СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Многообразие живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Многообразие живых организмов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Многообразие живых организмов"»

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.

Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

Задачи:

  1. Образовательные: продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов; рассмотреть особенности живых организмов; формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем;

  2. Развивающие: развивать навыки: логические – навыки структурировать, выделять главное, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; организационные – навыки работы с текстом; коммуникативные – навыки общаться, выслушивать и отстаивать свою точку зрения; оценочные – навыки рефлексии, анализа своей работы.

  3. Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), проблемного изложения материала, частично – поисковые, приемы рефлексии: «Пять пальцев», «Шкала настроения».

Средства обучения: учебное пособие, рабочие тетради, мультимедиа.

Ход урока

I Ориентировочно – мотивационный этап.

Приветствие, проверка отсутствующих.

Актуализация опорных знаний.

Составить синквейн понятия «биология».

Правила составления синквейна:

В синквейне 5 строк.

  1. понятие (слово)

  2. прилагательные (два слова)

  3. глаголы (три слова)

  4. предложение (из четырех слов)

  5. существительное (одно слово)



Совместное целеполагание:

Как одним словом назвать все, что нас окружает. (Природа, живая и не живая). Как же нам изучить природу, какая наука занимается этим? (Биология) Почему так велико разнообразие живых организмов? (Из-за образа жизни обитателей планеты) Какими свойствами обладают живые организмы? (Питанием, дыханием, выделением, ростом, развитием, размножением, раздражимостью)

Хорошо, вы верно ответили. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (ребята выдают варианты, учитель все записывает на доске).

Сегодня на уроке мы начнем изучение темы «Многообразие живых организмов». Нашей целью для урока будет – изучить царства и свойства живых организмов. В конце урока вы должны будете мне ответить на вопрос: могут ли все организмы быть одинаковы?



II Операционно – познавательный этап.

  1. Освоение нового материала.

Открываем конспекты и записываем тему урока: Многообразие живых организмов.



Разнообразие живых организмов.



Разобраться в много­образии жизни на нашей планете не просто. Для удобства изучения и дальнейшего использования все известные виды живых организмов классифицируют — делят на группы на основании определенных признаков. До середины ХХ в. ученые различали только две большие группы живых организмов — растения и животные. Однако их изучение дока­ зало, что для описания разнообразия жизни ограничиваться только этими группами недостаточно.

Во-первых, в природе постоянно обнаруживались виды с сочетанием признаков растений и животных, например гри­бы. Во-вторых, некоторые виды имели свойства, которые были не характерны ни для растений, ни для животных. Поэтому во второй половине ХХ в. в большинстве стран мира была принята классификация, по которой все известные виды живых организмов разделили на пять больших групп, назы­ваемых царствами.


















Свойства живых организмов:



Живые организмы имеют ряд характерных особенностей, которые отличают их от тел неживой природы. Живые организмы построены из клеток. Внимательно рассматривая мякоть помидора или арбуза, можно увидеть множество крохотных пузырьков. Это клетки. Все живые организмы, в том числе и мы, люди, состоим из клеток. В состав клеток входят органические и неорганические вещества. Органические вещества — это белки, жиры, углеводы и др. Неорганические вещества — это вода, минеральные соли и др. Живые организмы питаются. Пища содержит питательные вещества: белки, жиры, углеводы. В организме они перерабатываются и превращаются в соединения, свойственные данному организму. Эти соединения идут на построение новых клеток и органов тела.

























Одно из основных признаков живых организмов – движение. Двигаться могут и неживые организмы (камни, песчинки и другие), но в отличие от живых организмов они делают это лишь под влиянием внешних сил (ветра, притяжения Земли, воздействия живых организмов). Живые существа движутся самостоятельно и осознанно: растения поворачиваются к солнцу, животные передвигаются с целью поиска необходимых для них условий и так далее.



Главным признаком живого организма является его рост и развитие. Большинство растений изменяются в размерах в течение всей жизни, рост животных приостанавливается, но продолжается замещение клеток внутри организма. Животные способны увеличивать своё физическое и умственное развитие, обладают способностью запоминать и анализировать события.



Запись в словарь термина развитие.



Каждый организм имеет свою структуру - состоит из взаимосвязанных частей, расположенных в определенном порядке. Живые организмы способны в течение всей жизни сохранять свою структуру и передавать ее по наследству своим потомкам. Воспроизведение себе подобных называется - размножением.

Запись в словарь термина размножение. Видеофрагмент: «Размножение дуба».

Важнейший признак живого - обмен веществ с окружающей средой. Получая вещества из внешней среды, организм превращает их вещества своего тела. При этом вещества в организме не остаются постоянными. Они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада выделяются во внешнею среду.















Так как организмы получают необходимые вещества из внешней среды, они реагируют на все изменения в ней. Это их свойство называют раздражимостью.



Запись в словарь термина раздражимость. Видеофрагмент: «Реакция организма на раздражение».



  1. Практикум по применению новых знаний.

Прием «Горячий стул»: вызвать одного учащегося и каждый из класса задает ему один вопрос по теме, вопросы не должны повторяться.



III Оценочно-рефлексивный этап.

1.Вывод: Каждый вид живых организмов относится к одному из пяти царств живой природы — Бактериям, Протистам, Грибам, Растениям или Животным. Бакте­рии являются прокариотами, организмы других царств — эукариотами. Живые организмы характеризуются ря­дом общих свойств: клеточным строением, питанием, дыханием, выделением, ростом, развитием, размножением, раздражимостью

2.Рефлексия

Образовательная: прием «Пять пальцев».

Эмоциональная: прием «Шкала настроения». У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

3. Домашнее задание: § 1.

Спасибо за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!