Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Океан – море синее вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «В музыкальном театре»
Тема: «Океан – море синее вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков»
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать представление обучающихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы «Садко»
Задачи урока:
Обучающие: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы «Садко»
Развивающие: развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами
Воспитывающие: воспитывать интерес к музыке Н.Римского - Корсакова, желание исполнять и слушать музыку
Планируемые результаты:
Личностные – формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.
Предметные:
познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.
Метапредметные – литература, изобразительное искусство.
Оборудование: аудиозапись оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись звучания гуслей; портрет композитора; цветные бумажные фигурки синего и жёлтого цветов, альбом, цветные карандаши.
Ресурсы: компьютер, презентация к уроку, учебник 3 класс
Ход урока
1. Организационный этап
Музыкальное приветствие
Доброе утро! Встретились мы снова.
Слушать музыку и петь мы всегда готовы!
2. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Учитель: Ребята! Посмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах? (Ответы детей)
-Какое море вы увидели? (Ответы детей)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Ответы детей)
Учитель: А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский (слайд №1)
У него есть еще несколько картин с изображением моря (слайды № 2,3,4,5)
- Посмотрите, везде море разное?
- Так что же мы должны сегодня узнать? (Ответы детей)
Учитель: Правильно! Может ли музыка нарисовать картины моря.
Сегодня мы познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова (слайд № 6)
Николай Андреевич был еще и морским офицером, часто бывал в море. Он сочинил оперу «Садко».
- Ребята! Что такое опера? (Ответы детей)
Учитель: У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане…», «Золотой петушок» и другие оперы.
- На какие сюжеты написаны эти оперы? (Ответы детей)
- Почему Римского-Корсакова называют композитором-сказочником? (Ответы детей)
Учитель: Опера «Садко» - не просто опера, а опера - былина
- Что такое былина? (Ответы детей)
- Каких вы знаете былинных героев? (Ответы детей)
- Опера «Садко» написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко, который был купцом, мореплавателем-путешественником.
Учитель: Давайте посмотрим краткое содержание былины «Садко»
(Смотрим видео)
3. Открытие новых знаний.
Учитель: Римский-Корсаков сначала сочинил небольшую симфоническую картину «Океан – море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней (слайд № 8)
-Как вы думаете, как музыка рисует картины моря ? С помощью чего? (Ответы детей)
-Давайте вспомним, что такое динамика? (Ответы детей)
Учитель: Динамика – это сила звука в произведении. Она бывает громкой и тихой.
Темп – это скорость движения в музыке Темпы бывают – быстрые, медленные, умеренные.
4. Слушание.
Учитель: Ребята! Давайте, сейчас послушаем вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее». Попытайтесь представить море в этой музыке, как оно изменяется?
(Ответы детей)
- Мы слышим интонации спокойного и бурного моря
5. Физкультминутка «Море волнуется раз!»
Море волнуется – раз! (Шагаем на месте)
Море волнуется – два! (Наклоны туловища влево – вправо)
Море волнуется – три! (Повороты туловища влево – вправо)
Морская фигура – замри! (Замерли)
6. Закрепление знаний.
Учитель: Ребята! Давайте еще раз послушаем фрагмент из вступления к опере «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменения темпа и динамики музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как буем показывать рукой? (показывает) Если море будет бурное, то как мы покажем? (Идет повторное прослушивание вступления «Океан – море синее», обучающиеся выполняют задание)
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием.
7. Рефлексия.
Учитель: Ребята! Сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова «Океан – море синее»
- Что вы узнали сегодня в результате нашего урока? (Ответы детей)
Оцените каждый себя. Кому понравилось наше занятие и кому было все понятно возьмите ноту – красную. Кто не совсем понял новые термины берет ноту - зеленую. А кому не понравилось наше занятие возьмет самую ноту – белую.
8.Домашнее задание.
Учитель: Ребята! Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома, с помощью красок, карандашей и фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось.
Учитель: Спасибо за урок! До свидание!