СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный жанр: Память жанра» (7 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа о жанровой основе музыки.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание жанров в искусстве как исторически сложившихся видов произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и условиями восприятия.

Личностные:

— осознание многозначности и разнообразия музыкальных жанров.

Предметные:

— умение назвать и охарактеризовать разные музыкальные жанры;

— овладение навыками исполнения русской народной многоголосной песни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный жанр: Память жанра» (7 класс)»

7 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 13. О чём «рассказывает» музыкальный жанр: «Память жанра»

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание жанров в искусстве как исторически сложившихся видов произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и условиями восприятия.

Личностные:

— осознание многозначности и разнообразия музыкальных жанров.

Предметные:

— умение назвать и охарактеризовать разные музыкальные жанры;

— овладение навыками исполнения русской народной многоголосной песни.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о жанровой основе музыки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: В. Гаузе. «Бал в Хофбурге»; Ж.П. Норблен де ла Журден. «Полонез».

Музыка: Ф. Шопен. Полонез, соч. 53 № 6 (№ 13 аудиоприложения).

Песенный материал: Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька», обработка А. Лядова.

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о жанрах в искусстве, о «памяти жанра». Чтение и объяснение фрагмента стихотворения А. Блока. Смысловое прослушивание и анализ Полонеза Ф. Шопена. Анализ нотного примера. Сравнительный анализ музыки и картин с изображением танцующих. Разучивание и трёхголосное исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька». Анализ музыкально-выразительных средств песни.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания терминов «жанр», «хорал», «былина», понятия «память жанра». Контроль участия в беседе о разных жанрах в искусстве. Контроль певческих навыков при исполнении русской народной песни. Контроль анализа музыки полонеза (слуховой анализ и анализ нотного примера). Контроль выстраивания ассоциативных связей между картинами с изображением балов и музыки полонеза.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний


Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений: «Окиан-море синее» (Вступление к опере «Садко») Н. Римского-Корсакова, «Лесной царь» Ф. Шуберта, Прелюдия №12 С. Рахманинова.

Вопросы и задания:

  1. Назовите музыкальные произведения, фрагменты из которых сейчас прозвучали.

  2. Какие характерные образы - лирический, драматический, эпический - передаёт музыка каждого фрагмента?

  3. В каком музыкальном жанре был представлен лирический образ? Эпический? Драматический?

  4. Как связан характер музыкального образа с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.

Тема урока – «Память жанра». Сегодня мы рассмотрим понятие жанра в историческом ракурсе, поговорим о существующем разнообразии музыкальных жанров, их видах, происхождении, жизненном назначении. Также вы поучитесь исполнять русскую народную многоголосную песню.

  1. Работа по теме

  1. Жанр и образ

Итак, разберёмся в понятии «память жанра».

Что, например, представляется нам, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары - вальс, весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся - полька, торжественная поступь, нарядные мундиры - марш, ласковый материнский голос, родной дом - колыбельная.

Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.

С . Боттичелли.

Весна. Фрагмент











Ф. Малявин. Вихрь. Фрагмент

О такой способности музыки – способности вызывать в памяти образы и представления – писали многие поэты, в частности Александр Блок:

Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поёт,

То веет таинством прекрасным. А. Блок

Музыка делится по своему назначению на непосредственно связанную с потребностями человека и не несущую конкретных жизненно-бытовых функций.

Бытовые жанры сосредоточивали в себе типичные интонации и ритмы эпохи.

Народные песенно-танцевальные жанры влияли на развитие профессиональной музыки. Так, австрийские песни и танцы легли в основу творчества Й. Гайдна, французские революционные песни «питали» музыку Л. Бетховена.



  1. Задание

Изучите картины с изображением танцующих, определите танцы, которые изображены на них.

В. Гаузе. Бал в Хофбурге

Ж.П. Норблен де ла Журден. Полонез

- На картине В. Гаузе изображено кружение пар в вальсе на балу XIX в.

- На картине Ж.П. Норблена де ла Журдена это - степенное движение пар в полонезе в эпоху старинного бала.

3) Связь музыкального жанра и музыкального образа

Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы.

Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.

Благодаря такой особенности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания.

4. Жанр полонеза

1) О жанре

Слово «полонез» в переводе с французского означает «польский».

Полонез — величественный танец-шествие.

Его истоки — в старинном крестьянском танце, который был сначала чисто мужским и четырёхдольным. В XVII в. полонез приобретает характерный ритм — раздробленную первую долю. Полонез становится трёхдольным, хоть его сходство с маршем не исчезает.

В XVIII в. начинают сочиняться полонезы не для танца, а для слушания и музицирования.

Полонезы сочиняли многие композиторы — И.С. Бах, В.А. Моцарт, М. Глинка, Г. Венявский, М. Огиньский. Создавались и полонезы с хором: например, полонез О. Козловского «Гром победы, раздавайся!», полонезы в операх («Жизнь за царя» М. Глинки).

Непревзойдённой вершиной жанра и символом Польши стали полонезы Ф. Шопена. Этот жанр у Шопена неотделим от истории его родины. В полонезах Шопен вспоминает о былом величии Польши, скорбит о её порабощении, мечтает о будущем процветании.

2) Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор

А) Слушание и музыкальный анализ

Знаменитый Полонез, соч. 53 написан в 1842 г., когда Шопену было 32 года. Энергичность, пышность рыцарского полонеза соединены в нём с поэтичностью и свободой фантазии. 

Прослушайте, охарактеризуйте музыкально-выразительные средства, запечатлевшие музыкальный образ и жанр.

Мелодия - …

Лад - …

Ритм - …

Динамика - …

Характер - …

Б) Работа над нотным примером

В нотном примере  12 ученики отмечают многозвучность и пышность аккордовой фактуры, мажорный лад, типичный упругий ритм полонеза, громкую динамику. Хоть музыка написана для фортепиано, в ней как бы слышится и представляется мощное оркестровое звучание.

Всё это создаёт блестящий праздничный и торжественный образ.

5. Народные жанры

Часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

1) Жанр протяжной народной песни в творчестве А. Лядова

Сегодня на примере русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька» в обработке русского композитора А. Лядова вы познакомитесь с жанром протяжной песни.

Протяжные песни — старинный жанр, имеющий долгую историю. Для протяжных песен характерны медленный темп, минорный лад, долгая распевная мелодия, переменный размер, плавный ритм. В мелодии обычно на один слог распевается несколько звуков.

Лядов Анатолий Константинович - один из талантливейших русских композиторов конца XIX и начала XX века, оставил богатое наследие в области обработки русских народных песен. Всего им сделано около 200 песенных обработок.

Композитор очень бережно относился к народным напевам, и глубоко воспринимал их. Народное песенное творчество было для него, прежде всего, реалистическим искусством, которое, по его словам, «никогда не лжёт», искусством, в котором отражается народный характер — «ясность» мысли, «прямодушие». Для его обработок характерны лаконичность, изящество, тонкое ощущение стиля.

Знакомимся с жанром песни «Ты, река ль моя, реченька».

Песня эта особая - сопровождала свадьбу невесты-сироты на Руси: на девичник приносили разукрашенную ёлочку без верхушки (олицетворение сиротства) и пелись особые свадебные песни - лирические сиротские. К таким и относится песня «Ты река ль моя, реченька».

Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька» в обработке А. Лядова - лирическая, распевная, протяжная по своему характеру и звуковедению. Песня воспитывает доброе отношение к национальным традициям, знакомит с красотой и величием русских напевов.

2) Слушание и анализ музыкально-выразительных средств песни «Ты, река ль моя, реченька» - https://youtu.be/u0PAWLpJaJA

Размер - переменный (что характерно для песенного фольклора – народных песен).

Ритм – ровный.

Лад - минорный с отклонениями в мажор.

Темп – умеренный.

Динамика – в основном р (тихая).

Мелодия – распевная. В песне встречаются распевы на 4 звука - на гласные а, е, ё.

Характер звучания – задумчивый, светлый, мягкий, спокойный.

Форма - куплетная (4 куплета).



6. Рефлексия

Разучивание и исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька» - https://youtu.be/va0reTDrYSo.

Вокально-хоровая работа: работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

Текст песни:

  1. Ты река ль, моя реченька.
    Ты течёшь, не колыбнешься.

  2. Ты дитя ль, моё дитятко,
    Ты сидишь, не улыбнешься.

  3. Вы сестрицы, подруженьки,
    Для чего же мне радоватися?

  4. У нас коней-то - полон двор,
    А гостей-то - полна горница.

7. Итог урока

В искусстве существует множество разнообразных жанров. Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. Ведь все жанры, в основном, – это уже исторически сложившиеся виды произведений в соответствии с их происхождением, предназначением в жизни, местом и условием исполнения. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Каждая эпоха задаёт музыкантам и слушателям свои жанры, одни из которых сохраняются на века, а другие со временем могут исчезать. Например, в эпоху европейского средневековья - примерно до конца 11 века - складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса, матет, хорал) останутся жить и по сей день, не потеряв своего предназначения – для богослужения. В позднее средневековье – эпоху крестовых походов - возникает жанр светской песни. А, например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров: возникают жанры, дошедшие до нашего времени и которые ещё останутся после нас - это опера, оратория, кантата, инструментальный концерт; появляются жанры камерной музыки: романсы, баллады, серенады, канты, реквием, вокализ, танцевальная инструментальная музыка.

А вот жанр вокальной музыки, как народная песня, является самым древним в истории развития музыки.

Жанры русских народных песен отражают всю прелесть души русского народа, в них обычно восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.

Основные жанры русских народных песен:

  • Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека;

  • Частушки — несли в себе большой смысл русского слова: них выражалось основное настроение народа;

  • Календарные песни — используются на различных календарных праздниках (например, в Рождество Христово или под Новый год).

  • Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.

  • Семейные (или обрядовые) песни — использовались на различных семейных праздниках: на свадьбах, при рождении ребёнка, отправления сына в армию и т.д. Такие песни сопровождались определённым обрядом.

  • Лирические, протяжные композиции — в таких произведениях упоминается нелёгкая доля русского народа (тяжёлая женская доля и нелёгкая жизнь простых крестьян).

Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.

Вопросы и задания

  1. Как ты понимаешь выражение «память жанра»?

  2. Выучи текст песни «Ты, река ль моя, реченька».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: Жанр, хорал, былина, полонез, лирическая народная песня, обрядовая песня, понятие «память жанра».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!