СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики «Который час? Полдень и полночь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Который час? Полдень и полночь»»

Конспект урока математики

УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс (Чекин А.Л, «Математика»)

Целевой компонент урока:

Тема: «Который час? Полдень и полночь».

Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с часами, с понятиями «полдень» и «полночь».

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с циферблатом часов и процедурой определения времени по этим часам; раскрыть понятия «полдень» и «полночь» как момент времени суток; развивать временные представления.

Развивающие: развитие навыка устного счёта; развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение); развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения работать у доски, с дидактическими материалами, устно; развитие монологической речи через объяснение выполненного задания у доски.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, посредством смены видов деятельности и интересных заданий; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении рабочих тетрадей.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: развитие умения обучающихся определять время по часам; различать понятия «полдень» и «полночь»; развитие временных представлений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Математика» 2 класс, Чекин А.Л., карточка с часами, циферблаты, задания.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

1. Организационный этап.

1) Приветствие.

У.: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Александровна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

У.: – Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал, а всё лишнее нужно убрать.

3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: – Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.
У.: – Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У.: – Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
У.: – Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.

4) Устный счёт.

У.: – Ребята, посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Д.: – Углы.

У.: – Назовите виды этих углов. Как называется угол, изображённый на первой картинке? На второй? На третьей? (слайд)

Д.: – Прямой угол (прямым углом называется угол, который равен 90°), острый угол (острым углом называется угол, который меньше прямого), тупой угол (тупым углом называется угол, который больше прямого).

У.: – На каждой стороне угла размещены числа, а рядом указано действие, которое надо выполнить над каждым из записанных чисел.

9 • 7 = 63

6 • 7 = 42

8 • 7 = 56

7 • 7 = 49

4 • 7 = 28

6 • 8 = 48

4 • 8 = 32

3 • 8 = 24

5 • 8 = 40

8 • 8 = 64

32 : 4 = 8

20 : 4 = 5

36 : 4 = 9

28 : 4 = 7

16 : 4 = 4

2. Открытие темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

У.: – Наш урок математики мне хочется начать с загадки. (слайд): что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца?

Д.: – Время.

У.: – Верно. Скажите, а что мы будем узнавать о времени? Назовите тему нашего урока. Для этого откройте учебники на странице 112.

Д.: – Который час? Полдень и полночь. (слайд).

У.: – Тему урока можно разбить на две части. Назовите первую часть.

Д.: – Который час?

У.: – Чему мы должны научиться?

Д.: – Определять время по часам.

У.: – Назовите вторую часть.

Д.: – Полдень и полночь.

У.: – Какие «открытия» мы должны сделать при изучении второй части темы?

Д.: – Познакомиться с понятиями «полдень» и «полночь».

У.: – Молодцы!

3. Первичное усвоение новых знаний.

У.: – Сегодня на уроке мы будем определять время по часам и познакомимся с понятиями «полдень» и «полночь». Ребята, какие виды часов вы уже знаете?

Д.: – Солнечные, песочные, механические, электрические, часы с кукушкой… (слайд).

1) Работа с учебником.

У.: – На странице 112 найдите диалог Маши и Миши, прочитайте его.

У.: – Как называется короткая стрелка?

Д.: – Часовая.

У.: – Как называется длинная стрелка?

Д.: – Минутная.

У.: – Выйдите к доске и покажите мне часовую стрелку, минутную стрелку. (слайд).

У.: – Отлично. Прочитайте задание 1 на странице 112.

(Деятельность обучающихся: чтение задания).

У.: – Который час показан на первом рисунке?

Д.: – 1 час.

У.: – Хорошо. На втором рисунке?

Д.: – 6 часов.

У.: – Молодцы! Откройте рабочие тетради на странице 53, прочитайте задание 1.

Д.: – Выполни задание два из учебника.

У.: – В учебнике смотрим на задание 2. Прочитайте его.

(Деятельность обучающихся: чтение задания).

У.: – В рабочих тетрадях, на первом рисунке, нарисуйте такое положение стрелок, которое показывает 3 часа. Поднимите руки те, кто может сам справится с заданием? Те, кому нужна помощь?

(Деятельность обучающихся: работа в тетради).

У.: – Посмотрите на слайд. Верно ли вы выполнили задание? (слайд)

Д.: – Да, мы выполнили это задание верно.

У.: – Хорошо. Какой угол образует часовая и минутная стрелки на вашем рисунке?

Д.: – Часовая и минутная стрелки образуют прямой угол. (слайд)

У.: – Верно. Когда ещё часовая и минутная стрелки образуют прямой угол? Нарисуйте такое положение стрелок в рабочих тетрадях на втором рисунке. Какое время показывают нарисованные вами часы?

Д.: – 9 часов (слайд).

У.: – Молодцы. Рабочая тетрадь, задание 2: на первом рисунке нарисуйте часы, которые показывают ровно 12 часов.

(Деятельность обучающихся: работа в тетради).

У.: – Проверьте в парах друг у друга, правильно ли вы выполнили задание. Выйдите к доске и дорисуйте стрелки часам. (карточка).

(Деятельность обучающихся: работа у доски).

У.: – Отлично. Ребята, а сколько раз в сутки часы показывают ровно 12?

Д.: – 2 раза в сутки.

У.: – В какое время суток часы показывают ровно 12?

Д.: – Днём и ночью.

У.: – Прочитайте, что написано у вас в учебнике в голубой рамке на странице 113.

Д.: – 12 часов дня – это полдень, 12 часов ночи – это полночь.

У.: – Полдень – это момент времени в середине дня, «половина дня», полночь – это момент времени в середине ночи, «половина ночи», Ребята, хорошенько это запомните. А чем вы обычно занимаетесь в 2 часа дня? В 2 часа ночи? В 8 часов утра? В 8 часов вечера?

У.: – Хорошо, а что показывают часы, когда одни сутки сменяются другими?

Д.: – 12 часов (00:00).

У.: – Как называется это время суток?

Д.: – Это время суток называется ночь.

У.: – Хорошо. Сколько суток прошло, если часы четырежды показали ровно 12 часов? Обсудите это задание в парах.

Д.: – Двое суток.

У.: – Как вы рассуждали?

Д.: – Часы показывают ровно 12 – два раза в сутки, значит, если часы четыре раза показали ровно 12 часов, то прошло двое суток.

12 • 4 = 48(ч). 48 часов = 2 суток.

У.: – Молодцы!

4. Физкультминутка.

1. И.п – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вверх, левую вниз. 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2. И.п – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в парах.

У.: – Сейчас вы поработаете в парах, я раздам вам циферблаты и задание. Ваша задача правильно определить время:

В школе у Маши уроки начинаются в 9 часов утра. Через 5 часов все уроки у неё закончатся. Она собирается, идёт домой и кушает, на это тратит 1 час. Через 2 часа у неё кружок по танцам.

а) Покажите в котором часу у Маши начинаются уроки. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №1. (9 часов)

б) Покажите в котором часу у Маши заканчиваются уроки. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №2. (2 часа)

в) Покажите в котором часу Маша придёт домой. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №3. (3 часа)

г) Покажите в котором часу у Маши начинается кружок по танцам. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №4. (5 часов)

У.: – Давайте проверим, что у нас получилось. Прочитайте текст задания.

(Деятельность обучающихся: чтение задания).

(Деятельность учителя: задаёт вопросы по порядку, обучающиеся отвечают).

6. Первичное закрепление.

Индивидуальная работа.

У.: – Ребята, сейчас я раздам вам задания, которые вы должны будете выполнить индивидуально. Вам нужно дорисовать минутную и часовую стрелки: 10 часов утра, 12 часов ночи (00:00), 2 часа ночи, 5 часов утра, 7 часов утра, 8 часов вечера (20:00), 3 часа дня (15:00), 6 часов вечера (18:00).

(Деятельность обучающихся: выполнение самостоятельной работы).

У.: – Ребята, посмотрите на доску. Верно ли вы справились с этим заданием? (слайд).

Д.: – Да, мы верно выполнили это задание.

У.: – Молодцы.

7. Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

У.: – Ребята, вспомните цель нашего урока.

Д.: – На уроке мы должны были научиться определять время по часам, а также познакомиться с понятиями «полдень» и «полночь».

У.: – Мы достигли этой цели?

Д.: – Да.

У.: – Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились на уроке?

Д.: – Да, мы были активны.

У.: – Вы все сегодня хорошо поработали на уроке, а теперь посмотрите на слайд. Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха» по следующим критериям: ничего не понял, всё понял, всё понял и могу помочь другим, гора успеха. Поднимите руку, кто поставил себя на первую ступеньку. Почему? Кто на вторую или третью? Кто на четвертую? Объясните свою оценку. (слайд)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: – Ребята, запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь, страница 53, задание 3. Всем спасибо, урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!