Конспект урока
«Метод подстановки» 7 класс
Разработала: Латкина Надежда Анатольевна, учитель математики МОУ «Сторожевская СОШ» Корткеросского района Республики Коми
Открытый урок подготовлен в рамках проведения декады математики, физики, информатики в школе.
Цель урока: формирование у учащихся умения решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными способом подстановки.
Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся при решении систем линейных уравнений с двумя переменными.
Развивающие: развитие математического и общего кругозора, мышления и речи учащихся, способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения, выделения главного.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, общей культуры, организованности и взаимопомощи через работу в парах.
Методы: частично – поисковый, коллективный, групповой, индивидуальный.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, экран, раздаточный материал.
Литература: Учебник А.Г. Мордковича Алгебра 7. Издательство «Мнемозина» 2007.
Ход урока:
Этап №1. Организационный момент:
Приготовились к уроку, встали у своих мест.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста, садитесь.
Улыбнитесь себе, друг другу и мне, мы дружно и с хорошим настроением начинаем работать.
Унынье и лень уничтожить на нуль.
Этап №2. Теоретический опрос (устно)
Слайд 1,2
- что такое уравнение? (это равенство, содержащее одну или несколько переменных) Слайд 3
- что такое система уравнений? (внешний вид: некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой)
- что такое решение системы? (это пара значений, которая одновременно является решением всех уравнений системы)
- что означает решить систему уравнений? (значит найти все её решения или установить, что их нет) Слайд 4
Этап №3. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой математической моделью.
Эта математическая модель представляет собой систему двух линейных уравнений с двумя переменными. Перед нами стояла задача найти такие пары значений (х; у), которые одновременно удовлетворяют и первому, и второму уравнению.
-Ребята! Скажите мне, пожалуйста, а как назывался метод решения системы, которым мы пользовались на прошлых уроках и в домашнем задании? (Ответ: графический метод).
Практическое задание:
Решить систему уравнений графическим способом (работаем в группах по 3-4 человека)
Вариант 1: Вариант 2:
Задания делают на заранее приготовленных листах А4 с клетками, чтобы потом вывесить на доску и сравнить результаты.
Вывод:
Для решения данных систем уравнений графический способ не удобен. В В-1 решением являются дробные числа, которые трудно определить по графику. В В-2 решением являются большие числа, для определения которых не достаточно тетради.
Таким образом, необходим другой способ решения систем уравнений, который нас не подведет в случае с дробными значениями координат точки.
Этим мы и займемся сегодня на уроке
Этап №4
-В тетрадях запишите, пожалуйста, число.
Тема урока: «Метод подстановки».
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
- узнать новый метод
- получить алгоритм решения систем
- научиться применять алгоритм
(записать на доске сбоку)
Для удачного использования этого метода, нам необходимо повторить, как можно из линейного уравнения выразить одну переменную через другую. Мы это уже делали с вами на прошлых уроках. И так:
№1. Выразить переменную У через Х в следующих уравнениях: (К доске пойдет…)
(Вызвать к доске ученика, задание на доске, следить за устной речью ученика, ученик комментирует свое решение)
5х-2у=0,
3х+2у=16
Ответ: у=2,5х у=8-1,5х.
Решаем из учебника у доски и в тетрадях № 12.7(а,б)
№2. Слайд 5, 6
Составим алгоритм по ключевым словам:
- выразим
- подставим
- решим
- подставим
- ответ (записать сбоку на доску)
Сверим с алгоритмом: Слайд 7
Попробуем решить системы, которые вы решали в начале урока, но теперь методом подстановки:
Кто может пойти к доске и выполнить это задание? (К доске…)
-Подобный метод рассуждений назвали методом подстановки, кто заметил из рассуждений - почему?
В учебнике найдите алгоритм решения и внимательно прочитайте его.
-Метод подстановки широко используется и в более сложных системах уравнений, не обязательно линейных, о таких системах речь впереди – в старших классах.
Рассмотрев алгоритм может возникнуть вопрос, а почему мы выражаем переменную У из первого уравнения и подставляем во второе? Никакой причины нет, выражайте ту переменную, какую хотите, но ищите наиболее простые способы.
Этап № 5. Физкультминутка
Определить по заданному на слайде графику вид функции (возрастает или убывает). Если возрастает – тянемся вверх, если убывает – приседаем.
Этап № 6. Фронтальный устный опрос
1) Что называют решением системы уравнений с двумя переменными? Что значит решить систему уравнений?
2) Способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
3) Назови методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными.
4) Сформулируйте алгоритм решения по каждому способу решения в нескольких словах, назвав самое главное.
Этап № 7. Работа в парах
Сейчас мы с вами будем работать в парах: 1 вариант решает №12.4(б), а 2вариант решает №12.4(г); после того как ответы будут получены, меняемся тетрадями и проверяем ход решения соседа. Если все верно ставим +, если нет - (взаимопроверка с помощью решения на обратной стороне доски)
Этап № 7. Закрепление изученного материала:
Решаем задания из задачника: № 12.2(а,г), 12.8
Этап № 8. Рефлексия :
Найдите своё место на горе.
Учащимся предлагается рисунок, на котором нужно отметить свое место положение для данного урока, т.е.:
Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
Если нет ни каких вопросов, и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
Нарисовать лицо смайлику в зависимости от эмоционального состояния.
Этап № 9. Итог урока: Домашнее задание: параграф 12, знать алгоритм, № 12.2(б), №12.7(в,г)
-Сегодня мы познакомились с вами с еще одним способом решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Сформулировали алгоритм этого метода. На следующих уроках мы отработаем этот алгоритм на более сложных системах и познакомимся с еще одним очень интересным способом решения.
Оценки сегодня получили… Спасибо за урок. До свидания.