Урок №4
Тема: Романс.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний учащихся о жанре «романс» и его интонационных особенностях
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
учить различать песню и романс, понимать связь музыки и слова сформировать знания о жанре романс, показать единство поэтического текста и музыки формировать умения наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, оценивая художественно-образное содержание произведения учить проводить интонационно-образный анализ музыки романсов, сравнивать, обобщать, делать выводы о прослушанной музыки | развивать музыкальные способности (мелодический и ритмический слух) развивать эмоциональное отношение к романсу, желание слушать музыку и размышлять о ней | музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа, классиче-скому музыкальному наследию. воспитывать уважение к культуре своего края, России, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру |
Методы: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, беседа.
Основные понятия: романс, вокальная музыка,интонация
УМК, ТСО: записи народных песен, фонохрестоматия (романсы); ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие, заполнение журнала; проверка уровня готовности к уроку.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний.
Напеть народную песню («На улице дождик…», «Во кузнице»)
Вспомните, о чем узнали на прошлом уроке?
Д.з. Какие народные песни послушали дома? Чем понравились?
Какие русские народные песни бывают по содержанию, назовите жанры народных песен.
Музыкальная викторина. (звучит песня- написать какой жанр без названия)
Солдатушки. (солдатская)
Колыбельная.
Плясовая. (* подобрать движение)
Трудовая.
Хороводная (Во поле береза…)
Игровая
***Звучит Концерт №3. Народная это музыка или композиторская? Название, композитор. О чем хотел рассказать музыкой? О любви к Родине. Какая музыка по характеру? Напевная, плавная. Легко поется. Похожа на песню. Русские композиторы любили народные песни и их музыка очень песенная.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. На уроках узнали, что музыка дружит с другими искусствами. С каким искусством встречается музыка, когда создается песня?(с литературой. Почему? Стихи – это основа песен.)Песня – это музыка вокальная или инструментальная? Что это значит.- вокальная музыка? Инструментальная? Знакомо ли красивое слово романс? Как вы думаете что это такое? Многие композиторы брали за основу замечательные стихи и создавали муз. произв.- романсы. Хотите ли вы узнать что такое романсы и что в них необычного? догадались ли о чем будет урок, как будет звучать тема урока?
Тема урока.
4. Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний.
Звучит романс А. Варламова «Горные вершины».
Услышали романс. О чем он? Какая была музыка? (темп, громкость) .
Что представили? Запись названия в тетрадь.
Чем похож романс на песню? Что есть в романсе? Музыка и слова.
Романс – это небольшое вокальное произведение для голоса с инструментом.
( в тетрадь).В романсе раскрываются чувства, переживания человека,
его эмоциональное состояние. Певец только выразительным исполнением может это передать. Также часто композиторы в романсе музыкой изображают пейзаж- картину природы.
Прочтем «Горные вершины» М.Ю. Лермонтова -он перевел стихи немецкого поэта И.Гете, «Горные вершины». Один учащийся читает.
Как нужно читать? Нужна ли спешка? Спокойно, неторопливо. Какое состояние передает поэт? Утомленный ,раздраженный поэт отправился в горы и увидел величавую красоту, почувствовал спокойствие, тишину и увидел прелесть природы. Человек- это часть природы и только в ней он обретает гармонию, спокойствие .
Передает ли музыка романса это спокойствие? Согласие с природой, покой, умиротворенность.
5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Очень много музыки написано на эти стихи.
Подошла бы этому стихотворению музыка отрывистая, стремительная, быстрая? Почему?
Звучит фрагмент романса. Задание: Показать жестом мелодию
С каким искусством снова подружилась музыка в романсах? Они неразделимы. Что объединяет и роднит музыку и литературу? Интонация. Выразительность.
Мы будем исполнителями песни современного композитора.
Вокально-хоровая работа распевание «Я пою»
1-2 куп.; 2- 3 куп песни «Все сбывается». Пение под фонограмму.
6. Подведение итогов. Рефлексия. О чем узнали на уроке? Чем понравились романсы? Что почувствовали, слушая романс и исполняя песню? (спокойствие, радость)
7. Домашнее задание. Слушать романс «Горные вершины». Читать записи в тетради. Повторить песню – готовиться исполнить как на концерте.