СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера "Снегурочка" - фрагменты Н.А.Римский - Корсаков

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: устный опрос (индивидуальный и групповой)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера "Снегурочка" - фрагменты Н.А.Римский - Корсаков»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера «Снегурочка» - фрагменты Н.А.Римский - Корсаков

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «В музыкальном театре»

Тема: Опера «Снегурочка» - фрагменты Н.А.Римский - Корсаков

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: устный опрос (индивидуальный и групповой)

Методы: наблюдение, образное сравнение, беседа, показ, прослушивание

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: Привлечь внимание обучающихся к произведению крупных форм – оперы; разбираться в музыкальной драматургии произведения на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития

Задачи урока:

Обучающие: Побудить обучающихся к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; развивать интерес к предмету музыка.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке; приобщать обучающихся к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.

Оборудование:

Экран, видеопроектор, ноутбук; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия);

Структура урока:

1. Организационный момент, активизация внимания.

2. Актуализация знаний

3. Открытие новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Открытие новых знаний (продолжение)

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки. На уроках музыки и чтения вы не раз отправлялись в удивительную страну сказок. Мы говорили, что - источник сказок сама жизнь, мечты человека, окружающая природа.

2. Актуализация знаний

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.

3. Открытие новых знаний.

Рассказ о творчестве композитора Н.А.Римского – Корсакова (1844 – 1908)

Учитель: Еще мальчиком, полюбив море, Римский – Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на долгие годы.

Познакомившись с композитором М.А.Балакиревым молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства и входит в музыкальный кружок «Могучая кучка»

Римский – Корсаков создатель 15 опер (9 написаны на сказочный сюжет) очень разнообразных по содержанию: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царская невеста» и др.

На нашем уроке речь пойдет об опере «Снегурочка»

Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

«Это именно весенняя сказка – со своей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием» - писал об опере композитор А.П.Бородин.

Сюжет сказки такой все события происходят в Берендеевом царстве.

Слайды №1: природа, Берендеева слобода, Мать – весна.

В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы – Солнца. Но вот однажды весенним утром в слободке берендеев появилась юная красавица, нежная и хрупкая Снегурочка. Её давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми.

Задание:

Учитель: Если Римский – Корсаков создавал оперу по сказке Островского, может быть поэтические строки подскажут вам суть характера Снегурочки, её интонационный строй? Вслушайтесь!

Попробуйте отыскать в тексте « музыкальные зацепки».

Текст

Учитель читает.

Мороз

Снегурка!

Снегурушка, дитя моё!

Снегурочка (выглядывает из лесу)

Ау!

(подходит к отцу)

Бывало, я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнётся мне. И плачу. Ах, отец!

С подружками по алую малину,

По чёрную смородину ходить.

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.




У.: Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече? Д.: она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды.

У.: А когда ей бывает грустно?

Д.: Когда она одинока.

У.: В её жизни есть тревоги, заботы?

Д.: Нет. Ей легко живётся на белом свете.

У.: И какую музыку вы бы вложили в уста Снегурочки?

Д.: Весёлую, танцевальную, близкую к хороводным.

У.: А какие в ней будут интонации?

Д.: Русские.

У.: Почему?

Д.: Ведь она слышит от девушек, от Леля русские народные песни. В мелодии Снегурочки должны быть и лирические интонации, ведь она часто грустит.

У.: Интересно! Русские хороводные; народные, лирические интонации… Да это портрет какой- нибудь девушки – подруженьки из берендеевой слободы! А где же Снегурочка, дитя Холода, Зимней стужи? Как выделить музыкально её из мира людей? Не поможет ли нам в этом картина В. Васнецова «Снегурочка».

Слайд № 3: картина В. Васнецова «Снегурочка»

Разговор о картине: картина необычайно красива. Несмотря на оцепенелость зимней стужи, сугробов, мохнатых елей под зимним покровом, живописное полотно притягивает, очаровывает необычайной гаммой красок: снег вовсе небелый или голубой, а жемчужно – серебристый. Снегурочка как бы растворяется в этом сказочном мире, здесь её дом.

У.: Снегурочка какой персонаж?

Д.: Сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки холода.

У.: Возможно ли это создать голосом или оркестром?

Д.: Да, могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высоким и звонким…

У.: Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. 

Ария -  это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.

СЛУШАНИЕ АРИИ СНЕГУРОЧКИ «С ПОДРУЖКАМИ ПО ЯГОДУ ХОДИТЬ».

У.: Давайте сравним ваше «предчуствие» музыкального образа и его авторское решение. Какой голос исполнял арию?

Д.: Высокий.

У.: Правильно. В музыке высокий голос называется сопрано. Снегурочка пела голосом колоратурным сопрано. Колоратура ( от латинского слова, означающего раскраска) – это всевозможные виды виртуозных украшений (орнаментов), колоратурное пение – пение, украшенное блестящими пассажами.

У.: Какое настроение передано в музыке?

Д.: Лёгкое, беззаботное, игривое.

У.: Близки ли интонации арии народным песням?

Д.: Близки к русским хороводным песням.

У.: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

Д.: Флейта.

У.: Да. Мы услышали «холодок» флейты, которая звучала как подголосок, то вступала в «диалог» со Снегурочкой.

Вывод: мы увидели волшебную, снежно – холодную девочку, прелестную дочь Весны и Мороза, не ведающую ни любви, ни горя.

Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается!

4. Физкультминутка.

«Потрудились – отдохнём»

5. Открытие новых знаний (продолжение)

Текст

Учитель читает.

Снегурочка.

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зелёный лес оделся!

Берегами и озером нельзя налюбоваться,

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами

Колышется.

У.: А мир души Снегурочки, что с ним?

Д.: Изменился внутренний мир. Её переполняют чувства, которые ей неизвестны.

У.: Да. Её сердце переполняют чувства ей незнакомые. Это живые человеческие чувства.

У.: Чем объяснить поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?

Д.: Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.

Кульминация урока – сцена таяния Снегурочки.

У.: Мы услышим превращение Снегурочки из существа волшебного в земное, снежно – холодной девочки в страстно любящую, тончайшее движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви ни горя, в финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.

Снегурочка.

Но что со мной? Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О, Мать Весна, благодарю тебя за радость.

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течёт во мне! О, Лель,

В ушах твои чарующие песни

В очах огонь… и в сердце… и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю…

У.: Прочитать (оттолкнуться от драматургии Островского).Обратитесь к тексту и в словах найдите основу музыкальной характеристики, изменится её музыка .

Д.: Музыка будет звучать нежно, задушевно, тепло.

СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ ТАЯНИЯ.

У.: Вы правы. Музыка звучала задушевно, в ней много нежности и тепла, она тиха и прозрачно как облако.

А какой появляется тембр в диалоге голоса и оркестра?

Д.: Поют скрипки, а арфа изобразила как растаяла Снегурочка.

У.: Мы услышали в место «льдинок» флейты в вокальной партии Снегурочки нежнейшую, чарующую, одухотворённую скрипку, которая подчеркнула теплоту и сердечность чувств и арфу, которая изобразила нам истаивающую и растворяющуюся Снегурочку. Снегурочка исчезла «как вешний снег, растаяла она».

Сцена таяния Снегурочки это – гимн могучей силе любви и гимн светлым силам природы. По этому поводу академик Б.В. Асафьев писал: «…Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что всё свершается, как быть должно и идёт своей чередой, не уверяют нас в справедливости возмездия Солнца… Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с её нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами».

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира. Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ. Трансформация тем Снегурочки – блеск композиторского мастерства.

7. Рефлексия. Домашнее задание

Учитель: Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.

Домашнее задание: нарисовать главную героиню сказки Снегурочку



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!