СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыкальные тембры: Соло» (6 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту «Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения инструментовки.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 4 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова;

— осознание и умение определить связи между сказочными образами картин М. Врубеля и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова.

Личностные:

— формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере картин М. Врубеля, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина;

— укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре.

Предметные:

—  расширение круга известных ученикам инструментов на примере ксилофона, флейты-пикколо, арфы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыкальные тембры: Соло» (6 класс)»

6 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Тембры: Соло

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— осознание и умение сформулировать связи и переклички между литературным и музыкальным образом на примере «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова;

— осознание и умение определить связи между сказочными образами картин М. Врубеля и симфоническим эпизодом оперы Н. Римского-Корсакова.

Личностные:

— формирование и укрепление чувства восхищения и уважения к произведениям русского искусства на примере картин М. Врубеля, оперы Н. Римского-Корсакова и сказки А. Пушкина;

— укрепление патриотических чувств, любви к русской культуре.

Предметные:

—  расширение круга известных ученикам инструментов на примере ксилофона, флейты-пикколо, арфы.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по симфоническому фрагменту «Три чуда» Н. Римского-Корсакова с точки зрения инструментовки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: М. Врубель. «Город Леденец», «Царевна-Лебедь».

Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» (№ 33 аудиоприложения).

Поэзия: фрагменты из «Сказки о царе Салтане…» А. Пушкина.

Песенный материал: Немецкая народная песня «Музыканты».

Дополнительный материал: Музыкальные инструменты (фото).

Виды деятельности учащихся: Разучивание и пение песни (сольно, группами, хором, в виде канона). Обсуждение стихотворного содержания песни: почему музыкантам «всё нипочём»? Анализ нотных примеров, воплощающих чудеса, — Белка, Царевна-Лебедь. Сравнительный анализ картин, музыкальных фрагментов и эпизодов сказки. Анализ нотных примеров чудес.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и умения объяснить музыкальные слова «соло», «арфа», «ксилофон», «флейта-пикколо». Контроль внимательного просмотра и обсуждения иллюстраций. Контроль определения музыкально-выразительных средств в каждом из двух чудес. Контроль умения учащихся осуществить сравнительный анализ музыкальных, живописных и литературных образов. Проверка качества исполнения песни и умения объяснить её содержание. Контроль выполнения заданий и ответа на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

?

► Рассмотрите изображения музыкальных инструментов. Назовите эти инструменты.

1 2 3

► Какие особенности отличают звучание скрипки?

► С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?

► Какой инструмент солирует в «Шутке» И.С. Баха?

- №3 - флейта.

► В каком оркестре можно услышать эти инструменты?

- Это инструменты симфонического оркестра: скрипка и виолончель относятся к группе струнных смычковых инструментов, а флейта – к деревянным духовым.

► В программе курса «Искусство. Музыка» вы много раз уже слышали звучание именно симфонического оркестра. Вспомните, назовите знакомые вам произведения для симфонического оркестра.

- Симфонии Моцарта, Бетховена; балеты Чайковского, Стравинского и Прокофьева.

  1. Постановка темы урока. Целеполагание

Состав симфонического оркестра многочисленный, но во время исполнения концертной программы каждый оркестрант не играет постоянно - в произведениях для оркестра периодически солируют разные инструменты.

На прошлом уроке мы говорили лишь о нескольких музыкальных инструментах – скрипке, виолончели, флейте. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде»: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Кроме того, широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые произведения.

На сегодняшнем уроке мы разберём музыкальное понятие «соло» на примере инструментовки симфонического фрагмента «Три чуда» Н. Римского-Корсакова; ближе познакомимся со звучанием инструментов: ксилофон, флейта-пикколо, арфа, - вы услышите звучание симфонического оркестра из уже знакомой вам оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Проведём также сравнительный анализ музыкальных, живописных и литературных образов из «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина и одноимённой оперы русского композитора-сказочника Н. Римского-Корсакова.

Тема урока – «Соло (Тембры солирующих в симфоническом оркестре инструментов)».

  1. Ведение в тему

Соло в переводе с итальянского означает «один».

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Соло — это ведущая партия в многоголосном произведении (например, в инструментальном концерте); отрывок для одного голоса или инструмента с сопровождением или без него» (стр. 806).

Примеры произведений для солирующего инструмента:

  • «Картинки с выставки» Мусоргского или мазурки Шопена — это произведения для фортепиано соло;

  • Серенада Шуберта или романсы Рахманинова — для солирующего голоса с фортепианным аккомпанементом.



  1. Работа по теме

1) Выразительность и изобразительность музыкальных тембров в опере Римского-Корсакова по тексту А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Выразительность музыкальных тембров особенно проявляет себя в произведениях, связанных с яркой изобразительностью.

Обратимся снова к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона. Вспомните, прочитайте ещё раз строки из сказки А. Пушкина:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нем живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

- Назовите, какие чудеса описал А. Пушкин в своей сказке?

- Первое из трёх чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря. И третье, самое чудесное из чудес, - прекрасная Царевна-Лебедь.

Именно эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане…» и составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина «Три чуда» является вступлением к последней картине оперы. Она рисует чудесный город Леденец и диковинки царства Гвидона — Белку, богатырей и Царевну-Лебедь. Картина начинается призывным сигналом трубы; далее оркестр изображает праздничный перезвон колоколов и фанфары городских глашатаев. Блестящее звучание труб, тембры арфы и колокольчиков создают красочный образ волшебного города.

М. Врубель. Город Леденец

2) Первое чудо (Белка)

А) Музыкальные тембры первого чуда

Первое из трёх чудес — Белка. Следуя указанию, содержащемуся в пушкинских стихах, композитор пользуется здесь народной песней «Во саду ли, в огороде». Она звучит несколько раз, и каждый раз в новой оркестровке.

Музыкальное изображение Белки поручено трём инструментам: ксилофону и флейте-пикколо. Изложение мелодии флейтой-пикколо композитор как бы иллюстрирует фразу Пушкина «И с присвисточкой поёт».

Флейта-пикколо

Флейта-пикколо — самый высокий по тембру инструмент оркестра, имеющий звенящий, а при громком звучании даже пронзительный свистящий звук. По размерам она вдвое меньше, чем обычная оркестровая флейта, часто изготавливается из дерева.

Флейте-пикколо аккомпанируют другие деревянные духовые и струнные пиццикато, т.е. не смычком, а щипком. Этот приём подражает звучанию русских народных инструментов — домр, балалаек. Также к флейте присоединяется ксилофон, придающий мелодии ещё более сказочный оттенок.

Ксилофон — ударный инструмент. Ксилофон состоит из параллельных деревянных брусков различной длины. Чем короче брусок, тем выше звук, извлекаемый при ударе. Бруски расположены в два ряда по образцу клавиш фортепиано. Ксилофон имеет характерное щёлкающее звучание.

Ксилофон

Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой – одним из самых «сказочных» инструментов, - рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Челеста

Прослушайте музыкальный фрагмент. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Б) Слушание фрагмента «Три чуда (Белка)» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

В нотном примере 37 ученики отмечают звучание народной песни «Во саду ли, в огороде»; преобладание верхнего регистра, характеризующего Белку. Для создания сказочного шутливого колорита большую роль играют также форшлаги, тихая динамика (p). Благодаря звучанию ксилофона и  флейты-пикколо образ получается ещё более «хрустальным», хрупким, волшебным.

3) Третье чудо – Царевна-Лебедь

А) Инструменты в изображении Царевны-Лебеди

Следующим чудом являются выходящие из морских волн тридцать три богатыря. Но мы перейдём сегодня к «третьему чуду», сменяющему музыку богатырей на портрет Лебеди и картины её чудесного превращения в царевну.

«Третье чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной. Нежная фигурация арфы сопровождает певучее соло гобоя, затейливый наигрыш скрипки. Звучит широкая песенная мелодия царевны, которая в конце дополняется праздничными сигналами труб.

Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою – инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.

Арфа Гобой

? Подумайте, скажите, в какие группы симфонического оркестра входят эти инструменты?

Момент превращения Лебедь-птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. В общем потоке звучания оркестра выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

М. Врубель. Царевна-Лебедь

Б) Слушание музыкального фрагмента «Три чуда (Царевна-Лебедь)». Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

Нотный пример 39 характеризует Царевну-Лебедь. Для создания прекрасного нежного колорита композитор использует арфу.

5. Разучивание и пение: Немецкая народная песня «Музыканты»

► Послушайте немецкую песню, которую вы сегодня будете разучивать: прослушайте мелодию песни - https://youtu.be/BrJRT5jSDfA.

► Теперь при повторном прослушивании попробуйте напеть её.

План работы над песней:

  1. исполнение мелодии (следим за звукообразованием, единой линией мелодии, распевами);

  2. мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);

  3. знакомство с текстом 2 куплета;

  4. работа над дыханием и закрепление 2 куплета;

  5. пение каноном.

  6. исполнение песни.

► Эта песня исполняется каноном. Вспомните, что такое канон? Как он исполняется?

- Канон – это полифоническая форма музыки, песни или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочерёдно.

- Попробуем сейчас исполнить эту песню каноном.

Ученики разучивают песню одноголосно, а потом пробуют спеть в виде канона:

Задание (дающее метапредметные результаты). Подумайте, скажите, а если бы вы исполняли эту песню не вокально, а инструментально, то какие бы инструменты для исполнения вы выбрали? Объясните свой выбор.

- Скорее всего, здесь подошли бы такие инструменты как скрипка или флейта, т.к. это инструменты с высокими тембрами. 

6. Итог

Соло различных инструментов входит в многозвучные оркестровые произведения. И в таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам. «Пушкинские чудеса» у Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров.

Картина «Три чуда» выражает светлый, радостный, сказочный характер всей оперы «Сказка о царе Салтане».

Дополнительный материал по опере «Сказка о царе Салтане» см. в Приложении.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

  2. Как инструменты симфонического оркестра могут изображать музыкальный образ? Опиши на примере одного из «чудес» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.





Приложение

Об опере «Сказка о царе Салтане»

Из книги: Соловцов А. Римский-Корсаков: научно-популярный очерк. М., 1960. 312 с.

«“Салтан” мне представляется каким-то рисунком по клеточкам…» — эту фразу Римский-Корсаков обронил в одном из писем к Н.И. Забеле. Действительно, в «Сказке о царе Салтане» есть общее с затейливым русским орнаментом, с народно-узорчатой вышивкой по канве («по клеточкам»).

Народно-сказочный колорит Римский-Корсаков и либреттист Бельский сохраняют очень бережно и не допускают сколько-нибудь существенных отступлений от пушкинского «Салтана».

Царь Салтан, выбравший в жёны младшую из сестёр потому, что та обещала «родить богатыря», козни «сватьи бабы Бабарихи» и сестёр, возненавидивших новую царицу (в опере Милитриса); плавание царицы с Гвидоном в бочке; остров Буян, где Гвидон спасает Лебедь-птицу и в награду получает царство (город Леденец) и жену — превратившуюся в царевну Лебедь-птицу, полёт Гвидона на родину в виде шмеля; и в завершение  —  приезд Салтана к Гвидону и встреча его с Милитрисой. Вот основные эпизоды оперы, совпадающие с фабулой пушкинской сказки.

В опере сохранён и самый характер народного повествования. В русской народной поэзии часто встречаются повторения одних и тех же описаний и художественных образов. Такого рода повторения применяет вслед за Пушкиным и Римский-Корсаков.

Каждая картина открывается трубной фанфарой. Значение этой, неизменно повторяющейся, фанфары, по словам Римского-Корсакова, «призыв или зазыв к слушанию и смотрению начинающегося за ней действия». Здесь можно говорить и об элементах народного представления, проникших в оперу Римского-Корсакова.

Как и в других корсаковских операх, в «Салтане» — два мира, обрисованных различными музыкальными средствами. Римский-Корсаков очень верно и чётко определяет различие между этими двумя сферами: «Салтан» сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же под вторую». Реальная, бытовая сфера — это Салтан и его царство, Милитриса, Гвидон. Сфера фантастики — Царевна-Лебедь и чудеса острова Буяна. (С. 257–259.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!