СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Народные танцевальные жанры» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с понятием «танцевальный фольклор», дать краткую характеристику основным жанрам танцевального фольклора;  

- способствовать умению общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора;

- учить разыгрывать народные игровые песни;

- формировать основы музыкальной культуры на материале русского танцевального фольклора;

- воспитывать интерес к изучению русского народного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Народные танцевальные жанры» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть


Урок 1. Танцевальные жанры

Тема: Народные танцевальные жанры


Цели и задачи:

- познакомить учащихся с понятием «танцевальный фольклор», дать краткую характеристику основным жанрам танцевального фольклора;

- способствовать умению общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора;

- учить разыгрывать народные игровые песни;

- формировать основы музыкальной культуры на материале русского танцевального фольклора;

- воспитывать интерес к изучению русского народного искусства.


Средства обучения

Музыкальный материал:

«Во поле берёза стояла» (слова и музыка народные) / 1 класс.

«Со вьюном я хожу» (слова и музыка народные).

«Не по погребу бочоночек» (слова и музыка народные) / фонохрестоматия.

«Ой, все кумушки, домой» (слова и музыка народные).

«Калинка» (музыка и слова народные) / ЭФУ, с. 16; Фонохрестоматия.



ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

  2. Мотивация и целеполагание


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Введение в тему

1) Сущность понятия «Танцевальный фольклор»

Русский фольклорный танец – древний вид народного творчества, возникший на основе трудовой деятельности человека: был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). Он был также связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский фольклорный танец неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

2) Зарождение танцевального фольклора

Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Так, старинные изображения пляшущих людей - литые серебряные фигурки - найдены в одном из кладов на Киевщине. Ученые считают, что сделаны они были в VI веке н.э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность.

Во времена язычества – в дохристианской Руси - существовали народные игрища. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик - праздник, связанный с весенними земледельческими работами - посевом; обжинки, спожинки - окончание жатвы, сбор урожая; осенины - проводы лета и встреча осени; коляда - зимний праздник; радуница, русалии - зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день - праздник солнца - Ярилы; таусень - Новый год и др.

На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ - богов и духов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Пробуждение природы от зимнего сна славяне изображали в плясках-играх весеннего праздника «семик». Во время этого праздника юноши и девушки водили хороводы вокруг березки, прыгали через костры, гадали.

В день летнего солнцестояния - 23 июня - был праздник Ивана Купалы. Молодежь прыгала через костры, пускала венки по реке, водила хороводы.

Осенью славили плодородную землю, справляли «обжинки», а в период зимнего солнцестояния - святки. На святках ряженые исполняли сатирические и комические танцы. За святками тоже с плясками, песнями и хороводами праздновали масленицу.

Часто вместе с трудовыми танцами исполнялись и любовные. Например, пляска-игра «А мы просо сеяли, сеяли» имела форму вокально-танцевального диалога. В ней изображался процесс сеяния проса, а солисты одновременно передавали в танце выбор и похищение невесты. Пляска-игра объединяла обряд, связанный с пахотой и севом, и обряд сватовства и выдачи девушек замуж.

3) Основные жанры танцевального фольклора

Русский фольклорный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Самым древним русским фольклорным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод - массовый танец, его рисунок - простой круг, олицетворял движение солнца вокруг земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. В шуточных хороводах участники изображали животных и птиц. В танце-игре «Заинька» юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырваться из круга танцующих. В хороводе «Воробышек» солист должен был точно передать походки молодицы, старика, хромого, скупого, нищего, купца, боярина. Все это он исполнял по заданию танцующих или хора.

Русские народные пляски были сольными и массовыми. Особенно хороша русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.


2. Хоровод

1) «Во поле береза стояла» - танец русских девиц

- Услышав плавную, льющуюся, неторопливую мелодию песни-танца «Во поле берёза стояла», сразу представляется картина, на которой красивые русские девушки с длинными шикарными косами в роскошных костюмах поют песню и, держась за руки, водят хоровод. Движения в танце - плавные, воздушные, чисто девичьи, без каких-либо резких шагов. Девушки движутся в хороводе цепочкой, змейкой или в две линии, вращаются друг вокруг друга или парами вокруг центра танцевальной компании. Шаги в берёзке мелкие и частые, напоминающие скольжение по водной глади. Девушки танцуют, слово лебёдушки плывут по серебристой реке.

Есть предположения, что песня возникла ещё до возникновения христианства на Руси, ведь обряд с заламыванием берёзы относится к языческим обрядам. Наверняка вы много раз слышали песню «Во поле берёзка стояла» и даже не догадывались, что означает фраза «берёзу заломати».

Заламывание берёзы – это обряд, который совершали девушки в четверг накануне праздника Троицы. Они толпой шли в лес, выбирали понравившуюся молодую берёзку, надламывали её вершину, надевали на берёзу венок и садили на неё чучело кукушки, сделанное из травы. Девушки пели и водили хоровод вокруг украшенного дерева, целовались друг с другом через закрученный на берёзе венок и обменивались своими нательными крестиками. Считалось, что после такого обряда «кумления» девушки становились друг другу близкими и родными людьми. Обряд завершался весёлым праздником и вкусной едой.

Вот вам и «заломали» берёзку!.. На Руси здорово жилось, столько всего интересного, даже Интернета не надо было!

А) Просмотр видеофрагмента.

Б) Исполнение песни «Во поле берёза стояла» с пластическим интонированием.

2) Вокальная работа над русской народной песней «Со вьюном я хожу»

Ещё одна хороводная, игровая песня – «Со вьюном я хожу». Эта календарно-обрядовая песня исполнялась в различные праздники календаря: во время святочных гуляний песня раскрывала смысл самих игрищ – смотрины и выбор невест (находящийся в центре круга парень держал в руках «вьюн» - платок или шарф, затем в соответствии со словами он клал «вьюн» на плечо выбранной им из круга девушки). Исполнялась песня также от Семика до Троицы: девушки шли за околицу, одна из них была одета в мужское платье - Семик, играли, водили хоровод вокруг кудрявых берёз. Сопровождала эта хороводная игра-песня все собрания молодёжи и на Масленичной неделе.

Слово вьюн означает «венок», или «платок, шарф». Как и многие народные, эта песня дошла до нашего времени в нескольких вариантах.

- Прослушайте один из вариантов исполнения. Как она звучит?

А) Слушание «Со вьюном я хожу».

- Песня звучит умеренно, певуче.

- Эту песню можно исполнить каноном.

Канон – это такое правило, при котором все голоса поют одну мелодию, но только в разное время начинают и заканчивают петь. Чтобы петь каноном, надо быть очень внимательными, уметь слушать себя и других.

Б) Показ и исполнение каноном 1-го куплета песни.

- А сейчас – творческое задание: продумать и сопроводить песню «Со вьюном я хожу» несложными музыкально-ритмическими движениями. 

Какие движения можно использовать?

- Хороводный шаг, круг, движения руками - на плечо, снять; «ручеёк», поклон.


В) Исполнение песни с движениями (используется атрибут - платочки).


3. Интонационный язык народных танцев

Почти у всех народов мира большинство народных движений родилось как подражание движениям, выполняемым в жизни, прежде всего трудовым или «охотничьим» (например, у африканских народов). Некоторые индийские обрядовые танцы можно «читать», как текст, т.к. в них все жесты, позиции пальцев имеют определённое значение. Для искусства танца как одного из человеческих языков это естественно.

Особенностью русского танца является пластичность: движения женских хороводов нежны, статны и неторопливы. Женская фигура в танцевальном течении хоровода словно неподвижна. В монотонности танцевальных фигур видны языческие истоки с их завораживающим кружением, в котором выражается целомудрие. В танцевальном «русском шаге» выделяются достоинство, горделивая строгость. Лирическая женственная пластика, неспешность и благородство поступи отражают представления народа о женской красоте души.

По своему смыслу и назначению этот русский танец имеет мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделённой друг с другом. Хоровод служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

Игровые хороводы разыгрывают определённый сюжет. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. В орнаментальных хороводах - без какого-либо определённого сюжета - часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмёрка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол - это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

Русские мужские же пляски строятся как соревнование в силе и удали движений.

Основная черта русской танцевальности - приплясывание и притоптывание, в которых и выражается внутреннее ощущение силы. И самым удивительным качеством русской танцевальности является стихия - безоглядная, самозабвенная отдача танцу, когда всё остальное в данный момент уже не имеет значения!

Русский танец, в большинстве своём, имеет простые названия, ясно отражающие либо рисунок танца, либо количество танцоров, либо музыку, под которую он исполняется, либо определённый сюжет. Среди плясок широко известны: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Тимоня», «Круговая плясовая», «Камаринская», «Чеботуха», «Сени», «Воротца», «Парная», «Четвёрка» и др. Во всех танцах живёт характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

Такое разнообразие танцев позволяет выражать любые чувства и эмоции, «приспособить» русский танец к любому важному событию. Современный русский танец всё так же богат и самобытен. Выразительный русский танец способен привить хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать своё тело и, главное, начисто лишён пошлости.

Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это - красный, белый, голубой, зелёный цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.


4. Народная пляска

На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс. Следует заметить, что и сейчас перепляс весьма популярен в народном танце. В наше время свадьбы некоторых регионов России также сохранили отдельные обрядовые действия: это и сватовство, и «княжеский стол», и второй день свадьбы – «калина».

Прослушайте одну из свадебных песен-плясок. Проанализируйте музыку и особенности исполнения.


1) Просмотр видеофрагмента «Не по погребу бочоночек катается». Музыкально-теоретический анализ:


- Исполняет хор (ансамбль). Форма произведения куплетная. 

- Исполняется с распевами, в быстром темпе.

- Характер музыки - плясовой, энергичный. 

- Пляска, которую поют.

- Молодцы, вы правильно заметили, что плясовая мелодия звучит также, как и в хороводах, со словами, с пением. Т.е. мы можем утверждать, что народное искусство синкретично, как и на заре его происхождения, - когда слово, движение, пение, музыка (аккомпанемент на первом музыкальном инструменте - барабане) существовало нераздельно.

Интересная особенность многих русских плясовых – исполнение голосом практически ровное, без ярких контрастирующих мелодий, часто речетативное.

Прочитаем текст:

1. Не по погребу бочоночек катается.

Лебедин мой – лебедин,

Лебедь белый, молодой.

2. Как Иван над женою величается.

Лебедин мой - лебедин,

Лебедь белый, молодой.

3. Ой, Марьюшка, ты разуй,

Да Ивановна, разобуй.

Лебедин мой – лебедин,

Лебедь белый, молодой.

4. Я бы рада разобудь,

Да не знаю, как зовуть.

Лебедин мой - лебедин,

Лебедь белый, молодой.

5. Одну ноженьку разула,

Иванушкой назвала.

Лебедин мой – лебедин,

Лебедь белый, молодой.

6. А другую разобула -

Василичем назвала.

Лебедин мой – лебедин,

Лебедь белый, молодой.

7. Василичем назвала,

Да подпоясочку сняла.

Лебедин мой – лебедин,

Лебедь белый, молодой.

8. Подпоясочку сняла

Да милым дружком назвала.

Лебедин мой – лебедин,

Лебедь белый, молодой.

 2) Разучивание и разыгрывание песен

А) Свадебная песня-пляска «Все мы, кумушки, домой»

- Эта плясовая песня завершала свадебный обряд, «отходная» - исполнялась в конце свадьбы всеми гостями. Характер её – сдержанный, лирический.

Разучиваем текст с ритмическими хлопками:

Все мы кумушки домой,

Все голубушки домой.

Ой, домой, домой, домой,

Ой, домой, домой, домой.


А я млада не пойду,

А я млада не пойду.

Ой, не пойду, не пойду,

Ой, не пойду, не пойду.


На мне шуба чужая,

На мне шуба чужая.

Ой, чужая, чужая,

Ой, чужая, чужая.


Рубашонка худая,

Рубашонка худая.

Ой, худая, худая,

Ой, худая, худая.


Пойду домой перменю,

Пойду домой перменю.

Ой, перменю, перменю,

Ой, перменю, перменю.


Я новаю надену,

Я новаю надену.

Ой, надену, надену,

Ой, надену, надену.

Б) «Калинка»

- А вот песня «Калинка» состоит из куплетов и припева. Чем они отличаются?

- Запевы и припев контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передаёт удалой, весёлый плясовой характер.

- Меняется ли темп в припеве? И если меняется - то как и зачем?

- Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, - наверное, чтобы показать русскую удаль, задор.

- Составим исполнительский план песни. Каким, по вашему мнению, он будет?

- Запев будем петь медленно, плавно, припев - в быстром темпе, чётко выговаривая слова.

- В последнем припеве можно изменить динамику, темп (постепенно «нарастить»).


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия


Домашнее задание: Выразительно исполнять разученные песни-пляски и песни-хороводы.


2. Итог

- Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных и игровых песен, создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные парные пляски говорят о богатстве и большом многообразии русского фольклорного танца.

И мы должны не только бережно сохранять это бесценное наследие наших предков, - его необходимо знать и изучать. Ибо, как сказал великий российский учёный Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. https://helpiks.org/

  2. http://music-fantasy.ru/video-karaoke

  3. http://mylifedance.ru/articles/inspiration/

  4. https://studwood.ru/793002/kulturologiya/tantsevalnyy_folklor_kak_fenomen_narodnoy_hudozhestvennoy_kultury

  5. http://открытыйурок.рф/%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!