица»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема: «Народные праздники. Троица»

Тип урока: комбинированный урок

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: Познакомить с народными обрядами и традициями русского народа в праздновании «Троицы»; развитие художественно – эстетического вкуса; привлечь интерес обучающихся к истокам русской культуры.

Задачи урока:

Обучающие: проиллюстрировать обряды на праздник «Троица», перечислить народные обычаи с их значениями в жизни наших предков.

Развивающие: учить исполнять русские народные песни, развивать эмоционально – образную сферу; развитие пространственного и образного воображения; эстетического вкуса.

Воспитывающие: пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к истории и традициям нашей Родины.

Музыкальный материал:

1. Русская народная песня «Во поле березка стояла»

2. П.И.Чайковский Симфония №4 (финал)

Структура урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

2. Изучение новой темы урока.

3. Вокально – хоровая работа.

4. Физкультминутка.

5. Подведение итогов урока.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.


Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Учитель: Сегодня на уроке нас с вами встретила эта замечательная музыка. А кто из вас может сказать, что сейчас прозвучало? (Русская народная песенка «Во поле берёза стояла»)

Учитель: Да, действительно, вы молодцы. Это всем известная русская народная песня «Во поле берёза стояла». Как мы знаем у каждого музыкального произведения есть композитор, а кто является композитором и автором этого музыкального произведения?

(Русский народ).

Учитель: Молодцы ребята, конечно же автор и композитор русской народной песни «Во поле берёза стояла» действительно является русский народ.

Ребята, это было небольшое вступление к нашему с вами сегодня уроку. А чтобы перейти непосредственно к самой теме урока, мне нужна ваша помощь. Вы готовы?

Подумайте, пожалуйста, и попробуйте предположить, о чём сегодня на уроке мы будем говорить, что за музыка будет звучать. (Ответы детей).

Учитель: Да, вы правы, сегодня речь на уроке пойдёт о русском народе, о его обычаях, традициях, праздниках. И конечно же музыка будет звучать русская народная.


2. Изучение новой темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться и выяснить что это за праздник такой русский народный - Троица, его обычаи и обряды. А раз мы будем говорить об обычаях и обрядах русского народа, то я предлагаю для начала в этом разобраться.

Обычай – это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обряд – это совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение.

Учитель: Ребята, ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – ТРОИЦА. Раньше на Руси празднование Троицы в народе называли Зелёными Святками, зелёной неделей, цветочной Пасхой. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить позже.

А вы знаете, что такое Троица? (Ответы детей).

Учитель: Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес – именинники.

А как вы думаете ребята, какое русское дерево являлось главным атрибутом этого праздника? (Берёза)

Учитель: Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту. В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление процветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая берёзка. Ветками берёзы украшали дома снаружи и внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря берёза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.

На берёзе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времён берёзу почитали деревом счастья, целомудренной чистоты, любви к нежности. У берёзки были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно деревце, на его месте поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе.

Ребята, давайте, и мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о берёзке.

(Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства берёзы).

Учитель: Молодцы ребята. А теперь я попрошу вас обратить своё внимание на страницу 64 учебника. Что там изображён за обряд?

На троицу девушки и девочки плели венки из берёзовых веток и цветов. В такие дни проводились гадания с венками берёзы на воде. По ним узнавали свою судьбу, о жизни, смерти, любви.

3. Вокально – хоровая работа.

Учитель: Ребята, а давайте, мы с вами исполним всем известную русскую народную песню о берёзке, где тоже воспевается её красота «кудрявая стояла».

Дыхательные упражнения

Упражнения на дикцию

Вокальные упражнения

Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Разучивание

Исполнение песни целиком.

4. Физкультминутка.

«Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами выяснили, как на Руси встречали и отмечали торжественный древний праздник. А что это за праздник? (Троица)

Учитель: А кто из вас запомнил, когда на Руси он отмечается? Ответы детей.

Учитель: А как его отмечали и праздновали? Ответы детей

Учитель: Сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка, слушайте внимательно и постарайтесь её разгадать. А загадка будет заключаться в том, что в музыкальном произведении, которое сейчас прозвучит, будет спрятано ещё одно произведение, вот вам нужно понять и услышать какое.

Звучит П.И.Чайковский Симфония №4 (финал).

Ответы детей: В этом произведении спрятана русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, кто написал эту симфонию? Пётр Ильич Чайковский

Учитель: Да, вы правы. Это музыкальное произведение написал великий русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. А как вы думаете, почему композитор использовал в своей музыке русскую народную песню «Во поле берёза стояла»?

Ответы детей

6. Рефлексия.

Учитель: Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»? Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

- Что на уроке вам понравилось, а что было непонятно?

7. Домашнее задание.


Учитель: выучить слова русской народной песни «Во поле березка стояла»


Учитель: Молодцы! (выставление оценок)

Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!