СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь"

Тип урока: углубление и расширение знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь"»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь»

Тип урока: углубление и расширение знаний

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель: познакомить с атмосферой ярмарок в Святогорском монастыре, которые любил посещать А.С.Пушкин

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о русских традициях ярмарочных гуляний. Познакомиться с операми П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Развивать музыкальное мышление.

Воспитательные: воспитание уважение к традициям своего народа; интерес к классической музыке; воспитание эстетического чувства; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся

Прогнозируемые результаты: определение на слух духовной и композиторской музыки; отклик на звучащую на уроке музыку

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский – «Уж как по мосту, мосточку» хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин»; вступление «Великий колокольный звон» М.П.Мусоргский «Борис Годунов»

Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.



Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!



2. Подведение к теме урока

Учитель: Ребята! Давайте вспомним русского композитора, который был вдохновлен сказкой А.С.Пушкина и сочинил сказочную оперу «Сказка о царе Салтане»

Ответы детей

Учитель: Правильно! Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сколько чудес было в этой сказке? Давайте их перечислим.

Дети: Белочка, Тридцать три богатыря, царевна-лебедь


3. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня мы с вами также продолжим путешествие по произведениям А. С. Пушкина.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое ярмарка?

- Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

- Тема сегодняшнего урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

- С 19 века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С.Пушкина. Из Михайловского А. Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причем, всегда входил в монастырь через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы «пушкинскими»). Поэт часто посещал монастырь – приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой.

- В храмах всегда есть колокольни, и в Святогорском монастыре была старинная звонница. Гордостью монастыря были 14 колоколов. Звон их можно было слышать за много вёрст.

- У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

Трезвон - церковный звон во все колокола (праздничный)

Благовест - колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии.

Иллюстрация «Святогорский монастырь. Звонница.»

Учитель: Не раз А. Пушкин слушал эти звоны, а может быть, и сам звонил в один из колоколов на Пасху. Отголоски звонов Святогорского монастыря звучат в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, сочиненной по драме А. Пушкина.

(Портрет М.П.Мусоргского)

О композиторе Моде́сте Петро́виче Мусоргском:

Учитель: М. П. Мусоргский - русский композитор из так называемой «Могучей кучки», автор знаменитых опер на темы русской истории, славянской мифологии, а также и на другие национальные темы, в том числе опера Борис Годунов, симфоническая поэма «Ночь на лысой горе» и цикл для фортепиано «Картинки с выставки».

- Давайте вместе произнесем Моде́ст Петро́вич Мусоргский. (3-4)

- Ребята, а что такое опера?

- Опера- это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Иллюстрация «Келья в Святогорском монастыре»

Учитель: Достаточно заглянуть в келью Святогорского монастыря, как возникает ощущение, что усердный монах-летописец только что отложил перо:

Ещё одно последнее сказанье –

И летопись окончена моя…

Учитель: Давайте послушаем вступление к опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

По сюжету оперы здесь происходит венчание Бориса Годунова на царство.

Ребята, садимся правильно и слушаем внимательно.

Слушание



- Какие чувства вы испытывали при прослушивании произведения?

- Почему? 

-Какую вы картину представили, прослушивая это произведение?

- Какие инструменты вы слышали?

Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Учитель: Вступление к опере создает обобщенный образ событий, которые будут происходить в музыкальном спектакле. М. Мусоргский тонко почувствовал настроение А. Пушкина, навеянное ему Святогорским монастырём.

Слова А. Пушкина:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв…

- Как нельзя лучше соответствуют монастырскому духу. Ведь Святогорский монастырь известен также своими ярмарками.

Картина «Ярмарка» Б. Кустодиев.

Учитель: Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда проходились на тёплое летнее время.

Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца, Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выходили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармошки, вызывая крестьян из соседних сёл и деревень на задорные пляски и песни.

- Какую музыку мог слышать А.С. Пушкин на ярмарочном гулянье?

- Ребята, а вы хотели бы оказаться на ярмарке и поучаствовать в ярмарочном гулянье?

- Давайте вместе отправимся на ярмарку и поучаствуем в ярмарочном гулянье, но только виртуально.

А поможет нам в этом произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского - опера «Евгений Онегин».

Чайковский написал эту оперу под вдохновением от одноименного романа в стихах А. Пушкина.

4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе


5. Слушание «Девицы, красавицы» хор из оперы Евгений Онегин»

П. И. Чайковского.


 Послушайте отрывок из оперы - «Хор - Девицы, красавицы».



- Понравилась ли вам песня?

- Кто ее исполнял

- Какой характер у прослушанной вами мелодии? 

- Какую вы картину представили, прослушивая это произведение?

Могла ли бы эта песня звучать на пушкинской ярмарке?

- А что такое хоровод?

Прослушанная песня относится к хороводному жанру

6. Разучивание музыкального произведения.



Учитель: Ребята, давайте разучим песню "На горе-то калина.

Слушание 2 куплета

- Понравилось ли вам произведение? Почему?

- Какой характер?

- Народная или композиторская?

- Что можно под нее делать?

- Это русская народная хороводная плясовая песня

Разучивание 2 куплета

Текст на партах у детей

1. На горе-то калина,
Под горою малина

Припев:
Ну, что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!

2. Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.

Припев:
Ну, что ж, кому дело, гуляли,
Ну, кому какое дело, гуляли!

7. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомились с образцами народной музыки в композиторской обработке и композиторской музыкой, написанной в стиле народной песни.

- В каком музыкальном произведении звучали эти песни?

- Кто автор этой оперы?

8. Домашнее задание

- Ребята! Нарисуйте рисунок Ярмарочных гуляний

9. Рефлексия

- Ребята! У вас на парте лежат разноцветные нотки. Поднимите вверх ту нотку, которая отражает ваше эмоциональное состояние на этом уроке!


Красная – плохо


Желтая – нормально


Зеленая - отлично


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!