СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки "Особенности русского фольклора".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Особенности русского фольклора" предназначен для обучащихся 5 класса  с УО (интеллектуальными нарушениями). Дети знакомятся с музыкой народов России  и сравнивают с особенностями русского фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Особенности русского фольклора".»

Тема урока. Особенности русского фольклора.

Подготовил: Учитель музыки Ю.В. Трофимова


Цель урока: Выявить и осознать характерные черты русской народной песни.

 

Задачи урока:

·      обеспечить понимание основных особенностей русской народной песни;

·      выявить характерные черты русской народной песни;

·      совершенствовать вокально-хоровые навыки при исполнении русских народных песен;

·       укрепить навык внимательного слушания и анализа музыки;

·       доставить детям радость от общения с музыкой.


Ход урока:

Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте, дети,

- Здравствуйте, учитель.

- Очень рада видеть вас,

Дружный пятый класс.

Введение в тему.

Сегодня мы отправляемся в музыкальное путешествие по нашей большой и прекрасной стране – России, и начнем мы его со слушания музыки. Давайте послушаем первый музыкальный фрагмент, определим жанр музыки, ее настроение и подумаем, о чем эта музыка?

Слушание и просмотр видео татарской народной песни в исполнении Саиды Мухамедзяновой «Су буйлап» («Волга»)

Вопросы детям:

Вам понравилась музыка? Как называется музыкальный жанр услышанной музыки? (песня, потому что мы слышим голос девочки) Определите настроение музыки, пользуясь «словарем настроений» (Ответы детей: музыка звучит ласково, плавно, нежно…) А вы поняли о чем поёт девочка? (нет, потому что поёт на другом языке).

Пояснение учителя: девочка поёт на татарском языке о красивой и великой русской реке Волге. Вы обратили внимание, в какой красивый национальный татарский костюм одета девочка? А как красиво, с переливами исполняется эта песня! Это особая манера пения, по которой можно сразу сказать, что это вовсе не русская народная песня. Татары – это народ, который проживает на территории России в республике Татарстан со столицей в городе Казань, у этого народа свои обычаи и музыкальные традиции. О чем же была эта песня? О красоте родной земли!

Это была наша первая остановка, продолжаем музыкальное путешествие и отправляемся на холодный север России в республику Тыва. Слушаем второй фрагмент и думаем, о чем нам рассказывает эта музыка?

Слушание и просмотр видео песни «Кай кижонг».

Это тоже песня, но звучала она по-другому. Это низкое «горловое пение» характерно для суровых северных народов России. Вам понравилось, как звучала песня? Вы обратили внимание, на каких инструментах играли музыканты? Это инструмент струнный, похожий на русскую домру. Костюмы, инструменты и, конечно, язык народа Тывы отличается от русского. Мы не понимаем о чем поют, но характер музыки подсказывает, что эта песня тоже о красоте родной земли.

Это была наша вторая остановка. А теперь слушаем внимательно и отгадываем, в гости к какому народу мы отправляемся теперь?

Слушание и просмотр видео русской народной пени «Вышли девушки на улицу гулять».

Вам понятно, о чем поётся в этой песне? (Ответы детей) Конечно, эта песня на нашем родном русском языке. Как звучала песня? Давайте выберем подходящие слова из нашего «словаря настроений» (Весело, задорно, игриво…) Мы оказались в центральной России и познакомились с русской народной песней.

Давайте вспомним, кто сочиняет русские народные песни, можем ли мы узнать имя автора? Конечно, не можем. Русские народные песни давным-давно сочиняли простые русские люди, передавали их из уст в уста и постепенно имя автора забылось. Поэтому мы говорим, что эти песни сочинил русский народ, и называем их народными.

Слайд 1. Вам понравилось наше музыкальное путешествие? Все услышанные нами песни имели свои особенности, свой язык, свою уникальную мелодию и звучание. Мы сравнили все три песни и попробуем определить, чем же русские народные песни отличаются от песен других народов. Давайте сформулируем тему нашего урока: «Особенности русского фольклора». (дети читают на доске или на слайде)

Сообщение нового материала.

СЛАЙД. Слово фольклор "фольклор" со старинного английского переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. На последующих трёх уроках мы будем изучать музыкальный фольклор – русские народные песни, танцы и инструментальные наигрыши. А сегодня посвящаем наш урок особенностям русской народной песни.

Послушайте, какое прекрасное стихотворение было написано о красоте наших песен.

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез,

Столько песен у России,
Сколько в рощицах берез.
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.

Несмотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Посмотрите на слово-перевёртыш на слайде и отгадайте, как называется эта особенность? (дети читают слово)

СЛАЙД ПЕВУЧЕСТЬ - это распевание, растягивание гласных в словах на несколько звуков. Давайте еще раз послушаем начало песни «Вышли девушки на улицу гулять» и посмотрим как красиво и напевно девушки пропевают некоторые слова, как будто ручеёк урчит (прослушивание фрагмента и пропевание слов «вы-и-и-ишли де-е-е-евушки на улицу гуляти» по цепочке под звуки пианино)

СЛАЙД МНОГОГОЛОСИЕ (дети читают слово и обсуждают его значение).

Что это значит? (это поют много голосов, много людей) Обратите внимание, как исполняют песню «Вышли девушки на улицу гулять»: сначала вступает одна девушка, поёт первую фразу и к ней присоединяются по очереди остальные девушки, они поют следующую фразу вместе, а заканчивает пение только один голос. И на протяжении песни девушки, как будто переговариваются друг с другом, то поют по очереди, то вступают вместе. Их голоса соединяются в красивое многолосие.

СЛАЙД А вы обратили внимание, с каким настроением поют девушки. (радостно, задорно весело…) На их лицах широкая улыбка. И здесь мы слышим еще одну важную особенность русской народной песни – ШИРОКОЕ ДЫХАНИЕ (дети читают на слайде). Все русские народные песни поются звонко, напевно, ярко, голоса певцов звучат громко и чисто, а достигается эта особенность именно благодаря широкой улыбке во время пения. Давайте потренируем наше дыхание и голосовые связки и попробуем спеть попевку на широком дыхании.

- Дети делают дыхательные упражнения и специальные упражнения зля увеличения эластичности голосовых связок.

- Дети поют четыре строчи из песни «На горе-то калина» обычным голосом, а затем с улыбкой и широким дыханием, сравнивают, как звучит красивее.

СЛАЙД Следующая особенность русских народных песен – это неправильное ударение (смещение ударения). Мы только что вспомнили песенку «На горе-то калина» Что такое кАлина и мАлина? Это ягоды. А правильно ли здесь поставили ударение? (Нет. Правильное ударение будет на второй слог). Вот такое смещение ударений в русских народных песнях встречается очень часто.

СЛАЙД Прочитайте на слайде, как называется следующая особенность русского песенного фольклора. (дети читают) ПРЕРВАННОЕ СЛОВО.

Что же это значит? Давайте вспомним еще одну песенку, которую пели в 4 классе «Во кузнице» и разберемся, где же в песне прерываются слова, где они поются не полностью. Дети поют под мелодию пианино первый куплет песни и читают написание прерванных слов на слайде. Ищут прерывающиеся слова.

СЛАЙД Прежде чем изучить еще одну важную особенность русских народных песен, давайте приступим к пению новой песни «Калинка моя». Давайте послушаем песню и подумаем, о чем она? (дети слушают песню в исполнении учителя, текст песни размещается на слайде).

Работа над песней:

- Проговаривание слов в соответствии с ритмическим рисунком песни.

- Пропевание по строчкам по цепочке.

- Пропевание по строчкам хором.

- Пение первого куплета хором.

- Пение повторяющихся слов с хлопками в ладоши.

Ребята, скажите пожалуйста, вам легко было запомнить песню? (Да, потому что там много одинаковых слов, слова часто повторяются)

Какие слова в песне повторяются много раз? (Калинка-малинка моя, в саду ягода малинка моя) Это и есть важная особенность русских народных песен (читаем на слайде) ПОВТОРЕНИЕ СЛОВ И СТРОЧЕК.

СЛАЙД Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, что на нем написано (дети читают междометия Ах, Ух…) Вы знаете, что это за слова? Это слова-междометия, они передают чувства и эмоции человека. Такие слова в русских народных песнях встречаются очень часто, это еще одна интересная особенность именно русских народных песен. Давайте посмотрим на текст нашей песенки «Калинка-малинка» и найдем все эти слова. (дети ищут междометия и пропевают их в соответствующем настроении «Ой, вставала я ранешенько» - радостно. «Ой, медведь, ты мой батюшка, ты не тронь мою коровушку» - испуганно)

СЛАЙД ребята, а вы обратили внимание, как в песне называют медведя? («Медведь-батюшка»), как называют корову? (Коровушка)

Это ласковы слова, которые показывают нам, с каким уважением русские люди относились к животным, деревьям, природе. Такие ЛАСКОВЫЕ СЛОВА тоже являются особенностью именно русских народных песен.

В народной песне, как ни в какой другой, мелодия и слова слиты воедино. Неоднократно повторяясь, песенный напев звучит каждый раз с иными выразительными оттенками, обретает новое образное содержание.

Давайте подведем итог нашего урока и исполним песню «Калинка моя» выразительно, а в проигрышах будем играть на русских народных инструментах – ложках и трещотках.

(Концертное исполнение песни с движениями и игрой на инструментах)

Подведение итогов урока. рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего урока, проверим, что вы сегодня узнали нового, чему научились.

Что понравилось на уроке?

Что запомнилось?

Что было трудно?

Сегодня мы смогли прочувствовать всю красоту и мощь русской народной песни, узнали об удивительных особенностях нашего русского фольклора. Я надеюсь, что сегодняшний урок оставил в душе каждого из вас только добрые чувства, потому что мы прикоснулись к сокровищнице русской души, которая покорила нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своей Родине.
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка!

Музыкальное прощание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!