СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 2 четверти «Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (Продолжение)».

 Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»

Задачи:

- знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм;

- различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок; улучшать чувство ритма учеников;

- накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования;

- сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические рисунки;

- уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки, формировать навыки слаженной игры в ансамбле.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Сочинение сочиненного» (1 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка 1 класс



II четверть

Урок 4. Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение)

Тема: Сочинение сочиненного



Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» (продолжение)

Задачи:

- знакомить учащихся с музыкальными средствами выразительности: темп, ритм;

- различать на слух и в нотных примерах ритмический рисунок; улучшать чувство ритма учеников;

- накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования;

- сочинять и исполнять на шумовых инструментах различные ритмические рисунки;

- уметь индивидуально и коллективно исполнять несложные ритмические рисунки, формировать навыки слаженной игры в ансамбле.



Средства обучения и оборудование:

1. Учебник, с. 42—47.

2. Рабочая тетрадь, с. 17, 40.

3. Музыкальный материал:

«Ах вы, сени, мои сени».

«Осень, непогодушка».

«Скажи, мотылёк».

И.С. Бах — Ш.Гуно. «Ave Maria» / фонохрестоматия.

З.А. Левина. «Ноги дождя» / нотная хрестоматия, с. 43.

З.А. Левина. «Весёлая песенка».

4. Инструменты: барабан, треугольник, трещотка, деревянные ложки, бубен и др.









ХОД УРОКА

«Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор».

К. Орф

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

  2. Мотивация

Звучат фрагменты «Эха» О. Лассо и «Утра» Э. Грига (названия произведений учитель умалчивает).

- Какие картины изобразила музыка?

Ответы учащихся.

- С помощью каких выразительных средств удалось композитору О. Лассо изобразить в музыке «эхо»?

- С помощью повторов фраз и динамики.

- Какие средства музыкальной выразительности были использованы Э. Григом, чтобы нарисовать в музыке картину утра?

- Нарастание звучности, динамика.

- Как развивается музыка в пьесе К. Дебюсси «Ветер на равнине»? Какие средства выразительности рисуют ветер (воздух, пустоту)?

- Порывы ветра – внезапное усиление звучания, внезапные затихания и кружение ветра - повторение через равные промежутки времени, будто развития музыки не происходит (ветер кружится и кружится на одном месте).

- Верно, ребята, во всех пьесах мы наблюдаем изменения динамики: где-то – незначительные, малозаметные, где-то – наоборот, яркие.

Интересная встреча сегодня у нас:

Динамические оттенки посетили нас -

С ними музыка становится живее.

Повторим мы эти знаки скорее!

Учащиеся называют все динамические оттенки, изображенные на экране.

- Но вот, например, пьеса «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига звучит умеренно и плавно.  Мы слышим легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в состояние покоя и безмятежности. Это происходит благодаря ещё таким средствам выразительности, как темп и ритм.

Темп и ритм играют в музыке также немаловажную роль. Ведь не захочется же нам, допустим, под напев колыбельной песни пуститься в пляс? Или, наоборот, не сможем же мы уснуть под звуки бодрого марша или зажигательной пляски?

Сегодня мы продолжим тайны узнавать -

Музыки основы дружно постигать.

Вам уже известно: чтобы исполнителем музыки стать –

Нужно о ней многое узнать.

Вот и сейчас – новая встреча у нас:

Помощники музыки в гости к нам зашли, -

С ними музыка выразительнее звучит.

Каждый исполнитель должен эти знаки знать.

Давайте начнём их сейчас изучать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Сочинение сочиненного

Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков существует очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые ритмические фигуры на примере знакомых вам музыкальных пьес: «Утро», «Ветер на равнине», «Эхо».

  1. Упражнение «Ритмическое эхо»

Цель упражнения – четкое и слаженное исполнение ритмических рисунков, ведущее не только к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию коллективного исполнения.

- Давайте-ка вспомним, ребята, а что же такое эхо?

Учитель выслушивает несколько мнений учеников, затем сам формулирует на основе их высказываний ответ:

- Верно, ребята, эхо – это явление окружающей природы: отраженный (от стены дома, от леса, от гор и т.п.) звук.

Но хочу заметить, ребята, что кроме всего сказанного, эхо может лишь повторить более или менее точно изданный нами звук. А это значит, что если громко крикнем: «Здравствуй!», то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!».

Мы с вами сейчас проведем игру «Ритмическое эхо». Вы будете моим эхом. Поэтому ваш ответ мне должен быть абсолютно похожим на тот ритм, который я задам, и любые отклонения, т.е. ошибки, вы постарайтесь исключить:

Учащиеся в точности должны прохлопать ритмический рисунок вслед за учителем: коллективно, подгруппами, индивидуально.

  1. Сложи песенку

- Мелодия в пьесе Грига «Утро» движется в ровном ритме, ровными одинаковыми длительностями. Подобная ритмическая монотонность создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние:

Задание: Досочинить и пропеть слова песенки, оставляя неизменным заданный композитором ритм и динамические оттенки:

Солнышко всходит

И небо светлеет…

  1. Тайны сочинения музыки

- Клод Дебюсси стремился уловить бесконечную изменчивость красок природы и схватить неуловимость и поэтичность момента. Дебюсси призывал слушать природу и находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.

Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в его высказываниях:

«…Создают музыку для бумаги, в то время как она создана для слуха. Ищут идеи в себе, тогда как их надо искать вокруг себя. (…) Не слушают тысячи окружающих нас шумов природы, предлагаемых ей в таком изобилии. Природа окружает нас, и мы жили внутри неё, не замечая этого до сих пор».

«Надо искать дисциплины в свободе, а не в правилах обветшалой философии, годной для слабых. Не надо слушать ничьих советов, кроме советов проносящегося ветра, рассказывающего нам историю мира».

«Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Оно несёт в себе собственную гармонию, и какие усилия бы к этому ни приложить, никогда не удастся найти гармонии ни более точной, ни более искренней».

Музыкальная конструкция у Дебюсси никогда не бывает жесткой и никогда не воспринимается ясно и откровенно. Мы её где-то улавливаем, но ощущаем лишь подсознательно. Музыкальные конструкции и формы у Дебюсси мягки и пла­стичны, завуалированы и почти незаметны для слушателя. Слушая музыку Дебюсси, мы воспринимаем её как сво­бодное и непосредственное музыкальное высказывание, излагаемое почти импровизационно.

Давайте поимпровизируем вместе с «Ветром» К. Дебюсси, стараясь передать ритм и динамику композитора.

Учащиеся выполняют импровизации на шумовых инструментах (по К. Орфу).



  1. Слушаем Баха

И.С. Бах — Ш. Гуно. Ave Maria

С ритмическим движением ровными одинаковыми длительностями мы уже сегодня встречались. Такое ровное движение ритма встречается в музыке нередко. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке немецкого композитора Баха.

В качестве иллюстрации я представлю вам пьесу «Аве Мария», где ритмическое развитие построено в аккомпанементе на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот:

- Ребята, вы знаете, кто такая Мария?

- Мать Христа.

- Откуда вы про неё знаете?

- Из Библии.

Аве Мария – означает «Радуйся, Мария» - это красивейшая молитва католической церкви, обращенная к Богоматери, и один из шедевров классической музыки.

Это произведение принадлежит немецкому композитору И.С. Баху. А позже французский композитор Шарль Гуно на уже сочиненную прелюдию Баха сделал вариацию для скрипки и рояля. Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова, что и сделало эту песню популярной.

«Аве Мария» Баха-Гуно являет собой цельную красоту, в которой прелюдия Баха становится аккомпанементом, а мелодия Гуно ведёт нас за собой какой-то чистотой звучания в высшие миры и к высшим лучшим чувствам и переживаниям.

Слушание «Аве Мария» Бах-Гуно.



3. Пение:

1) Разучивание и первоначальное исполнение: З.А. Левина «Веселая песенка»

2) Повторение и закрепление песни «Ноги дождя»



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия. Ритмическая игра «Бом, тили-бом»

Разделить детей на 3 группы:

  • 1-я группа: бом, бом, бом, бом

  • 2-я группа: ти-ли, бом, ти-ли, бом

  • 3-я группа: ти-ли, ти-ли, ти-ли, ти-ли

Сначала проговариваем ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем соединяем группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль).

Затем предложить детям придумать синхронные (в рамках одной группы) движения.

  1. Итог

Ритм, темп - важнейшие выразительные и изобразительные средства музыки.

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы сегодня рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных стилей и жанров: например, такие жанры, как вальс (плавность или фигуры «кружения» в ритме), марш (четкость ритма) и др.

Метроритмические формулы можно легко найти в окружающих звуках (например, звуки города).

Домашнее задание: Найти в окружающих звуках и проиграть любые метроритмические формулы (автомобильный сигнал, кукушка, капли дождя и т.п.)



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. http://muz-teoretik.ru/vidy-ritma-v-muzyke/

  2. http://wikilivres.ru/Russian_music

  3. https://znanija.com/task/

  4. http://открытыйурок.рф/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!