СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Свадьба в деревне» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 3 четверти.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Свадьба в деревне» (2 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс

3 четверть



УРОК 2. Свадьба в деревне

Цели и задачи:

- приобщение детей к русским национальным традициям, приближение их к пониманию философского величия народного искусства;

- знакомство с национальными традициями как самоценными явлениями народной культуры;

- понимание возможностей музыки, овладение средствами выразительности;

- разучивание русской народной песни «Как по мостику-мосточку»; разучивание и разыгрывание фольклорной обрядовой сцены.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 60—63.

2. Музыкальный материал:

Как по мостику-мосточку. Русская народная песня (свадебная) / ЭФУ, с. 61; фонохрестоматия.

Как сказали, Иван-то грозён. Русская народная песня

ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

  1. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

- Прозвенел звонок…

- Начался урок.

  1. Активация опорных знаний

- На прошлом уроке, ребята, мы с вами слушали и исполняли разные виды народных песен. Назовите их жанры.

- Пестушки, колядки.

- Что можно сказать о их музыкальном характере, напевах, интонации?

- Характер шуточный, игривый, озорной. Мелодии, напевы довольно короткие, лаконичные. Интонации легкие и повторяющиеся.

- Давайте исполним эти песенки.

Исполнение:

  1. «А тари, тари, тари…» - с прохлопыванием ритмического рисунка,

2) «Мать Мария» - с пластическим интонированием.

- Прослушайте, назовите музыкальное произведение.

Прослушивание начала молитвы «Богородице, Дево, радуйся!» из Всенощного бдения, муз. С.В. Рахманинова.

- Молитва «Богородице, Дево, радуйся!».

- Это народная или авторская (композиторская) музыка?

- Композиторская. Музыку молитвы написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

- В чем особенность интонации молитвы? С чем это связано?

- Это молитва, исполняется в храме. Интонация протяжная, напевная, светлая. Особенностью интонации является множество распевов на звуке.

- Что означает словосочетание Всенощное бдение?

- Это рождественская или пасхальная церковная служба.

- Давайте споем Молитву С.В. Рахманинова. Как будем петь?

- Спокойно, неторопливо, ласково, и обязательно распевая гласные звуки.

Исполнение «Богородице, Дево, радуйся!» из Всенощного бдения, муз. С.В. Рахманинова.

- Чем похожи и чем отличаются молитва С. Рахманинова «Богородице, Дево, радуйся!» и народная песенка «Мать Мария»?

- Объединяет молитву С. Рахманинова и народную песенку-колядку героиня, о которой поётся: Божья Матерь. А отличие их – в характере мелодии и в исполнении: в молитве напев, мелодия более сложные, в интонации много распевов на звуке. А народные молитвы и песенки поются просто, монотонно, без распевов, - будто читаются.

3) Мотивация. Целеполагание

- В неисчерпаемой сокровищнице нашей России-матушки – её народном творчестве – авсени-колядки и другие обрядовые песни, былины и потешки, частушки и лирические народные песни… Чистота и красота народной песни, свободная и текучая бытовая речевая интонация, простота и ясность напева – все это делает народную песню близкой и понятной сердцу каждого русского  человека. 

Как затянет, как зальётся

Песней русскою народ,

И откуда что берётся,

Прямо к сердцу так и льнёт. («Что за песни»)

Бесконечен и разнообразен мир народной песни. Появившись с незапамятных времен, песни не устаревают и в наши дни. Слушаешь хороводные и бытовые, обрядовые и плясовые народные песни и понимаешь, сколько в них светлого и сильного чувства, тепла и нежности, бережной ласки, преклонения – всего того, что так трудно, да и невозможно передать даже самыми лучшими словами.

С разных сторон рисуют песни жизнь народа в прошлом. В них мы находим яркое отражение социальных противоречий крепостной деревни: описание тяжести царской солдатчины, рассказ о трудной доле русской женщины, о горе вдовы-солдатки или сироты. Они знакомят нас также со взглядами и бытом старинной крестьянской семьи, с тяжелым трудом крестьян. Русская народная  песня шла с человеком сквозь годы, помогала справиться с трудностями и печалями. В лучшие минуты звучала в нем песня счастья, распахивая перед человеком  и свет ласкового солнышка, и ширь мая, и синь родного небосвода. Песенные мелодии давали возможность ощутить красоту первозданной природы, чистоту  и теплоту взаимоотношений.

Несмотря на различие в содержании, народные песни тесно связаны друг с другом: в них отражена  та «подлинная история народа», которую, по словам Горького, «нельзя знать, не зная устного народного творчества». А песни наших далеких предков – это своеобразная летопись, хранимая народной памятью, живое свидетельство бытовых сцен, верований и различных народных обрядов.

Рассмотрите картины русских художников на экране и предположите, о чём мы сегодня будем вести разговор, какие цели будем преследовать?

Виртуальная галерея «Люд честной».

Ответы учащихся.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с народным песенным творчеством. А конкретно – со свадебными обрядовыми песнями.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Свадебные обрядовые песни русского народа

1) Жанры свадебных песен

Обычаи русской свадьбы уходят корнями глубоко в славянские традиции и обряды. Причем вся церемония, которая тянулась достаточно долго, от самого начала и до конца сопровождалась аутентичными песнями, которые как нельзя лучше отражали образ жизни, а также чувства народа.

Характерными традиционными признаками обрядо­вых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «тра­ва шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюш­ка», «подруженьки», «свашеньки» и др.).

Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. 

А) Песни-причитания (плачи) – лирические произведения, связанные с довенечными обрядами невесты: просватанье, шитьё приданого, посидки (посиделки), девишник. Песни-причитания, которыми в течение недели подружки стараются разжалобить невесту, вызвать у неё слезы, как правило, сопровождаются и причитаниями невесты. В старину девушку чаще всего никто и не спрашивал, желает ли она замуж за того или иного претендента. Потому в обрядовых песнях очень часто обыгрывалась несчастная женская доля, когда забирают девицу из отчего дома и отправляют жить к чужим людям. Кроме того, свадьба для невесты была символом того, что она умирала для своей девичьей жизни и возрождалась снова в доме мужа. За день до девишника – на посиделках – невеста прощается со своей роднёй и подружками. Специально приглашённые старухи-голосильщицы («плакальщицы»), среди которых встречались исключительно талантливые певицы, причитают от лица невесты. Сама же невеста плачет, повторяя вслед за ними слова причитаний. По окончании посиделок невесте расплетают косу.

Но, возможно, что уже и в ту далёкую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьёй. Наиболее существенная стилевая особенность причитания — передача смятенных чувств человека.

Прослушивание свадебного хорового причета с плачем невесты «Эй, да вы, любезные мои, мои подруженьки…» (аудиозапись)

Работа с учебником:

- Откройте учебники на стр. 60. Прочитайте текст. Найдите плач подружки.

«Ой, милаи мои подруженьки…

Ой, как мне в чужия люди, ой, та жить будется». (Плач невесты)

«Ты моя подружка! Кричи…» (Плач подружки)

Б) Лирические образы свадебных обрядных песен: селезень, со­кол - для изображения жениха, и уточка, кукушка — для изобра­жения невесты. Образ кукушки, связанный с похоронной символикой, появляется в свадебных песнях не случайно. По древнему обряду инициации девушка должна была «умереть», похоронив прежнюю жизнь. Характерно, что символ кукушки звучит в песнях девичника, а также во время отъезда к венцу, то есть в пес­нях довенечной обрядности.

В) Для величальных песен характерен приём идеализации в изо­бражении характеров и внешности жениха и невесты. Величания — это жанр песенного восхваления жениха, невесты. Основной чертой является красо­та рисуемых портретов, выражение идеального типа нравственного поведения, богатство и бытовой достаток, пышность всей обстановки дей­ствия. Величальные песни звучат в доме невесты вечером перед свадьбой и сопровождают церемонию отъезда жениха из дому, встречу свадебного поезда у невесты, смотренья (вывод невесты к столу), проводы свадебного поезда к венцу и встречу молодых.

2) Задание

- Прослушайте свадебную песню «Как сказали, Иван-то грозён» (в некоторых регионах России слова могли меняться «Как сказали, Иван-то хитёр» и т.п.). К какому жанру свадебных песен вы её отнесёте?

Слушание «Как сказали, Иван-то грозён» (русская народная песня)

- Песни-причитания.

- А кто поёт – невеста или подружки, как вы считаете?

- Это песня подружек.

- Совершенно верно. Каким было исполнение?

- Темп – медленный. Исполнение – протяжное, заунывное, с причитаниями, слушать непривычно.

- Действительно, манера исполнения непривычна для нас. К тому же песня поётся на диалекте (непонятны слова). А каким было развитие музыки?

- Путём повтора – мелодия в куплетах повторялась.



2. Разыгрываем песню

- До сих пор существует выражение «играть свадьбу». И это не просто констатация традиционного обряда, - это его сущность. Свадьбу играют — и это событие длится во времени, имеет свою логику и этапы развития, свою драматургию, как любое сценическое произведение. По сути, это народный театр. Именно его, в его бытовой народной форме, мы и попробуем сегодня воспроизвести, станем участниками действа, а значит, и чьей-то судьбы.

Сегодня мы с вами разучим и разыграем свадебную величальную песню «Как по мостику-мосточку». Прослушайте эту песню и расскажите о ней.

  1. Слушание, музыкальный анализ

Как по мостику-мосточку,

Калина, малина!

По калинову пруточку,

Калина, малина!

Селезенька утю переводит,

Калина, малина!

Сера утка не сдержалась,

Калина, малина!

Селезенька ходит, тужит,

Калина, малина!

Ходит, тужит, сокрушаясь,

Калина, малина!

Как мне утку жалко стало,

Калина, малина!

Стань-ка, утка, встрепенися,

Калина, малина!

На ноженьки обоприся,

Калина, малина!

Стала утка, встрепенулась,

Калина, малина!

На ноженьки обопнулась,

Калина, малина!

Селезенька взрадовался,

Калина, малина!

- Найдём зерно-интонацию.

Дети определяют.

- Из зерна-интонации выросла мелодия.

Учитель проигрывает.

  1. Разучивание песни (по фразам).

- Какое вы здесь видите развитие?

- Повтор.

- А как можно украсить эту песню? Давайте возьмём наши музыкальные средства (работа с карточками) и посмотрим, что можно сделать с песней.

Мелодия. Будем менять?

- Нет, оставим тему неизменной.

- Темп. Можем менять?

- Можем. От медленного темпа постепенно перейти к более быстрому.

- А чтобы у нас получилось веселее, добавим в исполнение движения (хоровод, разыгрывание). Каким будет у нас развитие?

- Исполнительское.

- А теперь исполним песню хороводом и введём кого-нибудь из девочек в роль невесты.

3) Исполнение песни с разыгрыванием

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- О чём шла речь на нашем уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Кого похвалим?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

  • Повторять, выразительно исполнять народную обрядовую песню «Как по мостику-мосточку».

  • Найти самостоятельно и привести другие примеры свадебных обрядовых песен (записать в тетрадь).

  1. Итог

Интонации народного фольклора полио́бразны (схожи). И знакомясь с народными песнями, исполняя их, мы постепенно начинаем понимать философию народного искусства, начинаем понимать возможности музыки и затем видеть богатейшую палитру средств выразительности, которую используют композиторы в своём творчестве.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Усачёва В.О. Музыка: 2 класс: методическое пособие / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. — 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017;

  2. Усачева В.О. Музыка: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016;

  3. http://gorenka.org/index.php/knizhnaya-polka/7376-russkie-narodnye-pesni

  4. http://umoslovo.ru/index.php/galereya-konkursnykh-rabot


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!