СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока мировой художественной культуры "Культура России в эпоху Просвещения"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока по мировой художественной культуре в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока мировой художественной культуры "Культура России в эпоху Просвещения"»

Культура России в эпоху Просвещения

Цель: познакомить с культурой эпохи, расширять кругозор обучающихся, создавать условия для развития умения находить информацию в различных источниках.

Ход урока:

Здравствуйте, сегодня у нас на уроке присутствуют учителя МХК школ Курского района, методист районного отдела образования.

Тема нашего урока: «Культура эпохи Просвещения в России».

На изучение этой темы отводится 5 уроков. И знакомство с эпохой происходит не только на уроках МХК, но и истории, литературы. Сегодня мы познакомимся с основными направлениями культуры и начнем работу над проектом «Эпоха и судьбы».

Эпоха Просвещения сменяет эпоху Возрождения. Её временные рамки различными учеными устанавливаются по-разному. В России она в основном связывается с двумя именами: Петра1 и Екатерины2. Это конец 17, 18 век.

Пройдет наш урок в форме устного журнала.

18 век – время безумное и мудрое, проклятое и удивительное.

Так сказал об этой эпохе Александр Николаевич Радищев. Действительно в этот век развивалась металлургия, промышленность, открываются новые школы, организуются исследовательские экспедиции, учреждаются академии…

В ходе урока подумайте, почему А.Н.Радищев так назвал 18 век.

Итак, страница 1

История и наука.

Слайд 1

Во время царствования Петра 1 открываются школы: навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, морской кадетский корпус, открываются школы в провинциальных городах. В то же время Россия была вовлечена в Северную войну, в войну со шведами, Семилетнюю войну, позже в царствование Екатерины2, в войну с турками. Но несмотря на внешнеполитические трудности в стране развивается промышленность. Пущен в действие металлургический завод, появились стекольные заводы. Началось освоение Сибири. Витус Беринг исследовал морской путь от Камчатки к Аляске.

Говоря о развитии металлургии, нельзя не упомянуть о династии Демидовых.

Историки считают, что успехи предпринимательской деятельности Демидовых были следствием таланта, знаний и преданности делу.

К середине 18 века Демидовы имели более 30 заводов в Центральной России и на Урале. Благодаря деятельности Демидовых Россия по масштабам производства железа обогнала Англию и заняла первое место в мире.

С приходом на престол Екатерины2 исследования Сибири и развитие культуры продолжались. Отправляется устанавливать торговые отношения с коренным населением и исследовать морской путь на восточном побережье нашей страны, уроженец города Рыльск – Шелехов Григорий. Время царствования Екатерины2 называют золотым веком театра. Однако, в это время были соляной бунт и восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Много событий и открытий совершено в 18 веке. Об одном удивительном и талантливом человеке пойдет рассказ далее.

Олег Смиренин: почти 200 лет назад на северной окраине России родился мальчик Михайло, в семье крестьянина помора. Когда он выучился читать, то перечитал все книги, которые тогда имелись в деревне. Но книги были в основном церковного содержания и Михайло не находил ответов на интересующие его вопросы. В 19 лет Ломоносов ушел в Москву и поступил в славяно-греко-латинскую академию.

Шли годы. Михаил Васильевич учился в Москве, Петербурге, Германии. После учебы основал первую в России химическую лабораторию, стал основоположником атомно-молекулярного учения о сохранении массы вещества, сконструировал телескоп, изобрел ночезрительную трубу, наблюдал атмосферные явления. Более 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Итальянские мастера-мозаики держали в строгом секрете технологию изготовления смальты. Михаил Васильевич сам разработал рецептуру для изготовления цветного стекла. Он проделал тысячи опытов и открыл способ получения смальт любого цвета. Он организовал постройку фабрики по производству стекла.

Слайды

Страница вторая

Литература и театр

Слайды

Страница третья

Изобразительное искусство

Живопись. Скульптура. Архитектура.

18 век одна из самых ярких страниц в истории мировой культуры. На смену стилям Возрождения пришли стили рококо, классицизм, реализм. Одной из особенностей развития культуры стало развитие разных видов искусства. 18 век называют веком портрета. В это время усилился интерес к личности человека. Ценность ее стала определяться не только титулами и чинами, но и интеллектуальными и духовными качествами.

Дмитрий Порохов: жанр портрета в изобразительном искусстве восходит к парсуне, получившей распространение в 16-17 веках. Первые парсуны еще связаны с традиционными иконописными изображениями. С середины 17 века живопись начала передавать осязаемую форму предметов, их цвет, объем, фактуру, перспективу. За несколько десятилетий русское портретное искусство прошло путь равный 2-3 векам западноевропейского. Многие художники заняли достойное место среди крупнейших портретистов мира.

Вот имена некоторых из них:

Алексей Петрович Антропов. Портрет статс-дамы Измайловой

Слайд

Иван Петрович Аргунов. Портрет крестьянки в парадном костюме.

Слайд

Будучи крепостным художником, всю жизнь писал портреты своих господ Шереметевых.

Федор Степанович Рокотов.

Слайд

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Слайд

Владимир Лукич Боровиковский

Слайд

Юлия Хмелевская: наряду с портретной живописью развивалось искусство скульптуры. Самым знаменитым произведением того времени является памятник Петру 1, украшающий Санкт Петербург до сих пор. Создан он был Этьеном Морисом Фальконе. Памятник представлен в виде конной статуи и был открыт в 1782 году. В день открытия скульптура была закрыта от зрителей полотном. С утра лил дождь. Но он не помешал зрителям собраться на Сенатской площади. На площадь вступила гвардия. Управлял парадом князь Голицын А.М. в четвертом часу прибыла императрица Екатерина 2, по знаку царственной руки, полотно спало, и под барабанную дробь полки двинулись по Невской набережной. Сразу после открытия памятника площадь была названа Петровской.

Слайд

Во второй половине 18 века в России появляются свои мастера, получившие образование в Академии художеств за границей. По словам Ломоносова «первый статуйных дел мастер» - Федор Иванович Шубин. Он был сыном холмогорского помора. Как и его земляк М.В.Ломоносов, прошел суровую школу жизни. Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в Петербургскую академию художеств, а затем стажировался в Европе.

Слайд

Светлана Иванова: Россия еще совсем недавно воспринимавшая европейский художественный язык, оказалась страной особенно богатой на талантливых архитекторов.

Василий Иванович Баженов. Пашков дом.

Слайд

Этот белый дворец и сегодня является украшением Москвы.

Вход во внутренний двор вел через арку парадных ворот. От внешнего фасада здания вниз вела лестница, у подножия которой парк с красивой оградой. В саду беседки. Фонтаны, скульптуры и редкие птицы. В прудах плавали экзотические рыбы и лебеди.

Другое знаменитое произведение Дворцовый ансамбль в Царицыно.

Слайд

Матвей Федорович Казаков. Петровский дворец.

Слайд

Творчество этого знаменитого архитектора относится к классицизму.

Классические мотивы сочетаются с традициями древнерусскими. Стрельчатые арки, затейливые наличники…

С начала 18 века центром классической архитектуры стал Петербург – новая столица государства. Архитектурный облик города складывался благодаря Доменико Трезини, Андреяну Захарову и другим.

В середине 18 века в архитектуре России процветал барокко. Значительный вклад в развитие этого стиля внес Вароломео Растрелли. Его знаменитыми творениями являются: Собор смольного монастыря, Зимний дворец.

Слайды

Страница 4 музыка

Мир музыки 18 века сложен и разнообразен. Его невозможно свести к какому-то одному стилю, нескольким формулировкам. Поэтому на сегодняшнем уроке мы лишь познакомимся с некоторыми именами.

Грабчилева Екатерина: Евстигней Ипатович – русский композитор. Родился в 1761 году, сын канонира тобольского пехотного полка. Его творчество сыграло существенную роль в формировании русской композиторской школы 18 века. Высшим достижением Евстигнея Ипатовича явилась мелодрама «Орфей и Эвридика». Благодаря незаурядному таланту он обогатил театр, раздвинул жанровые рамки. Однако судьба его опер не была счастливой. Опера «Ямщики» не ставилась в Петербурге и Москве, она была известна лишь узкому кругу слушателей. Опера «Американцы» из-за скрытой антикрепостнической направленности не была допущена на сцену. Творчество Евстигнея Ипатовича по достоинству оценено лишь в 20 веке.

Итак мы пролистали журнал. И сейчас у меня к вам вопрос – почему Радищев назвал 18 век удивительным? Почему проклятым? Мудрым?

Оценка деятельности.

Домашнее задание – материалы собрать для оформления проекта «Эпоха и судьбы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!