СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки по теме:"Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме:"Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация)."»


29 Дата урока : 6 класс

Тема «Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).


Цели урока: познакомить учащихся с истоками джазовой музыки и историей возникновения этого музыкального направления.


Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание джазовой музыки как яркого и своеобразного феномена культуры XX в.

Личностные:

— формирование личностного эмоционального отношения к джазовой музыке;

—  умение высказать и аргументировать собственное отношение к джазу.

Предметные:

—  знание истории, разновидностей и выразительных особенностей джазовой музыки.

Форма проведения занятия: Урок-представление стиля джаз.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Н. Ланг. «Дух свободной музыки»; У.С. Монт. «Мальчик, играющий на банджо».

Музыка: Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» (№ 39 аудиоприложения); Дж.  Герман. «Hello, Dolli!» (№ 40 аудиоприложения).

Песенный материал: А. Лепин, стихи В. Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении».

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о джазовой культуре, о творчестве Дж. Гершвина, о музыкально-выразительных особенностях джаза. Прослушивание, слуховой анализ, обсуждение «Рапсодии в стиле блюз». Анализ нотного примера «Рапсодии» с точки зрения проявления особенностей джазового стиля. Изучение блюзового лада. Участие в подготовке и презентации проекта о джазе. Поиск информации для проекта с помощью ресурсов сети Интернет. Разучивание и исполнение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о джазе. Контроль понимания музыкально-выразительных особенностей джаза. Контроль проявления навыков слухового анализа и анализа нотного примера. Контроль понимания строения блюзового лада. Контроль выполнения задания по подготовке проекта. Контроль проявления певческих навыков при исполнении песни.

Оборудование : ноутбук, проектор , презентация , учебники.

Ход урока.

Эпиграф.
«Джаз-это искусство самовыражения» (Д. Эллингтон)


1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

(Здравствуйте ребята.)

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя.

Слушание песни Луи Армстронга - «Hello, Dolly».


2.Актуализация «опорных» знаний учащихся.

У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д.: Джаз.

У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д.: Характерный сбивчивый (неровный, синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Музыка этого жанра вам знакома?

Д: Да.


3. Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.


4. Первичное усвоение нового теоретического материала.

Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился (хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные. (Показ иллюстраций музыкальных инструментов)

Ритмические особенности джазовой музыки.

Негры – удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки.

Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. И если вы сейчас обратитесь к своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. А сейчас, пожалуйста, отбейте два удара ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев это не простое задание, а вот для жителей Африки этот ритм считается примитивным.

Учащиеся воспроизводят ритмический рисунок.

У: Молодцы!

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент - самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

В переводе с латинского - импровизация означает внезапный, неожиданный.

Так, что же является основой джаза?

Ответ учащихся – ритм, импровизация.

Послушаем импровизацию в исполнении Джаз - банда. Джаз-банд-это оркестр, который играет джазовую музыку. В состав такого оркестра входят следующие инструменты: банджо, саксофон, ударные, кларнет, тромбон, рояль или фортепиано.

 Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно. Мы не только будем слушать музыку, но и примем активное участие в этом процессе.

Н. Ланг. Дух свободной музыки 

Итак, джаз возник в начале XX века на юге Соединённых Штатов Америки. Он представлял сплав музыки древних племенных народов Африки с музыкальными традициями европейских стран.

Самыми ранними формами джаза стали рэгтайм и блюз. Именно эти жанры придали джазовой музыке такие её особенности, как характерный ритм и гармония. Например, от рэгтайма джаз унаследовал полиритмию – ритмическое несовпадение мелодии и аккомпанемента, обилие синкоп; от блюза – широкое применение «блюзовых нот», определяющих строение блюзового лада с пониженными III, VII (реже V) ступенями.

Блюзовый лад

 

Значительную роль в джазовой музыке играют импровизации солистов. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки. Есть лишь основа в виде какой-либо известной мелодии. Как правило, они исполняются в быстрых темпах, имеют несимметричные фразы, намеренные акцентные сбои. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию. Это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства, но и творческого дара.

  1. Инструментальный состав

Ярчайшей чертой джаза является его инструментальный состав, определяемый двумя группами инструментов – солирующей и ритмической. Солирующая группа включает трубу, саксофон, кларнет и тромбон; ритмическая – банджо, контрабас, ударные и фортепиано.

Банджо — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн. Банджо Монт. Мальчик, играющий на банджо х свободной музык

 

Значительную роль в джазовой музыке играют импровизации солистов. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки. Есть лишь основа в виде какой-либо известной мелодии. Как правило, они исполняются в быстрых темпах, имеют несимметри


Ритмическая пауза.

Я попрошу вас встать и при помощи музыкальных инструментов, ваших рук и движений принять участие в прослушивании. (Дети произвольно двигаются, отбивают ритмический рисунок, пританцовывают).

Слушание: Джаз-банд «Диксиленд»

У: какие эмоции вызвало у вас это произведение?

Ответы учащихся.

Разновидность джазовой музыки. Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Они пели по – своему, вкладывая в песни всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы после жизни. Так во второй половине XVIII века возникло негритянское религиозное песнопение СПИРИЧУЭЛ.

Спиричуэл – песни североамериканских негров религиозного содержания. Сюжеты к песням черпались из Библии. При исполнении спиричуэла поющие притопывали, прихлопывали и двигались в ритм мелодии.

Слушаем спиричуэл и анализируем. (Уч-ся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)

Как вы понимаете, спиричуэл имеет серьёзное религиозное содержание.

Но, как и всё остальное - джаз не стоял на месте и появился блюз.

Блюз – меланхоличная сольная песня. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары. Слово (blue) в переводе звучит как - печаль, меланхолия ,хандра. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст ,в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность. Грусть очень часто соседствует с юмором .В наше время очень многие певцы включают в свой репертуар - блюз, а некоторые работают только в этом стиле. В этом жанре проявил себя как исполнитель и певец –Луи Армстронг.

Слушаем и анализируем. Луи Армстронг . Блюз .

А теперь давайте с вами подумаем - отличается ли спиричуэл от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.)

Ответы детей.

5. Разучивание и исполнение песни «Колыбельная Клары из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бэсс».

Чтобы еще ближе приобщиться к этому жанру мы с вами прослушаем, а затем исполним песню из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бэсс».

В каком стиле прозвучала песня? Какие ритмические особенности вы заметили? (Сбивчивый ритм, акцент на слабую долю).

Распевание.

Дыхательная гимнастика.

Вокальные упражнения.

Разучивание по фразам.

Работа над художественным образом.

Выразительное исполнение.


6. Заключительное слово учителя.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.


7. Рефлексия. Оценивание.

А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку.

По вашим аплодисментам мы поймём - понравился ли вам урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!