СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Где родился, там и сгодился» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  2 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.

Цели и задачи урока:

- обобщение темы 2-й четверти «Интонация»;

- дальнейшее изучение интонационного развития музыки, знакомство  с использованием национальных интонационных черт в русской классической музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Где родился, там и сгодился» (2 класс)»

2 КЛАСС

3 ЧЕТВЕРТЬ


УРОК 1(18). Где родился, там и сгодился

Цели и задачи урока:

- обобщение темы 2-й четверти «Интонация»;

- дальнейшее изучение интонационного развития музыки, знакомство с использованием национальных интонационных черт в русской классической музыке.


Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 50—53, 58—59.

2. Рабочая тетрадь, с. 44—47.


ХОД УРОКА


  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

  1. Вход под музыку. Музыкальное приветствие

  2. Игра «Угадай мелодию». Звучат музыкальные фрагменты:

  • Тема судьбы, тема героя из Симфонии №5 Л. Бетховена

  • Рондо Фарлафа (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки

  • «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт» Э. Грига

  • «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт» Э. Грига

- О чём рассказали нам эти интонации? Что изобразили? Какие чувства выразили?

Дети отвечают.

- Какими могут быть интонации?

- Изобразительные и выразительные.

- Какая тема-интонация изображала отрицательного персонажа? Как композитор с помощью интонации изобразил отрицательные черты этого героя?

- Фарлаф из оперы «Руслан и Людмила» ММ. Глинкии изображён трусливым, хитрым и подлым.

- Какая из мелодий-интонаций рисует положительного героя? Как подчёркивает это композитор?

- Сольвейг изображена верной, преданной подругой: печальная и тоскующая 1-я интонация и светлая, нежная, лёгкая – 2-я (тёплые воспоминания о счастливых днях, проведённых рядом с возлюбленным).

- Т.е. мы можем подвести итог нашему знакомству с темой 2-ой четверти «Интонация»: интонация – это основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки, её характер (печальный, задумчивый – «Песня Сольвейг»; мужественный, стойкий, героический – тема героя Л. Бетховена и т.д.).

Прослушайте ещё одну интонацию. О чём она рассказывает? Куда нас приводит?

- Интонация привела в песню, в которой в шуточной форме рассказывается, почему медведь зимой спит.

- Споём эту песню.

3) Исполнение песни Книппер «Почему медведь зимой спит».


  1. Целеполагание. Сообщение темы урока


  1. Основная часть

  1. Интонации народных песен в русской опере

В отличие от норвежской истории «Пер Гюнт», где раскрывается философская драма жизни вымышленного персонажа в форме иносказаний, русская музыка сегодня будет представлена произведением, повествующим о реальной жизненной драме конкретной исторической личности, что и легло в основу первой национальной оперы такого величественного масштаба – «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Если сравнивать эти обе драмы, то главным в этом сравнении окажутся, конечно, различия: одна драма – вымышленная, мифическая, много сказочных, нереальных персонажей, другая – жизненная, историческая, в которой герои – реально существовавшие люди; одна музыка – зарубежная, другая – русская, и поэтому интонационная атмосфера в них будет различной по характеру, контрастной. Но есть между ними и общее, которое находится по преимуществу в области эстетического. А именно: музыка в них выражает своими художественными средствами все грани жизни — возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и прочие.

Например, чтобы показать национальные черты, Глинка использовал интонации, приближенные к народным песням: через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа. Именно так звучит мужской хор «Родина моя» из интродукции оперы. Интонации женского хора «На зов своей родной страны»  напоминают хороводные, крестьянские, лирические песни,  посвящённые весеннему пробуждению природы. Эти оба хора показывают объединённый образ народа.

А) Слушание «Родина моя».

Напевная и мелодичная песня приёмного сына Сусанина – сироты Вани – «Как мать убили…» выражает отцу благодарность и уважение. Интонация песни близка к интонациям и построению русских народных песен (несимметрична). Данная мелодия отображает душевность, доброту и отзывчивость Вани.

Б) Слушание «Песня Вани».

Свадебный хор, исполняя песню «Разгулялися, разливалися…», по характеру также напоминает русские свадебные величальные песни.

В) Слушание хора «Разгулялися, разливалися…».


  1. М.И. Глинка - «отец» русской классической музыки

В опере широко представлена именно русская музыка, что смело можно обозначить мыслью (народной поговоркой): «Где родился, там и сгодился». Ведь там, где человек родился, вырос, получил знания, изучил культуру и традиции поведения – он обязательно пригодится для того, чтобы принести пользу на своём месте. И композитор Михаил Иванович Глинка применил все свои таланты на родине. М.И. Глинку по праву называют «отцом» русской классической музыки. Он остался в истории как великий основатель русского классического направления в музыке, а также как автор первой отечественной оперы. Его оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие произведения стали шедеврами, которые сейчас известны всему миру. Его музыкальное творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России.


  1. Истоки русской интонации

А) Работа с учебником

 Как жизнь человека начинается с детства, так и наше вхождение в «русскость» мы продолжим далее с погружения в истоки русской интонации.

Рассмотрим иллюстрации учебника (ст. 50-51): такими причудливыми рисунками украшали колыбельки, сундучки, прялки. Напевали тихонько что-нибудь и рисовали.

  • Рассматривание иллюстраций

Народные промыслы и искусство, в том числе песни, выступали в единстве своего бытования, освещая и труд, и заботу о ближних, и отдых.

Помещённые на страницах учебника аутентичные рисунки северной традиции, образцы прялок сегодня выступают не просто иллюстрацией русского духа, а именно помогают войти в него.

А теперь давайте попробуем найти утерянные напевы народных песенок (от них осталось лишь несколько нот):

Такие песенки появились на свет в России. И было это очень давно, может быть, несколько сотен лет назад. Пока дожили они до наших дней – потеряли свой напев. Запомнились слова и несколько нот мелодии…

Впрочем, есть догадки, что напев затаился в самих словах. Давайте-ка это проверим!

Вот несколько нот (учитель наигрывает на фортепиано):

-------

А теперь прочитаем текст и прислушаемся: что-то в словах звучит короче, что-то - длиннее:

А тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.

Произнесём слова ещё раз и запишем их. Но не буквами, а значками:

. . . . . . I

__________

А тари, тари, тари


Б) Задание

Вслушаемся в произнесение текстов, в их метроритм. Соотнесём предложенные ноты с текстом и запишем найденное в рабочую тетрадь (чтобы хоть теперь ничто не утерялось!).

Итак, соединяем со звуками… Звучит песенка?

Предлагаю придумать, нарисовать и раскрасить свой рисунок для колыбельки – чем бы вы украсили колыбельку своего ребёнка? Но обязательно при этом напевая песенку «А тари, тари, тари…».

И если ваша мелодия, как говорится, «легла на руку», т.е. естественно и свободно сопровождает другую художественную деятельность — рисование - значит, песенка ваша получилась!

Дети рисуют в тетрадях.


  1. Разучивание колядки «Вечер тебе добрый»

Колядки - это обрядовые песенки, которые исполнялись в святочные дни, начиная с Рождества. Заканчивались Рождественские святки Крещением (19 января).

Ходим, ходим колядуем,

Веселимся, в ус не дуем.

Как нас начнёте угощать,

Будем счастья вам желать!..

В колядках желали хозяевам богатства, крепкого здоровья, хорошего урожая. Их исполняли дети или молодёжь. Они ходили по дворам и пели колядки соседям. Те, в свою очередь, выносили колядовщикам угощения - пряники, печенье, конфеты. Могли накормить обедом или дать деньги. Если хозяева скупились на угощения, то колядовщики пели им озорные колядки с шуточными угрозами.

  1. Проводится работа над передачей интонации и характером исполнения.

  2. Ученики исполняют песню по рядам, изображая «хождение по соседям, гостям».


  1. Итог. Рефлексия

- О чём был наш урок? Что было нового сегодня?

- Интересно было на уроке? Какие музыкальные фрагменты вам запомнились?

- Рассмотрите на ст. 58-59 портреты русских людей (написанные художниками с натуры). На этих портретах довольно ярко запечатлён русский дух.

Попробуйте озвучить эти портреты музыкальной интонацией.

Домашнее задание. Вспомните из разученных ранее или найдите в Интернете созвучную этим портретам русскую народную песню. Спойте её.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!