СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока МХК "Художественная культура Китая"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока МХК "Художественная культура Китая"»

КУЛЬТУРА ВОСТОКА. (Слайд 1)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ.


Цели урока: познакомить учащихся с особенностями художественной культуры Китая; выявить взаимосвязи литературы и изобразительного искусства, выявить основные философские системы, оказавшие влияние на искусство Китая.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Объяснение нового материала.

  1. Мотивация и целеполагание (Слайд 2) (Звучит китайская музыка)

  Ребята, по предложенным в презентации иллюстрациям, фото, музыкальному фрагменту, попробуйте определить, с культурой какой восточной страны мы познакомимся на сегодняшнем уроке. (Дети отвечают)

(Слайд 3)

  Действительно, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем об особенностях развития китайской архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и других видов искусства.

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме урока (Слайд 4)

- Что вы знаете о культурных традициях Китая? (Дети отвечают)

3. Введение в тему (Слайд 5)

В нашей современной печати и даже устной речи часто можно встретить слово «Поднебесная» в применении к Китаю, это название синонимично слову «Китай». И связано это с тем, что древний китаец связывал свою жизнь, надежды и помыслы с Небом. «Только небо осуществляет наблюдения за народом, ведает справедливостью, посылает устойчивые и неустойчивые урожаи. Без неба погибнет народ. От милости неба зависит его судьба», - читаем мы в древнейшей книге Китая «Шуцзин» («Книга истории»).


4.Культура и философия.

Культура Древнего Китая формировалась на территории Восточной и Центральной Азии, где в 1 тыс. до н.э. сложились философско-религиозные учения, согласно которым природа воспринималась как живой организм, а процесс мироздания как результат небесного мужского начала Янь и земного женского Инь.

Особое влияние на культуру Китая оказали философские системы конфуцианство и даосизм.

(Слайды 6-7) Морально-этическое учение Конфуция (Кун-Цзы) исходило из разумного, навечно установленного небом порядка: власть государя считалась священной, священным считалось соблюдение норм этикета в отношениях между правителем и подданными, членами семьи, живущими и умершими. Главное для человека считалось почет, уважение, образованность, гуманизм, чувство долга.

(Слайд 8) Основатель даосизма – Лао-Цзы – теория Дао – путь к гармонии, которую можно обрести, ведя простую мудрую жизнь; покорность, отказ от желаний и борьбы, единство с первоосновой мира, обретение бессмертия.

Такое созерцательное начало стало определяющим в культуре Китая.

5. Архитектура Китая.

Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место. На вершинах гор, поросшим лесом, высятся величественные монастыри, в труднодоступных местах сооружены пещерные храмы, в центре шумных городов возведены роскошные комплексы императоров.

*(Слайды 9-10) Одной из наиболее распространённых построек, восходящей к индийским храмам, стала пагода-мемориальная башня, возведённая в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50м. Внешний облик пагоды удивительно прост. Её отличительной чертой являются слегка приподнятые кверху заострённые края кровли. Это подчёркивает устремлённость здания вверх.

Один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве - строгая, без лишних украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая пагода Диких Гусей)


** (Слайд11) Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. По грандиозности замысла и величию его воплощения пещерный буддийский монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2км тянется скала высотой в 60м, в которой на различной высоте находится более 20 пещер. Некоторые из них уходят в глубь на 9-10м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Монастырь производит неизгладимое впечатление на паломников.

*** (Слайд 12) Эмблемой Китая стал Храм Неба в ансамбле императорского дворца в Пекине. Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Три террасы круглой формы, окруженные прямоугольными каменными балюстрадами, – отражение беспрерывного круговорота стихий.

*** (Слайд 13) Характерной для древних народов грандиозной постройкой, можно считать великую Китайскую стену, возведенную для защиты от кочевников. Эта стена особенно поражает воображение. Она протянулась на 4000 км, высота ее составляет 10 м. ЕЕ строили примерно 2 млн. человек, и вот уже более XX веков стоит она как символ беспримерного упорства и человеческого труда.

6. Скульптура Китая.

Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Ещё в 3веке до н.э., скульптура выражала идею его могущества и неограниченной власти.

*(Слайд 14) Во время раскопок в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и всадники, пехотинцы и колесничные в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора. В раскраске фигур проявилось их строжайшее разграничение по иерархическим рангам. Построенное войско преданно охраняло покой своего правителя.

** (Слайд 15) Характерной особенностью китайской скульптуры является тесная связь с буддийской религией. Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя Будды (Владыки Космического Света). Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.

*** (Слайд 16) Фантастические существа.


6. Китайская живопись.

Пантеистическое восприятие ярко и полно выразилось в живописи, возникшей в качестве иллюстраций к стихотворным произведениям. Картины имели форму горизонтальных и вертикальных свитков, писались тушью и минеральными красками на шелке и бумаге.

(Слайд 17) Портреты писались со знати, ученых, чиновников и отличались следующими деталями: композиция, позы, лица – были условны, детально воссозданы одежда, прически и другие примечательные мелочи.

(Слайд 18) Пейзаж – сплав поэзии и живописи, носил символичный и аллегоричный характер. (Пример: горы – мужское начало Ян, вода – женское Инь (символ) Сосна – долголетие, лотос – лето, хризантема – осень (аллегория))

(Слайд 19) Большую популярность приобретает живопись «цветы – птицы», воплощавшая идею «великого в малом», когда 1 птица, 1 цветок воспринимались как часть Вселенной и получали вселенскую значимость:

У соседки моей под восточным окном

Разгорелись гранаты в луче золотом,

Пусть коралл отразится в зеленой воде –

Но ему не сравниться с гранатом нигде.

Столь душистых ветвей не отыщешь вовек –

В них прелестные иволги ищут ночлег.

Как хотел бы я стать хоть одной из ветвей,

Чтоб касаться одежды соседки моей.

Пусть я знаю, что мне нет надежды теперь,-

Но я все же гляжу на закрытую дверь.

(Ли Бо)

7. Китайская литература.

Какого-либо сводного эпического общенационального произведения, подобно «Махабхарате» в Индии или поэмам Гомера, мы не найдем в древнейшей китайской литературе, но найдем богатейшую поэзию и очень интересную прозу.

(Слайд 20) Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев, лучше всего могут выразить человеческие чувства.

(Слайд 21) Ранние поэтические тексты дошли до нас без имен их авторов. Конфуций, который, по преданию, собрал и комментировал их, своим именем придал им авторитет в глазах последующих поколений. Они стали называться каноническими. Во II тыс. до н.э. текст «Книги песен» («Шицзин») был вырезан на каменных барабанах. Так они до нас и дошли.

Стихи, созданные на заре китайской культуры, отразили настроение и чувства, близкие и нам и вообще всем временам и всем народам. Китайская поэзия полна ликов китайской природы. Из арсенала природы берутся сравнения и метафоры. Природа всюду рядом с человеком. Поэт, говоря о человеческих чувствах, непременно проводит параллель с миром растительным или животным. Природа стала традиционным героем лирической поэзии Китая.


(Слайд 22) Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме рассказов. В средние века в Китае возникает повесть, для этого времени характерен расцвет драматургии, чуть позднее достигает расцвета повествовательная проза в форме эпопеи и романа.

8. Китайская музыка. (Слайд 23)

Говоря о культуре Китая, нельзя обойти вниманием музыку.
Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие.

Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди, шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики.

(Слайд 24) В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца - "Консерватория грушевого сада".

9. Китайский шелк. (Слайд 25)

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая - Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия.

Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву.

10. Китайский фарфор. (Слайд 26)

Происхождение керамики в Китае теряется в глубине веков: древнейшие образцы керамических изделий относятся к началу тысячелетия до н.э. Первоначально китайцы научились получать фаянс, или серый фарфор, который стал ближайшим предком современного фарфора. Изделия мастеров гончарного дела отличались классическим изяществом форм, смелыми сочетаниями красок. Наибольшей популярностью пользовалась гамма трёх цветов: красного, зелёного и жёлтого. Появилась и посуда, украшенная орнаментом. Секрет китайского фарфора - это секрет сырья, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась сокровищницей "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Ценят фарфор за его твёрдость, прозрачность, и за то, что он издаёт мелодичный звук, если его коснуться металлической палочкой.


Домашнее задание: записи.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!