СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 3 четверти «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка».

 Цели и задачи:

 - знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка,  интернациональностью музыки;

- дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;

- учить понимать принципы музы­кального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия.

 - воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;

- выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать разви­тию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

3 четверть


Урок 1. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка

Тема: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля


Цели и задачи урока:

- знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка,  интернациональностью музыки;

- дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;

- учить понимать принципы музы­кального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия.

- воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;

- выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать разви­тию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.


ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Добрый день, добрый день,

Добрый день, ребята!

- Добрый день, добрый день,

Добрый день, учитель!

- Настроенье каково?

- Настроенье - во!

- Что ж, тихонечко садитесь

И работать не ленитесь.

Отправляется сейчас

В путешествие весь класс.



  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Сегодня мы с вами отправимся в мир танцевальной музыки, погрузимся в атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля.

  1. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы

- Посмотрите на экран.

Что же вы там видите?

(Звучит музыка М.И. Глинки «Увертюра к опере "Иван Сусанин"». На слайде: Большой театр оперы и балета, Воронежский театр оперы и балета, театр Ла Скала в Милане, Мариинский оперный театр в С.-Петербурге).

Ответы учащихся.

- О чём рассказывается в стихотворении А.С. Пушкина?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Ответы детей.

(Пояснения учителя в случае возникновения вопросов у учащихся:

Ложи - группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Партер - нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены до противоположной стены.

Раёк, галёрка (в переводе с франц. – paradis – «рай») - дешёвые, верхние места.)

- Скажите, что такое театр?

- Театр - место для зрелищ, направление в искусстве, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров.

- Кто в театре ставит действие?

- Режиссёр.

- А кто сопровождает действие на сцене?

- Оркестр во главе с дирижёром.

- Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра?

- Опера, балет.

- Что такое опера?

- Что такое балет?

- Как называют людей, которые пишут музыку к этим музыкально-театральным сочинениям?

Ответы детей.

- Внимание - на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите? Докажите правильность ответа.

(На слайде - видеофрагмент сцены из 3-го действия оперы «Иван Сусанин».)

- Совершенно верно. Вы видели фрагмент из оперы. А конкретно – это был фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.

- А как вы думаете, есть ли в операх балетные сцены?

Ответы детей.

- Балет нередко вводится в действие опер, чтобы многограннее выразить художественные образы героев спектакля, подчеркнуть их характерные черты.

Сегодня музыкальный театр приглашает нас познакомиться с танцевальными эпизодами оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Мы отправляемся на бал.

- А что такое бал?

Ответы учащихся.

- Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Итак, мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так: «Бал в замке польского короля». Она созвучна названию 2-го действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать?

Ответы учащихся.

- Эта сцена вводит нас в мир образов II действия оперы «Иван Сусанин». В этом действии, так называемом «польском акте», прозвучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Полонез

Напомню вам, что полонез - тор­жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Какие музыкально-выразительные средства его характеризуют? (Учитель наигрывает учащимся основные интонации поло­неза.)

- Выделяется характерный пунктирный ритм, энергич­ные призывно-фанфарные интонации, торжественный характер.

- Прослушайте полонез из оперы «Иван Сусанин». Обратите внимание на особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму.

1) Слушание Полонеза из 2-го действия оперы.

- На какую интересную особенность исполнения музыки вы обратили внимание?

- Музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов при­соединяются голоса поющих поляков.

- В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза?

- Звучат контрастные 3 части. Трёхчастная форма.

2) Вокальное интонирование тем полонеза.

- Откройте учебники на с. 94. Вам пред­ложены для вокализации основные темы полонеза для сравнения контрастных частей этого танца-хора. Обратите внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей.

Давайте представим себя участниками бала и испол­ним шаг по­лонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки.

3) Пластическое интонирование. Учащиеся выполняют, стоя на месте между рядами парт.


  1. Мазурка

- Сравним теперь полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка». С этим жанром вы уже знакомились ранее на примере фортепианного творчества Ф. Шопена.

1) Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

- Похожи танцы?

- Мажорный лад.

- В чём отличие?

- Мазурка - изящная по характеру, а полонез - воинственный.

- Рассмотрите рит­мические формулы мазурки и полонеза, найдите в записи сходство и различие.

- Сходство в трёхдольном размере и пунктирном ритме. Различие - акценты на разных долях так­та.

- Совершенно верно. Мазурка, ребята, переносит нас в опере в атмосферу праздничного ликования. И имен­но тему мазурки Глинка активно разрабатывает на протяжении всей оперы: впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте изменённый мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии Глинка со­четает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне...») с хоровым изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка, сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы».

Прослушайте мазурку ещё раз и попытайтесь самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца.

2) Слушание (аудиозапись), музыкальный анализ.

Ответы детей.

- Действительно, характер танца меняется после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве.


  1. Краковяк и вальс

- А сейчас вы услышите фрагменты ещё двух танцев из сцены бала - краковяка и вальса. Сравните характер танцев, задумайтесь над вопросом, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?

1) Слушание фрагментов (видеоряд), сравнение, музыкальный анализ

- Почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?

- Может быть это связано с тем, что на балу много людей, а характеры у всех раз­ные. И композитор это подчёркивает.

- Каковы особенности музыки вальса?

Ответы детей.

- Что можно сказать о музыке краковяка?

- Музыка быстрая, весёлая, чёткая, горделивая и одновременно грациозная. Характер – задористый, темпераментный. Исполняется танец на небольших прыжках, слышны лёгкие удары ногой об пол.

- Ритм – острый, чёткий.

- Действительно, особенность краковяка – в его ритме: остром, с частыми синкопами, с акцентом на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей. 

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую, акцент. Синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки.

(…) Этот польский  древний танец  краковяк, -

Любят все его  за грациозность.

И  не только его родственник  - поляк,

Но любая также и народность... (И. Квашнина. Краковяк)

Давайте исполним необычный ритм краковяка (синкопы) с помощью ударных инструментов и хлопков. Сначала порепетируем.

2) Исполнение ритмического рисунка краковяка.


  1. Вокально-хоровая работа

- А наша Россия страна - песенная. Назовите песню, которая и по мелодии, и по текстовому содержанию прекрасно характеризует нашу Родину - Россию.

- «Моя Россия».

- А как называется главная песня нашей страны, её символ?

- Гимн России.

- Давайте исполним эти песни.

Хоровое исполнение песен «Моя Россия» Струве, «Гимн России» Александрова. Цель: способствовать разви­тию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара.


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия

- Окончен бал, погасли свечи…

Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.

Закрылся занавес тот час.

Вспомним, где побывали мы сейчас?

- На балу.

- С чем познакомились?

- С бальными танцами.

- Перечислите их и охарактеризуйте.

Ответы детей.

- Ребята, а вы хотели бы поподробней узнать обо всех этих танцах?

Пусть это будет вашим домашним заданием: узнать, что означают названия этих танцев и историю их возникновения. Где будете искать?

Информация для учителя:

Краковяк (пол. krakowiak) - польский народный танец. Упоминается уже в XIV в. Возник в Краковском воеводстве. Также как и полонез, краковяк назывался «большим танцем», имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный та­нец в Польше, краковяк на рубеже XVIIIXIX вв. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка.

Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen - кружиться в танце) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров. В конце XVIII в. словом «вальс» называли крестьянский танец не­которых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно развивался в Вене (творчество семейства Штрау­сов). Со временем вальс превратился в крупное концертное инструментальное произве­дение, стал проникать во многие виды музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Ха­рактерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с трёхдольной ритмичностью - позволяют говорить о вальсовости как жанровом признаке.


- А сейчас, ребята, подумайте: поляки - захватчики, враги. А М.И. Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?

- Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.

- М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она была ему дорога. «Совесть великого художника не позволяла М.И. Глинке фальшиво искривлять польское». О чём нам говорят эти слова?

- Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.

- Почему характеристика поляков представлена танцами?

- Польша - танцевальная страна. Однокоренные слова, связанные с танцами – Польша – полька - полонез.

2. Итог

- Сегодня мы с вами прикоснулись к великому искусству. Музыка Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость.


Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок.


- На этом наш урок окончен.

Спасибо вам хочу сказать я за урок.

Общаться с вами было очень мне приятно.

К концу подходит время, наш урок

В душей своей оставлю. А вам

Успехов пожелаю всем, ребята!

До свидания!



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. https://botana.biz/prepod/muzyka/

  2. http://muz-teoretik.ru/sinkopa-v-muzyke/

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. https://studfiles.net/pgaik/

  5. https://www.stihi.ru/avtor/zakmaster

  6. http://открытыйурок.рф/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!