СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 4 класс "Ярмарочные гуляния. Скоморохи."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 4 класс "Ярмарочные гуляния. Скоморохи."»


КОНСПЕКТ УРОКА

Ф.И.О. участника

Павлова Елена Алексеевна

Предмет

Музыка

Тема урока

Ярмарочные гуляния. Скоморохи.

Класс

4

Цель урока

Сформировать представление о русской традиции ярмарочных гуляний.

Задачи урока

- дидактические

знать образ ярмарки на примере фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского;

знать средства выразительности в мелодии фрагмента из балета “Петрушка” (И.Ф Стравинского);

уметь называть русские народные инструменты;

уметь описывать образ Петрушки на ярмарочных гуляниях.

- развивающие

развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

развивать коммуникативные навыки (работа в парах);

- воспитательные

воспитывать ценностное отношение к предмету Музыка;

воспитывать эстетическую потребность.

Использованные материалы

(видео) https://youtu.be/AIEbU1PIb00










ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образова тельная задача этапа урока

Методы и

приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной

деятельности

Дидактические средства,

интерактивно

е

оборудование

Формы

контроля,

взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П - познавательные,

Р -

регулятивные,

К -

коммуникативны

е)

Личностные

1.Организационный момент


Беседа

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.


А давайте подумаем и ответим на очень важный вопрос - зачем вообще людям нужна музыка?


Приветствуют учителя стоя.





Музыка позволяет людям выразить свои чувства.


Фронтальная

Интерактивная доска,

презентация, аудиосопровождение

-

-

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание.

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; ценностное отношение к предмету

2. Мотивация. Моделирование проблемной ситуации

Создание условий для понимания детьми необходимости постоянного расширения знаний.

Беседа

Ребята, сейчас я вам зачитаю фрагмент текста и вы скажете о чём же в нём говорилось.


Расступись честной народ, не пыли дорожка,

Сюда ярмарка идёт погулять немножко!

Дедки с бабушками тоже.

Ну-ка, поспешай прохожий!

К нам на ярмарку собирайся,

Пой, веселись, развлекайся!


О чём же я вам сейчас прочитала?


Верно, ребята.





















О ярмарке.

Фронтальная

Интерактивная доска,

слайд с буквами

-



Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; объединять объекты по определенному признаку;определять существенный признак для классификации; формулировать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; с помощью педагогического работника формулировать цель.

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; ценностное отношение к предмету


3. Актуализация знаний

Актуализация знаний обучающихся

Беседа

Ребята, а вы знаете, что такое ярмарки? Кто-то из вас хоть раз был на ярмарке?




Верно, ребята. Ярмарки устраивались по случаю какого-либо праздника и не только. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.


А вы знаете кто такие шуты и скоморохи?


-Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой?




-Они были яркими, заводными, игривыми.

Поближе подходите!

Глаза получше протрите!

У нас тут уйма идей

Для взрослых и для детей.

-Кричали скоморохи

-Первые сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок ( живопись на стенах)в Киеве, изображавших скоморошичьи представления.

Ярмарка – это большой базар, где можно купить или продать разнообразный товар.



Да.






























- Скоморохи – это странствующие первые актеры Древней Руси. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах.



Фронтальная

Интерактивная доска; слайд с темой, целью

-

-


-

4. Целеполагание и планирование

Определение темы урока, постановка цели, планирование деятельности



Сегодня мы с вами отправимся на виртуальную ярмарку, встретимся там и с шутами, и со скоморохами. Повеселимся вместе с ними на ярмарке.


Поэтому как вы думаете, как звучит тема нашего урока?


Вы правы, а если конкретнее, тема нашего урока звучит так: Ярмарочные гуляния. Скоморохи.


Какая цель нашего урока? Отлично, молодцы.



-Давайте вместе попробуем составить план. Для начала мы познакомимся с …?


-Верно. Затем, что обязательно нужно сделать на уроке музыки?




-Верно. Так же мы сегодня познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.

-И в конце урока…?

-Приступим к реализации нашего плана.







Ярмарка, скоморохи.



Цель: узнать кто такие скоморохи.



-Понятием «ярмарка» и «скоморохи»

-Послушать музыкальное произведение по теме урока



-Подведём итоги.


Фронтальная

Интерактивная доска; слайд с целью, темой

Контроль


Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;проявлять уважительное отношение к собеседнику;соблюдать правила диалога;признавать возможность существования разных точек зрения.

Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; ценностное отношение к предмету.

5. Основной этап урока. Первичное усвоение новых знаний

Первичное прослушивание музыкального произведения, первичный анализ

Беседа;наглядный метод;практический метод

Итак, ребята. Мы отправляемся с вами на нашу ярмарку.

- Это картина Бориса Михайловича Кусто́диева — русский и советский живописец.

-Так как же вы представляете себе ярмарку? Что это такое?


- Верно, ребята.

Владимир Иванович Даль в своём словаре определял ярмарку как


большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями;

(слайд со словарем)


-В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. На ярмарках продавалось множество народных инструментов.

-Как вы думаете, какие это были инструменты?

(слайд с русскими народными инструментами)


- Эти инструменты были самые разные и поэтому шум от них и веселье на ярмарках очень привлекали всех людей.


Игорь Федорович Стравинский - русский композитор, музыка которого отличается стилистическим многообразием. Его отец - оперный певец, а мать - пианистка и певица. Игорь Стравинский всегда много и плодовито работал. Он не мыслил свою жизнь без музыки. И был не только композитором, но и великолепным исполнителем своих произведений. Игорь Фёдорович Стравинский в своих произведениях тоже отразил яркий образ ярмарки.


Ребята, мы говорили с вами о тех, кто на ярмарке развлекал гостей, кто исполнял песни и был главным весельчаком. Кто это?

- Верно, а какой образ скомороха возникает у вас? Какой скоморох?


Я предлагаю вам сейчас превратиться в слушателей - а это означает, что мы не разговариваем, не шумим и не поднимаем руки, пока звучит мелодия. Послушайте внимательно, а затем мы сравним образ Петрушки из произведения композитора и каким его представили вы.


(Звучит фрагмент из балета “Петрушка”)


Ребята, мы с вами только что прослушали фрагмент из балета “Петрушка”. Какие эмоции, чувства возникли у вас во время прослушивания? Поделитесь, пожалуйста.


Давайте обратимся к словарю эмоциональных состояний. Выберите из слов, предложенных на слайде, свое настроение во время прослушивания данной песни.


Ребята, о чем этот фрагмент, как вы считаете? Какой образ возник у вас? Совпал ли он с тем, который вы называли?



Ребята, как вы думаете, что важнее в этом произведении - представление или мелодия? Совершенно верно.


Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какой образ скомороха он хотел передать?





Каким образом Игорю Фёдоровичу Стравинскому удалось передать главную мысль, настроение композиции? Какой темп, характер у мелодии?






Совершенно верно, ребята. Таким образом мы делаем вывод о том, что Игорь Фёдорович Стравинский горячо любил свой русский народ- и активно выражал это через свое творчество. В «Петрушке», названном А. Бенуа «балетомулицей», звучат популярные в начале века городские мелодии, оживает шумная пестрая картина масленичного гулянья.












- Ярмарка, это место где веселятся и торгуют














(Ответы детей)


















- Это скоморохи.

- Весёлый, яркий, задорный, бодрый





















(Слушают)



Бодрость, веселье, энергичность, возвышенность.


Да, совпал.














Возник образ веселья, ярмарки, как люди ходят и радуются.



Одно дополняет другое. Оба компонента важны.


Композитор хотел передать весёлый, задорный, завораживающий образ скомороха Петрушки.


Мелодия плавная, временами темп увеличивается, она изображает нам образ весёлой ярмарки и выступления Петрушки.



Фронтальная, парная

Интерактивная доска



Контроль

Воспринимать музыку различных жанров, понимать особенности русской народной музыки; представление о первых музыкальных артистах;

Знание о особенностях ярмарочных гуляний на Руси

Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;корректно и аргументированно выражать свое мнение.

-

6. Организация совместной деятельности

Закрепление нового материала, повторное прослушивание музыкального произведения, художественно-педагогический анализ музыкального произведения

Беседа

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам проверить знания, которые были получены на этом уроке.


У вас на столах лежат листы с тестом, вам необходимо его выполнить. В нём 5 вопросов, два вопроса, в которых ответ нужно будет вписать самостоятельно и три вопроса с вариантами ответов.


Подпишите эти работы. Время на выполнение 5 минут.


(фоном композиция Февраль – Ярмарка. Чайковский)


Тест:


1) Ярмарка — это ______________________________________________________________


2) Скоморохи – это ______________________________________________________________3) Образ скомороха на русских народных ярмарках:


А) весёлый, траурный, мелодичный

Б) Бодрый, задорный, яркий


В) скучный, глубокий, задумчивый


4) К русским народным инструментам относятся:


А) Домра, баян, трещотка, свирель, жалейка


Б) Гитара, фортепиано, маракасы, синтезатор, труба


В) Банджо, барабаны, орган, валторна, флейта


5) Произведение И.Ф. Стравинского, связанное с ярмаркой называется:

А) «Клоуны»


Б) «Ярмарка»


В) «Петрушка»


Итак, ребята, время вышло. Взгляните на экран и проверьте правильные ответы.


У кого нет ошибок? Ваша оценка «5»


У кого 1-2 ошибки? Ваша оценка «4».


У кого 3-4 ошибки? Ваша оценка «3».


Фронтальная


Контроль, взаимоконтроль

-знание русских народных инструментов;

- знание описания образа скоморохов;

- знание определения понятию «ярмарка»

Корректно и аргументированно выражать свое мнение.

-

7. Рефлексия и оценивание

Самооценка обучающимися своей учебной деятельности


С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?


Какую композицию мы сегодня слушали и анализировали?


Наш урок подходит к концу. Мне бы хотелось поблагодарить вас за вашу работу, вы все работали активно, молодцы.


Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.


Ребята, сейчас я буду называть начало фразы, а вы должны будете ее продолжить.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне было интересно…

Сегодня на уроке мне особенно понравилось…

Сегодня на уроке мне показалось трудным…

Игорь Фёдорович Стравинский.


Фрагмент из балета “Петрушка” И.Ф Стравинского.

Индивидуальная


Самоконтроль


Сравнивать объекты; объединять объекты по определенному признаку;определять признак для классификации;анализировать информацию;устанавливать причины неудач учебной деятельности;корректировать свои учебные действия.

-

8. Домашнее задание

Получение обучающимися домашнего задания

Беседа

Большое спасибо за урок, до свидания.


Фронтальная

-

-

-


-.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!