СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Древнейшая песнь материнства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "О России петь - что стремиться в храм"

Тип урока: урок углубления знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Древнейшая песнь материнства"»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Древнейшая песнь материнства»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»

Тема: «Древнейшая песнь материнства»

Тип урока: урок углубления знаний

Технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.

Цель: познакомить обучающихся с образом материнства воспетом в церковной музыке, в стихах поэтов, картинах художников

Задачи урока:

Обучающие: формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов, пробуждать интерес к церковной музыке.

Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, память, творческий потенциал в процессе изучения темы, развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения с поэтическими текстами, художественными полотнами.

Воспитательные: развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание. Формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким людям, забота)


Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери;

Песня «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной;

Песня «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин;

Доп. Мат: Учебник Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2012г; Презентация: «Древнейшая песнь материнства».

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать образ матери в живописи, поэзии и музыке. Тема материнства всегда волновала художников потому, что эта тема близка каждому человеку.

2. Этап мотивации:

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас жанром духовной музыки. Для того чтобы узнать и запомнить название этого жанра – заполним кроссворд.

Заполнение кроссворда (применение игровых технологий).

Учащиеся узнают по слуху тембры звучащих инструментов и записывают их названия, по горизонтали получается слово – тропарь.

3. Этап изложения нового материала:

Демонстрация компьютерной презентации.

  1. Знакомство с жанром духовной музыки (тропарь)

Тропарь – жанр древнерусской духовной музыки (гимнографии), небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери. Мы прослушаем на уроке тропарь Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

Ребята, внимательно посмотрите на эту икону.

  1. Чтение стихотворения М. Волошина:

«Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом....

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (Максимилиан Волошин)


3. Краткий рассказ учителя о Владимирской иконе пресвятой Богородицы.

- Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - небесной заступницы Москвы и всего Русского государства. Эта икона - величайшая святыня. «Богоматерь Владимирская» из Византии попала в Киев в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, а затем она была перенесена в Москву. Во время вражеских нашествий икона не раз спасла город от гибели. После революции 1917г она хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства»

4. Слушание Тропаря Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Определение особенности мелодии, смысла текста.

Днесь светло красуется славнейший град Москва,

яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,

чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы

притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:

о пречудная Владычице Богородице!

Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»?

Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения о самом дорогом.

5. Динамическая пауза. (Применение здоровьесберегающих технологий)

6. Первичное закрепление нового материала.

1. Задание: подобрать из двух столбцов слова, соответствующие друг другу по значению.

- Ребята, посмотрите внимательно, взаимосвязаны ли эти слова?

Учащиеся отмечают, что слово «мать» согласуется и с Родиной, и с природой, и с красотой. Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

2. Рассматривание картины Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна».

- Что хотел изобразить художник?

Образ матери остается чистым, возвышенным, даже в самое тяжёлое время.

Рассматривание картины французского художника Огюста Ренуара «Мадам Шарпанье с детьми»

Какую атмосферу хотел передать художник?

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей, и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Подвести учащихся к выводу:

Мамы, представленные на картинах заботливые, любящие своих детей.

7. Слушание музыки и определение её характера:

Песня «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной;

Песня «Мама» муз. Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубин.

В песне русского композитора В.Гаврилина спокойная, благородная мелодия.

В итальянской песне о маме - чувствуется национальный колорит, музыка страстная.

8. Развитие вокально-хоровых навыков.

Мама приласкает,
Мама подбодрит.
Если поругает,
То всегда простит.

С нею мне не страшен
Никакой злодей!
Нет добрей и краше
Мамочки моей.

Исполнение песни «Зореньки краше».

- Давайте с вами споем ее красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто дарит песню в подарок своей маме.

9. Итог урока. Рефлексия:

Что нового узнали на уроке? Каким является образ матери в разных видах искусства?

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.

Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.

10. Домашнее задание:

1.подобрать стихотворение о маме и выучить его

2. нарисовать портрет мамы (задание по желанию).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!