10 класс Урок ____ Дата ________
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: сформировать представления обучающихся о методах теоретического исследования
Планируемые результаты
Предметные:
знают методы теоретического исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование; называют их особенности;
получат возможность использовать различные методы теоретического исследования при работе над проектом
Метапредметные:
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; составлять план и последовательность действий; осуществлять контроль и вносить необходимые коррективы;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; получат основы коммуникативной рефлексии
Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
понимание роли эмпирического исследования в познании
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ПК, интерактивная доска
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Актуализация знаний Фронтальный опрос
Назовите методы эмпирического исследования.
наблюдение
описание
сравнение
измерение
эксперимент
Охарактеризуйте методы эмпирического исследования
Мотивация. Этап постановки целей и задач урока
– Какова тема урока? Цель? Узнать … Научиться …
Усвоение новых знаний
Теоретическими методами исследования называют методики, разработанные с целью определить задачи, создать гипотезы, оценить полученные прецеденты.
Методы теоретического исследования:
анализ
синтез
индукция
дедукция
аналогия
моделирование
Основные этапы теоретического исследования:
Изучение теории исследуемой научной области: существующие идеи, методы, модели. Критическая оценка и анализ.
Формулирование научной гипотезы.
Принятие существующих подходов, их углубление и развитие, либо отказ от них.
Обоснование новых идеализированных понятий, теоретических конструктов. Создание теоретической модели, характеризующейся упрощенной структурой.
Формулирование новых способов решения научной проблемы.
Оценка противоречивости и согласование системы частных теорий, формирование фундаментальной научной теории.
Развертывание теории, представление и формулировка общих для данной научной сферы закономерностей, которые объясняют ранее обнародованные и предсказывают будущие факты.
ФИЗМИНУТКА
Закрепление первичных знаний
Назовите методы теоретического исследования
Охарактеризуйте методы теоретического исследования
Домашнее задание
Подведение итогов Рефлексия
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что не понравилось?
Что было трудным?
Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?
Где эти знания вы сможете применить?