2. Актуализация знаний. | ЗАГАДКИ ПРО РОССИЮ: Где раньше в праздник всем народом В деревне хоровод водили? Такие танцы у народа В стране по имени … (Россия) Где белоствольные берёзки Растут кругом под небом синим? Они милы и так неброски, Берёзки родом из… (России) Где раньше сарафаны всюду Все женщины до пят носили? Наряды эти – просто чудо, Они пришли к нам из … (России) Откуда яркая матрёшка, А также вкусная окрошка? Кого б об этом ни спросили, Ответят дружно – из… (России) А ну, быстрее угадай-ка, Откуда родом балалайка? Её давно все полюбили, А родилась она в… (России) А где же изобретены Наивкуснейшие блины? На Масленицу их любили, Ну, ясно где – опять в… (России) И сегодня на уроке музыки мы с вами продолжим знакомиться с Музыкой моего народа – русской народной музыкой. Предлагаю вам, ребята, вспомнить и спеть песню, которую мы с вами разучивали на прошлом уроке («Во кузнице») Во время исполнения песни стук в дверь – заходит Петрушка. - Я – Петрушка! Весельчак и хохотушка, Люблю петь и танцевать, А еще люблю играть! - Иду и слышу я – веселая песня, думаю, дай загляну, как интересно! А что это вы тут делаете? У: - Песни русские народные поем. П: - А можно и я вам сыграю? У: - А на чем это ты играешь? П: - На трещотках – это русский народный инструмент! Ребята, а какие вы знаете русские народные инструменты? (ребята перечисляют) У: - Петрушка, а теперь и мы хотим тебе загадать загадку: Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой, ждет лошадка у ворот, открывай по шире рот. П: - Ой, как здорово, и я ложку принес к обеду, а то что-то я проголодался, вот у меня какая! У: - Ой, какая красивая. П: - Это я сам рисовал. У: - Петрушка, а ты знаешь, что ложкой не только едят, на ней еще играть можно? П: - Нет. У: - Тогда проходи к нам на урок, мы тебе сейчас все расскажем… | Личностные УУД: № 5. Метапредметные УУД: № 5, 9, 10. Предметные УУД: - |
4. Подготовка к игре на деревянных ложках. | - Сегодня мы начнём учиться играть на деревянных ложках. Скажите, кто-нибудь умеет на них играть? - А вы знаете, как люди научились изготавливать деревянные ложки? (Видеоряд) Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, березы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки, которые назывались – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши?» . Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, и эту работу часто выполняли дети. Позже это выражение приобрело иной смысл – бездельничать, праздно проводить время. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то бездельничает, ленится, говорят – баклуши бьет. Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали ее, чтобы сделать гладкой и удобной. Готовые ложки покрывали лаком, и обжигали в печи. Но и это еще не все. Скучно стало умельцам. И тогда стали они расписывать ложки разными узорами. Вот такая красота получилась! Людей, которые играли на ложках, называли ложкари. Впервые ложки, как музыкальный инструмент на Руси, начали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен имеет в арсенале ложки для игры. Предлагаю вам послушать и попробовать поиграть на ложках. | Личностные УУД: № 2, 3, 4, 5, 7, 8. Метапредметные УУД: № 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10. Предметные УУД: 1, 2. |
5. Игра на деревянных ложках. | - Я выдам каждому из вас деревянные ложки. А ты, Петрушка, мне помогай – ложки ребятам скорей раздавай. Возьмите их в руки. Звучит русская народная музыка. Ребята пробуют играть сами. Петрушка: Что-то у нас совсем плохо получается. У: - Да, Петрушка, играть на ложках не такая уж легкая задача как изначально кажется. Но мы с вами научимся обязательно. - Сегодня мы начнём с вами с самой лёгкой игры, которая называется «Лягушка». - Сейчас я вам прочитаю стихотворение, под которое мы будем играть на наших ложках, а вы слушайте внимательно и попробуйте догадать на каких словах вы должны будете отбивать ложками ритм: Вот лягушка на болоте Очень весело живёт Вы послушайте, ребята, «Ква – ква – ква» - она поёт. Дождик капает по крыше: «Тук – тук – тук, тук – тук – тук». Еле слышно, еле слышно: «Тук – тук – тук, тук – тук – тук». Воробьи развеселились, Зёрнышки клевать пустились, От других не отстают, Всё клюют, клюют, клюют. Вот течёт ручеёк, Видно путь его далёк, Так журчит, плескается, Убежать пытается! - Кто же догадался, где мы будет отбивать ритм? (На словах «ква – ква – ква»; «так – так – так»; «клюют, клюют, клюют»; «журчит, плескается».) 1 этап. - Совершенно верно. Начнём с первым отрывком нашего стихотворения: Вот лягушка на болоте Очень весело живёт Вы послушайте, ребята, «Ква – ква – ква» - она поёт. (на словах «ква – ква – ква» дети ударяют ложками друг об друга) - Давайте выучим эти строчки. Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе. - Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «ква – ква – ква» отбиваем ритм. 2 этап. - Молодцы, переходим к следующему отрывку: Дождик капает по крыше: «Тук – тук – тук, тук – тук – тук». Еле слышно, еле слышно: «Тук – тук – тук, тук – тук – тук». - Давайте выучим эти строчки. Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе. - Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «тук – тук – тук» отбиваем ритм. - А теперь сложим отрывок про лягушку и дождик и посмотрим, что у нас получилось. (дети проговаривают оба четверостишия и отбивают ритм на ложках.) 3 этап. - Молодцы, переходим к следующему отрывку: Воробьи развеселились, Зёрнышки клевать пустились, От других не отстают, Всё клюют, клюют, клюют. - Давайте выучим эти строчки. Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе. - Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «клюют, клюют, клюют» отбиваем ритм. - А теперь сложим отрывок про лягушку ,дождик и воробьях, и посмотрим, что у нас получилось. (дети проговаривают три четверостишия и отбивают ритм на ложках.) 4 этап. - И последний отрывок про ручеёк: Вот течёт ручеёк, Видно путь его далёк, Так журчит, плескается, Убежать пытается! - Давайте выучим эти строчки. Сначала читается и заучивается первая строчка, потом вторая, затем повторяется 1 и 2 строчки. После учится третья строчка, и повторяются все три строчки. Затем учится последняя строчка, и повторяется всё четверостишие вместе. - Молодцы, а теперь берём ложки, проговариваем стихотворение и на словах «журчит, плескается» отбиваем ритм. - А теперь мы с вами проговорим всё стихотворение, не забывая отбивать ритм на ложках и посмотрим, что у нас получилось (дети проговаривают всё стихотворение и отбивают ритм на ложках.) - Как же красиво у нас получилось. Давайте послушаем ребят с первого ряда (дети проговаривают стихотворение и отбивают ритм) - А теперь ребята второго ряда. - И, наконец – то третий ряд. - Сейчас я хочу попросить выйти всех девочек к доске, и, проговаривая стихотворение, сыграть на ложках. - Давайте похлопаем девочкам. А теперь мальчики. - Молодцы мальчики. Давайте похлопаем им. | Личностные УУД: № 2, 3, 4, 7, 8. Метапредметные УУД: № 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10. Предметные УУД: 1, 2, 3, 4. |