СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Тембры — музыкальные краски» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-знакомство с тембровой стороной музыки на примере тембров скрипки, виолончели, флейты.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 4 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание связи тембровой стороны музыки с красками в живописи;

—  осознание связи различных инструментальных тембров с тембрами человеческих голосов.

Личностные:

— осознание эстетической ценности и красоты разных инструментальных тембров на примере тембров скрипки, виолончели, флейты.

Предметные:

—  умение определять на слух и охарактеризовать тембры скрипки, виолончели, флейты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Тембры — музыкальные краски» (6 класс)»

6 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 28. Тембры — музыкальные краски

Цель урока: Изучение музыкальных тембров; знакомство с многообразием тембров симфонического оркестра. 

Задачи:

- формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание, исполнительскую деятельность как самовыражение переживаний в пении;

- развивать музыкальный слух;

- оптимизировать созидательные качества личности.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание связи тембровой стороны музыки с красками в живописи;

—  осознание связи различных инструментальных тембров с тембрами человеческих голосов.

Личностные:

— осознание эстетической ценности и красоты разных инструментальных тембров на примере тембров скрипки, виолончели, флейты.

Предметные:

—  умение определять на слух и охарактеризовать тембры скрипки, виолончели, флейты.

Форма проведения занятия: Урок-знакомство с тембровой стороной музыки на примере тембров скрипки, виолончели, флейты.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Музыка: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (№ 29 аудиоприложения), «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (№ 30 аудиоприложения); С. Рахманинов. «Вокализ» (№ 31 аудиоприложения); И.С. Бах. Скерцо из Оркестровой сюиты № 2 (№ 32 аудиоприложения).

Песенный материал: М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка».

Виды деятельности учащихся: Прослушивание музыкальных фрагментов, определение на слух тембров скрипки, виолончели, флейты. Участие в беседе о выразительных возможностях разных музыкальных инструментов, о красоте их тембров. Сравнительный анализ разных тембров; определение сходства их звучания с определёнными тембрами человеческих голосов. Рассматривание и обсуждение рисунков с изображением скрипки, виолончели, флейты. Анализ четырёх нотных примеров. Разучивание и исполнение песни «Скрипка». Ответы на вопросы и выполнение заданий в учебнике и «Дневнике музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль знания названий, внешнего вида, звучания, выразительных особенностей музыкальных инструментов на примере скрипки, виолончели, флейты. Контроль запоминания музыкальных фрагментов, умения узнать их в ряду других музыкальных номеров. Контроль знания сюжета «Сказки о царе Салтане», «Шехеразады». Контроль умения вести беседу со сверстниками и учителем о музыкальных тембрах, инструментах, выразительных средствах. Контроль метапредметных результатов — умения сравнивать тембры музыкальных инструментов с тембрами человеческих голосов. Проверка качества исполнения песни «Скрипка». Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

? Разгадайте ребус. Какой музыкальный тембр зашифрован? Что он означает?

Ответы учащихся.

Перед вами две работы: одна - чёрно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более яркая, красивая, более выразительная?

С помощью чего художник добивается выразительности и красоты?

- С помощью красок.

- Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то что это за краски?..

Ответы учащихся.

  1. Постановка темы. Целеполагание

В качестве эпиграфа сегодняшнего урока приведены слова композитора Н. Римского-Корсакова. Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова Н. Римского-Корсакова — выдающегося мастера оркестровки и знатока музыкальных инструментов?

Искусство сочетания оркестровых звучностей есть одна из сторон души самого сочинения. Н. Римский-Корсаков

Ответы учащихся.

- В своих словах Римский-Корсаков подчёркивает мысль, что тембровая окраска считается не просто украшением произведения, не только способом разнообразить звучание, но самой сутью, содержательной стороной, «душой» музыки.

Сегодня мы будем говорить об окраске голосов музыкальных инструментов или - о тембрах.

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или, как говорят музыканты - свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но… струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так, как стеклянная.

И в качестве доказательства мы прослушаем сегодня эпизоды из некоторых сочинений Николая Андреевича Римского-Корсакова и других авторов. Ранее вы уже неоднократно знакомились с фрагментами из опер Н. Римского-Корсакова. На этом уроке, посвящённом инструментальным тембрам, вы услышите симфонические примеры его творчества.

Тема нашего урока - «Тембры – музыкальные краски».

Сегодня мы познакомимся с тембрами некоторых струнных и духовых инструментов и постараемся доказать, что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску. Вы познакомитесь со звуком, внешним видом трёх музыкальных инструментов, узнаете об их возможностях и области применения композиторами.

  1. Введение в тему

В Музыкальной энциклопедии читаем: «Тембр — окраска звука; один из признаков музыкального звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по которому различают звуки одинаковой высо­ты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами» (т. 5, с. 487).

Подробнее о тембре читайте в Приложении.

Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы – любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен его исполнять.

  1. Работа по теме

  1. Скрипка

Скрипка

Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому её нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера. Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

А) Слушание и музыкальный анализ. Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада» (Фрагмент)

Симфоническая сюита «Шехеразада» — произведение, посвящённое теме Востока. Программа произведения составлена композитором по мотивам арабских сказок «1001 ночи»: «Султан Шахриар, убеждённый в неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их в продолжение 1001 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

В «Шехеразаде» четыре части; каждой композитор дал название. Первая часть называлась «Море и Синдбадов корабль», вторая — «Рассказ царевича Календера», третья — «Царевич и царевна», четвёртая — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Через все части проходят две основные мелодии — грозная тема Шахриара и нежная тема Шехеразады.

В музыке Шехеразада — творческий образ, вдохновенная рассказчица, которая силой своего таланта смирила и смягчила жестокого тирана. Своими талантливыми сказками Шехеразада спасла жизни многих женщин, которых казнил бы Шахриар, не встреться на его пути прекрасная сказочница. Шехеразада, наряду с Садко и Орфеем, воплощает в себе силу воздействия искусства на человека. Мелодия Шехеразады нежна, спокойна, задумчива и печальна.

Работа над нотным примером

В теме Шехеразады (нотный пример 33) ученики отмечают певучую витиеватую мелодию скрипки соло. Она, подобно восточному узору, вьётся в высоком регистре и характеризует изысканный образ восточной красавицы. Аккомпанируют теме аккорды арфы, взятые арпеджиато, т.е. перебором струн. Вместе скрипка с арфой создают фантазийный образ творческой натуры, талантливой рассказчицы.

Б) Н. Римский-Корсаков. «Полёт Шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки – «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Б) Слушание фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова

И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане» — одна из самых светлых опер Н. Римского-Корсакова. Опера напи­сана на сюжет сказки А. Пушкина. Персонажи сказки: царь Салтан, его сын — царевич Гвидон, его мать царица, её злобные сёстры Ткачиха и Повариха во главе со злобной Бабарихой. Царица с сыном проходят в сказке множество испытаний: плывут в бочке, попадают на остров Буян. Гвидон становится правителем города Леденца. Добрая волшебница Царевна-Лебедь помогает героям и приводит действие к счастливой развязке. Отец и сын, наконец, встречаются, семья воссоединилась.

Большое место в опере занимают симфонические фрагменты. И среди них, как раз — знаменитый «Полёт шмеля». Гвидон превращается в шмеля, чтобы перелететь через море и невидимым оказаться в царстве Салтана. Там он жалит своих врагов.

«Полёт шмеля» звучит в опере несколько раз; эта стремительная виртуозная мелодия перелетает из регистра в регистр, от одних инструментов к другим.

Работа над нотным примером

В «Полёте шмеля» (нотный пример 34) ученики отмечают кружащуюся на одних звуках в очень быстром темпе мелодию, сопровождаемую аккордами, перемежающимися паузами.

В) Характеристика инструмента. Известные скрипачи

Скрипка — наиболее высокий по тембру струнный смычковый инструмент. При игре скрипку держат на левом плече. Инструмент имеет четыре струны. Общая длина скрипки — около 60 см. Для обучения детей используются скрипки меньших размеров. Скрипка имеет овальный корпус с вырезами для ведения смычка. Вверху и внизу находятся деки. Струны располагаются над верхней декой; они прикреплены с одной стороны к грифу, с другой — к подставке. Корпус скрипки покрывается специальным цветным лаком.

В прошлые века в разных странах Европы складывались школы скрипичных мастеров. Лучшие скрипки изготавливались в Италии. Среди знаменитых скрипичных мастеров  —  Страдивари, Амати, Гварнери.

С течением времени скрипка стала ведущим инструментом в Европе, она очень сильно воздействовала на слушателей. Скрипке поручают мелодии широкого дыхания, сильных эмоций, виртуозные партии.

Сонаты и партиты для скрипки соло писал И.С. Бах, сонаты для скрипки и фортепиано и концерты для скрипки с оркестром сочиняли Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.

В XIX в. огромную роль в развитии скрипичной музыки сыграло творчество Н. Паганини. Он расширил и сделал более разнообразными приёмы игры на скрипке.

Среди отечественных скрипачей мировую известность приобрели имена Давида Ойстраха, Леонида Когана, Виктора Третьякова, Владимира Спивакова.

  1. Виолончель

А) Общие сведения

К группе струнных смычковых инструментов, также как и скрипка, принадлежит виолончель.

Виолончель

Виолончель  —  струнный смычковый инструмент низкого тембра и крупных размеров. Состоит из двух дек (верхней и нижней), грифа, над которым располагаются четыре струны. Каждая из струн закрепляется вверху на своём колке, а внизу упирается на деку. Инструмент располагается между коленей исполнителя и упирается в пол шпилем.

Одним из лучших мастеров, создававших эти инструменты в XVIII в., был Антонио Страдивари.

Виолончель сначала считалась басовым инструментом, играющим сопровождающую роль.

Произведения для солирующей виолончели писали Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Шопен, Брамс.

Во второй половине XX в. инструмент пережил взлёт популярности во многом благодаря исполнительскому таланту и энергии великого русского виолончелиста Мстислава Ростроповича. Многие композиторы писали произведения в расчёте на его исполнение и посвящали ему свои сочинения, среди них - С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Б) С. Рахманинов. Вокализ

Тембр виолончели на сегодняшнем занятии охарактеризован прекрасной мелодией С. Рахманинова — Вокализом.

Первоначально композитор написал эту печальную, проникновенную мелодию для голоса и фортепиано, но существует множество переложений этой музыки для разных инструментов: скрипки, флейты, виолончели, кларнета, валторны, для симфонического оркестра.

Композитор посвятил это произведение великой русской певице Антонине Неждановой.

Вокализом оно называется потому, что исполняется не на стихи, а на один слог (вокализами обычно называются упражнения певцов для распевания).

Слушание музыкального фрагмента Вокализа С. Рахманинова.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближают её интонацию с живым голосом – глубоким, певучим, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели. И яркий пример такого рода – Вокализ С. Рахманинова.

Виолончель и скрипка входят в группу струнных смычковых инструментов. Звук на струнных смычковых (скрипка, альт, виолончель, контрабас) появляется от ведения смычком по струнам инструмента.

Струнные инструменты имеют древнюю историю. Одним из первых струнных можно считать лук.

Работа над нотным примером

Мелодия Вокализа С. Рахманинова (нотный пример 35) очень продолжительна, раздольна, певуча, она «вьётся», как тропинка в бесконечных полях. Её сопровождают равномерные тихие аккорды фортепиано.

  1. Флейта

Флейта

Там же, где требуется лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность, и грациозное остроумие.

Прелестная «Шутка» И.С. Баха из Сюиты №2 для оркестра – пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Звук флейты, как раз, и характеризует музыку этого произведения. В Оркестровой сюите № 2 И. С. Баха флейта солирует.

Сюита открывается увертюрой (вступлением) и состоит из нескольких частей, в основном это старинные танцы: рондо, сарабанда, бурре, полонез, менуэт. Сюиту оканчивает знаменитая «Шутка».

А) Слушание. И.С. Бах. «Шутка» (из Сюиты №2 для оркестра). Фрагмент

Б) Работа над нотным примером

В нотном примере 36 приведена только одноголосная мелодия флейты из «Шутки» И.С. Баха. Вглядевшись в мелодию, ученики замечают её выразительные особенности  —  быстрый темп, очень разнообразное строение:  трели придают ей игривость и шутливость; и ритм, и мотивы мелодии постоянно меняются, стремятся вперёд. Всё вместе создаёт образ изысканный, изящный, лёгкий.

В) Характеристика инструмента

Флейта входит в группу деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов… Догадались?

Правильно, в них дуют. То есть, звукоизвлечение на флейте уже не такое, как на струнных смычковых инструментах. На деревянных духовых инструментах звук появляется от колебаний воздушного столба внутри инструмента.

А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева… Духовые инструменты, как и струнные, имеют древнюю историю. Деревянные инструменты зародились из разных народных свирелей, дудочек пастухов. И когда-то такие инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название, как мы уже сказали, - «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов - например, из пластмассы, металла и даже из стекла.

Флейта – это один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, хотя современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании миру природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Флейта — деревянный духовой инструмент высокого тембра. Его звук – лёгкий, звонкий, светлый и подвижный.

Современная оркестровая флейта изготавливается из металла. Длина инструмента — около 66 см. Флейта состоит из головки с отверстием для вдувания воздуха и цилиндра со звуковыми отверстиями и клапанами.

Произведения для солирующей флейты писали Бах, Вивальди, Моцарт, Дебюсси, Прокофьев. Флейта — инструмент с богатыми выразительными и техническими виртуозными возможностями.

5. Разучивание. Пение

«Скрипка» М. Славкина, стихи И. Пивоваровой - https://youtu.be/eZSkfmywKxs

Тема сегодняшней песни соответствует теме нашего занятия.

Перед разучиванием песни ответьте на вопрос: Какому тембру человеческого голоса соответствует диапазон скрипки?

- Женскому, детскому.

При разучивании обратим внимание на то, что в припеве песни изображается игра на скрипке, поэтому он поётся без текста.

Текст песни:

  1. Запела скрипка под смычком

И пела всё грустней,

И те, кто слушали её,

Грустили вместе с ней.



  1. Но перестала вдруг грустить

И улыбнулась скрипка, —

И появилась на лице

У каждого улыбка.

6. Итог

Звуковая окраска голосов инструментов богатая и разнообразная.

И их, действительно, можно сравнить с красками в живописи: как разнообразна гамма цветов, так и голоса инструментов, их тембры такие же разнообразные.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажи на примере темы «Шехеразады» и «Полёта Шмеля» Н. Римского-Корсакова.

2) С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?

3) Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И.С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?









Приложение

Из книги: Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. - М., 2006. 367 с.

Тембр. Это одно из четырёх свойств звука, включающих высоту, силу, длительность и тембр.

Звук одной и той же силы, высоты и длительности, произведённый разными инструментами, например скрипкой и колокольчиком, — будет отличаться именно тембром и ничем иным.

Тембр музыкального звука зависит от огромного количества факторов. Из тех, которые известны сейчас науке, можно назвать следующие: материал, из которого сделан источник звука (вибратор); форма этого предмета; качество, форма и удалённость от него резонатора; акустика помещения. На тембр влияют высота и сила звука, его сочетания с другими инструментами и т. д. О том, насколько сложен и тонок весь комплекс условий, образующих тембр, говорит многовековая эпопея с попыткой разгадать секрет скрипок Антонио Страдивари.

В какой-то степени тембр — одно из главных условий музыки. Особое значение тембровая сторона музыки приобрела в XX в. Это связано, с одной стороны, с  некоторой исчерпанностью других средств, с другой — с развитием инструментария, расширением тематики, появлением новых стилей в искусстве, например импрессионизма, в котором краска стала важнее линии, и вообще с обновлением художественного мировосприятия. (С. 301, 302.)

Из книги: Бернстайн Л. Концерты для молодёжи: пер. с англ. / предисл. Е. Ф. Бронфин. Л., 1990. 232 с.

Правильная оркестровка должна подходить определённой музыкальной пьесе, подобно подходящему костюму или платью. Плохая оркестровка — примерно то же, что свитер для пловца.

Итак, запомните: под хорошей оркестровкой подразумевается такая оркестровка, которая точно подходит для данной музыки и позволяет ей быть услышанной наиболее ясно и доходчиво.

Конечно, сделать это довольно трудно. Только подумайте, сколько всего должен знать композитор, прежде чем сможет оркестровать сочинённую им пьесу. Первое, он должен понимать, как следует обращаться с каждым инструментом в отдельности, зная его возможности, какие его самые высокие и самые низкие ноты, его хорошие и не очень хорошие ноты и все звуки, которые он может издавать. Затем композитору необходимо понимать, как обращаться с различными инструментами одновременно — как сочетать их и как уравновешивать. Вы видите, как трудно композитору осуществить свой выбор среди всех инструментов, я уж не говорю о сотнях и миллионах возможных комбинаций этих инструментов. (С. 184, 185.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!