СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Ложки – музыкальный инструмент» ссылка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель црока: познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом - деревянными ложками

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Ложки – музыкальный инструмент» ссылка»

Конспект урока музыки
на тему:
 «Музыка моего народа. Ложки – музыкальный инструмент».
Класс: 5г
Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – деревянные ложки.
Задачи: Образовательная – учить детей играть на деревянных ложках.
Развивающая – развивать у детей чувство слуха и ритма.
Воспитательная – воспитывать у детей любовь к музыке, к игре на музыкальных инструментах.
УУД:
Личностные УУД:
1. чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
2. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
3. умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
4. уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5. развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
6. ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
7. формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные УУД:
1. овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
4. продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
6. овладение навыками смыслового прочтения содержании «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
7. приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
8. формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, установления аналогии в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
10. умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные УУД:
1. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2. сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4. использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Этап урока

Содержание этапа

УУД

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с вами и с гостями музыкальным приветствием (приветствие «Колокольчик»). Присаживайтесь.


2. Актуализация знаний.

  • ЗАГАДКИ ПРО РОССИЮ:
    Где раньше в праздник всем народом
    В деревне хоровод водили?
    Такие танцы у народа
    В стране по имени … (Россия)

    Где белоствольные берёзки
    Растут кругом под небом синим?
    Они милы и так неброски,
    Берёзки родом из… (России)

    Где раньше сарафаны всюду
    Все женщины до пят носили?
    Наряды эти – просто чудо,
    Они пришли к нам из … (России)

    Откуда яркая матрёшка,
    А также вкусная окрошка?
    Кого б об этом ни спросили,
    Ответят дружно – из… (России)

    А ну, быстрее угадай-ка,
    Откуда родом балалайка?
    Её давно все полюбили,
    А родилась она в… (России)

    А где же изобретены
    Наивкуснейшие блины?
    На Масленицу их любили,
    Ну, ясно где – опять в… (России)

  • И сегодня на уроке музыки мы с вами продолжим знакомиться с Музыкой моего народа – русской народной музыкой.

  • Предлагаю вам, ребята, вспомнить и спеть песню, которую мы с вами разучивали на прошлом уроке («Во кузнице»)

Во время исполнения песни стук в дверь – заходит Петрушка.

- Я – Петрушка!

Весельчак и хохотушка,

Люблю петь и танцевать,

А еще люблю играть!

- Иду и слышу я – веселая песня, думаю, дай загляну, как интересно! А что это вы тут делаете?

У: - Песни русские народные поем.

П: - А можно и я вам сыграю?

У: - А на чем это ты играешь?

П: - На трещотках – это русский народный инструмент! Ребята, а какие вы знаете русские народные инструменты?

(ребята перечисляют)

У: - Петрушка, а теперь и мы хотим тебе загадать загадку:

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой, ждет лошадка у ворот, открывай по шире рот.

П: - Ой, как здорово, и я ложку принес к обеду, а то что-то я проголодался, вот у меня какая!

У: - Ой, какая красивая.

П: - Это я сам рисовал.

У: - Петрушка, а ты знаешь, что ложкой не только едят, на ней еще играть можно?

П: - Нет.

У: - Тогда проходи к нам на урок, мы тебе сейчас все расскажем…

Личностные УУД:
№ 5.
Метапредметные УУД:
№ 5, 9, 10.
Предметные УУД:
-

3. Постановка цели урока.

- Мы с вами повторили различные музыкальные инструменты. Скажите, а хотели бы вы научиться играть на некоторых из них?



- Что за музыкальный инструмент у Петрушки был в руках? (деревянные ложки)



- Определите цель нашего урока. (Учиться играть на деревянных ложках)

Метапредметные УУД:
№ 3.

4. Подготовка к игре на деревянных ложках.

- Сегодня мы начнём учиться играть на деревянных ложках. Скажите, кто-нибудь умеет на них играть?



- А вы знаете, как люди научились изготавливать деревянные ложки?

(Видеоряд)

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, березы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки, которые назывались – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши?» . Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, и эту работу часто выполняли дети. Позже это выражение приобрело иной смысл – бездельничать, праздно проводить время. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то бездельничает, ленится, говорят – баклуши бьет. Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали ее, чтобы сделать гладкой и удобной. Готовые ложки покрывали лаком, и обжигали в печи. Но и это еще не все. Скучно стало умельцам. И тогда стали они расписывать ложки разными узорами. Вот такая красота получилась! Людей, которые играли на ложках, называли ложкари. Впервые ложки, как музыкальный инструмент на Руси, начали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен имеет в арсенале ложки для игры. Предлагаю вам послушать и попробовать поиграть на ложках.

Личностные УУД:
№ 2, 3, 4, 5, 7, 8.
Метапредметные УУД:
№ 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10.
Предметные УУД:
1, 2.

5. Игра на деревянных ложках.

- Я выдам каждому из вас деревянные ложки. А ты, Петрушка, мне помогай – ложки ребятам скорей раздавай. Возьмите их в руки.

Звучит русская народная музыка. Ребята пробуют играть сами.

Петрушка: Что-то у нас совсем плохо получается.

У: - Да, Петрушка, играть на ложках не такая уж легкая задача как изначально кажется. Но мы с вами научимся обязательно.
- Сегодня мы начнём с вами с самой лёгкой игры, которая называется «Лягушка».


- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, под которое мы будем играть на наших ложках, а вы слушайте внимательно и попробуйте догадать на каких словах вы должны будете отбивать ложками ритм:

Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
«Ква – ква – ква» - она поёт.


Дождик капает по крыше:
«Тук – тук – тук, тук – тук – тук».
Еле слышно, еле слышно:
«Тук – тук – тук, тук – тук – тук».



Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.



Вот течёт ручеёк,
Видно путь его далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!



- Кто же догадался, где мы будет отбивать ритм? (На словах «ква – ква – ква»; «так – так – так»; «клюют, клюют, клюют»; «журчит, плескается».)



1 этап.

- Совершенно верно. Начнём с первым отрывком нашего стихотворения:
Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
«Ква – ква – ква» - она поёт. 
(на словах «ква – ква – ква» дети ударяют ложками друг об друга)

- Давайте выучим эти строчки.
Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе.
- Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «ква – ква – ква» отбиваем ритм.

2 этап.
- Молодцы, переходим к следующему отрывку:
Дождик капает по крыше:
«Тук – тук – тук, тук – тук – тук».
Еле слышно, еле слышно:
«Тук – тук – тук, тук – тук – тук».

- Давайте выучим эти строчки.
Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе.

- Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «тук – тук – тук» отбиваем ритм.

- А теперь сложим отрывок про лягушку и дождик и посмотрим, что у нас получилось. (дети проговаривают оба четверостишия и отбивают ритм на ложках.)

3 этап.

- Молодцы, переходим к следующему отрывку:

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

- Давайте выучим эти строчки.
Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе.

- Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «клюют, клюют, клюют» отбиваем ритм.



- А теперь сложим отрывок про лягушку ,дождик и воробьях, и посмотрим, что у нас получилось. (дети проговаривают три четверостишия и отбивают ритм на ложках.)



4 этап.

- И последний отрывок про ручеёк:
Вот течёт ручеёк,
Видно путь его далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

- Давайте выучим эти строчки.
Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе.

- Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «журчит, плескается» отбиваем ритм.



- А теперь мы с вами проговорим всё стихотворение, не забывая отбивать ритм на ложках и посмотрим, что у нас получилось (дети проговаривают всё стихотворение и отбивают ритм на ложках.)



- Как же красиво у нас получилось. Давайте послушаем ребят с первого ряда (дети проговаривают стихотворение и отбивают ритм)



- А теперь ребята второго ряда.


- И, наконец – то третий ряд.


- Сейчас я хочу попросить выйти всех девочек к доске, и, проговаривая стихотворение, сыграть на ложках.


- Давайте похлопаем девочкам. А теперь мальчики.


- Молодцы мальчики. Давайте похлопаем им.

Личностные УУД:
№ 2, 3, 4, 7, 8.
Метапредметные УУД:
№ 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10.
Предметные УУД:
1, 2, 3, 4.


Петрушка: - Хорошо на ложках играть, но что-то они не яркие у вас, не цветные совсем.

У: - Предлагаю нам всем вместе наши ложки украсить. Мы, Петрушка, с ребятами готовились к встрече, на уроках труда мальчики обработали наждачной бумагой наши деревянные ложки, чтобы они стали гладкие и краска на них хорошо ложилась, а девочки выбирали узоры для наших ложек, посмотри, как здорово у них получилось (на доске рисунки ложек). Предлагаю сейчас всем вместе разукрасить наши деревянные ложки. Каждый выберет рисунок, и украсит красками свою ложку.

(звучат русские народные песни, ребята красят ложки)


6. Рефлексия.

- Я попрошу встать тех, кто считает, что сегодня на уроке у него всё получалось, он с лёгкостью запоминал стихотворение и отбивал ритм на ложках там, где это было нужно. Присаживайтесь.


- Теперь встаньте те, кому было не всегда легко сделать то, что от него просили. Присаживайтесь.


- А теперь встаньте те, у кого ни чего не получилось.

Метапредметные УУД:
№ 9

7. Подведение итога.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?


- Что нового вы узнали для себя?


- Мы выполнили цель, которую поставили в начале урока?


- Всем спасибо за урок. Подойдите ко мне с дневниками, я поставлю вам оценки за урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!