Критская. Музыка, 4 класс
3 четверть
Урок 1. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка
Тема: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля
Цели и задачи урока:
- знакомить учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки;
- дать обучающимся музыкальные представления об оперном спектакле;
- учить понимать принципы музыкального развития, помогающие школьникам понять смысл оперного действия.
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;
- выразительно исполнять музыкальные произведения, способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Добрый день, добрый день,
Добрый день, ребята!
- Добрый день, добрый день,
Добрый день, учитель!
- Настроенье каково?
- Настроенье - во!
- Что ж, тихонечко садитесь
И работать не ленитесь.
Отправляется сейчас
В путешествие весь класс.
Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня мы с вами отправимся в мир танцевальной музыки, погрузимся в атмосферу ярких, удивительных образов музыкального спектакля.
Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
- Посмотрите на экран.
Что же вы там видите?
(Звучит музыка М.И. Глинки «Увертюра к опере "Иван Сусанин"». На слайде: Большой театр оперы и балета, Воронежский театр оперы и балета, театр Ла Скала в Милане, Мариинский оперный театр в С.-Петербурге).
Ответы учащихся.
- О чём рассказывается в стихотворении А.С. Пушкина?
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Ответы детей.
(Пояснения учителя в случае возникновения вопросов у учащихся:
Ложи - группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.
Партер - нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены до противоположной стены.
Раёк, галёрка (в переводе с франц. – paradis – «рай») - дешёвые, верхние места.)
- Скажите, что такое театр?
- Театр - место для зрелищ, направление в искусстве, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров.
- Кто в театре ставит действие?
- Режиссёр.
- А кто сопровождает действие на сцене?
- Оркестр во главе с дирижёром.
- Постановку каких спектаклей мы можем увидеть на сцене музыкального театра?
- Опера, балет.
- Что такое опера?
- Что такое балет?
- Как называют людей, которые пишут музыку к этим музыкально-театральным сочинениям?
Ответы детей.
- Внимание - на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите? Докажите правильность ответа.
(На слайде - видеофрагмент сцены из 3-го действия оперы «Иван Сусанин».)
- Совершенно верно. Вы видели фрагмент из оперы. А конкретно – это был фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
В этой опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.
- А как вы думаете, есть ли в операх балетные сцены?
Ответы детей.
- Балет нередко вводится в действие опер, чтобы многограннее выразить художественные образы героев спектакля, подчеркнуть их характерные черты.
Сегодня музыкальный театр приглашает нас познакомиться с танцевальными эпизодами оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Мы отправляемся на бал.
- А что такое бал?
Ответы учащихся.
- Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются повышенной торжественностью, строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
Итак, мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так: «Бал в замке польского короля». Она созвучна названию 2-го действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать?
Ответы учащихся.
- Эта сцена вводит нас в мир образов II действия оперы «Иван Сусанин». В этом действии, так называемом «польском акте», прозвучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Полонез
Напомню вам, что полонез - торжественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Какие музыкально-выразительные средства его характеризуют? (Учитель наигрывает учащимся основные интонации полонеза.)
- Выделяется характерный пунктирный ритм, энергичные призывно-фанфарные интонации, торжественный характер.
- Прослушайте полонез из оперы «Иван Сусанин». Обратите внимание на особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму.
1) Слушание Полонеза из 2-го действия оперы.
- На какую интересную особенность исполнения музыки вы обратили внимание?
- Музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов присоединяются голоса поющих поляков.
- В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза?
- Звучат контрастные 3 части. Трёхчастная форма.
2) Вокальное интонирование тем полонеза.
- Откройте учебники на с. 94. Вам предложены для вокализации основные темы полонеза для сравнения контрастных частей этого танца-хора. Обратите внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей.
Давайте представим себя участниками бала и исполним шаг полонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки.
3) Пластическое интонирование. Учащиеся выполняют, стоя на месте между рядами парт.
Мазурка
- Сравним теперь полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка». С этим жанром вы уже знакомились ранее на примере фортепианного творчества Ф. Шопена.
1) Видеофрагмент из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
- Похожи танцы?
- Мажорный лад.
- В чём отличие?
- Мазурка - изящная по характеру, а полонез - воинственный.
- Рассмотрите ритмические формулы мазурки и полонеза, найдите в записи сходство и различие.
- Сходство в трёхдольном размере и пунктирном ритме. Различие - акценты на разных долях такта.
- Совершенно верно. Мазурка, ребята, переносит нас в опере в атмосферу праздничного ликования. И именно тему мазурки Глинка активно разрабатывает на протяжении всей оперы: впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте изменённый мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии Глинка сочетает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне...») с хоровым изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка, сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы».
Прослушайте мазурку ещё раз и попытайтесь самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца.
2) Слушание (аудиозапись), музыкальный анализ.
Ответы детей.
- Действительно, характер танца меняется после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве.
Краковяк и вальс
- А сейчас вы услышите фрагменты ещё двух танцев из сцены бала - краковяка и вальса. Сравните характер танцев, задумайтесь над вопросом, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?
1) Слушание фрагментов (видеоряд), сравнение, музыкальный анализ
- Почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?
- Может быть это связано с тем, что на балу много людей, а характеры у всех разные. И композитор это подчёркивает.
- Каковы особенности музыки вальса?
Ответы детей.
- Что можно сказать о музыке краковяка?
- Музыка быстрая, весёлая, чёткая, горделивая и одновременно грациозная. Характер – задористый, темпераментный. Исполняется танец на небольших прыжках, слышны лёгкие удары ногой об пол.
- Ритм – острый, чёткий.
- Действительно, особенность краковяка – в его ритме: остром, с частыми синкопами, с акцентом на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей.
Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую, акцент. Синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки.
(…) Этот польский древний танец краковяк, -
Любят все его за грациозность.
И не только его родственник - поляк,
Но любая также и народность... (И. Квашнина. Краковяк)
Давайте исполним необычный ритм краковяка (синкопы) с помощью ударных инструментов и хлопков. Сначала порепетируем.
2) Исполнение ритмического рисунка краковяка.
Вокально-хоровая работа
- А наша Россия страна - песенная. Назовите песню, которая и по мелодии, и по текстовому содержанию прекрасно характеризует нашу Родину - Россию.
- «Моя Россия».
- А как называется главная песня нашей страны, её символ?
- Гимн России.
- Давайте исполним эти песни.
Хоровое исполнение песен «Моя Россия» Струве, «Гимн России» Александрова. Цель: способствовать развитию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
- Окончен бал, погасли свечи…
Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.
Закрылся занавес тот час.
Вспомним, где побывали мы сейчас?
- На балу.
- С чем познакомились?
- С бальными танцами.
- Перечислите их и охарактеризуйте.
Ответы детей.
- Ребята, а вы хотели бы поподробней узнать обо всех этих танцах?
Пусть это будет вашим домашним заданием: узнать, что означают названия этих танцев и историю их возникновения. Где будете искать?
Информация для учителя:
Краковяк (пол. krakowiak) - польский народный танец. Упоминается уже в XIV в. Возник в Краковском воеводстве. Также как и полонез, краковяк назывался «большим танцем», имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный танец в Польше, краковяк на рубеже XVIII—XIX вв. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка.
Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen - кружиться в танце) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров. В конце XVIII в. словом «вальс» называли крестьянский танец некоторых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно развивался в Вене (творчество семейства Штраусов). Со временем вальс превратился в крупное концертное инструментальное произведение, стал проникать во многие виды музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с трёхдольной ритмичностью - позволяют говорить о вальсовости как жанровом признаке.
- А сейчас, ребята, подумайте: поляки - захватчики, враги. А М.И. Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?
- Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.
- М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она была ему дорога. «Совесть великого художника не позволяла М.И. Глинке фальшиво искривлять польское». О чём нам говорят эти слова?
- Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.
- Почему характеристика поляков представлена танцами?
- Польша - танцевальная страна. Однокоренные слова, связанные с танцами – Польша – полька - полонез.
2. Итог
- Сегодня мы с вами прикоснулись к великому искусству. Музыка Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость.
Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок.
- На этом наш урок окончен.
Спасибо вам хочу сказать я за урок.
Общаться с вами было очень мне приятно.
К концу подходит время, наш урок
В душей своей оставлю. А вам
Успехов пожелаю всем, ребята!
До свидания!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
https://botana.biz/prepod/muzyka/
http://muz-teoretik.ru/sinkopa-v-muzyke/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://studfiles.net/pgaik/
https://www.stihi.ru/avtor/zakmaster
http://открытыйурок.рф/