Урок математики 3-Б класс «Школа России»
Учитель:Крюкова Н.В.
Тема: Деление с остатком.
Цели: закрепление вычислительные навыков при делении с остатком.
Личностные: понимание значения математических знаний в собственной жизни и деятельности людей, укрепление интереса к изучению математики, формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; понимать, принимать и сохранять учебную задачу, действие самоконтроля и самопроверки.
Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества, умение работать в группе, умение оформлять свои мысли в устной форме, учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
Познавательные: ориентироваться в материале учебника, умение работать с информацией, умение составлять вопросы по пройденному материалу, выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, учебники, карточки.
1.Орг момент.
Проверка дз.
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении и готов к уроку.
Чтение хором слов на слайде№1.
Нет быстрого деления без знания таблицы
умножения. Пифагор.
-Назовите автора этого высказывания?
-Как вы понимаете данные слова?
2. Устный счет «Минутка для ума»
Учитель предлагает провести минутку для ума, используя шаблоны таблицы умножения Пифагора и сайт «Яндекс-учебник».
-Все дети выполняют задание по шаблонам, один ученик выполняет на компьютере в «Яндекс-учебнике» затем результаты выводятся на доску. Проверка по слайду результатов того, кто работал в «Яндекс-учебнике». Учитель предлагает продолжить минутку для ума.
-Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)
-Бабушке 54 года, а внучка в 9 раз младше. Сколько лет внуку?54:9=6
-Количество дней в неделе умножить на число голов Змея Горыныча. (7• 3 = 21)
-Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
-Альбом стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких альбома? (23 • 2 = 46)
-Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45 : 5 = 8)
- У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.
• 7 = 21)
-Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.
: 10 = 5)
На столах у каждого ученика « Карты моего успеха», учитель предлагает проанализировать свои знания таблицы, умения считать и отметить плюсиком если ученик справился , активно работал; поставить - если были затруднения, было трудно вспоминать таблицу..
Вывод: было трудно, срочно учить таблицу.
3.Актуализация.
- В жизни нам часто приходится распределять какие-то предметы на группы. Какое арифметическое действие мы при этом выполняем? (Деление.)
- Чтобы не обижать друг друга, каким правилом распределения предметов между собой пользуются люди ? (Делить поровну).
Учитель предлагает детям решить проблему, которая стала перед учителем при подготовке к уроку.
В классе 29 человек человек. Как же разделить 29 человек на 7 групп поровну?
Дети объясняют .
- Проблема разрешилась каким арифмитическим приемом? (Деление с остатком.)
Вывод: Если мы 29 разделим на 7 то получим 4(1 в остатке).
Какими способами можно разделить 29 на7.
1)нахождением самого большого делимого, который делится без остатка.
2) мы можем решать способом подбора.
-Это задача из нашей с вами жизни, можно сказать что она жизненная, бытовая?
4. Постановка темы урока и задач.
- Каждый день мы сталкиваемся с различными трудностями. Где в жизни вам может пригодиться деление с остатком? Приведите примеры
- Обозначьте тему и цели урока?
Тема нашего урока: «Деление с остатком.»
Задачи– Учится решать числовые выражения , где при делении остается остаток.
- Научиться понимать, объяснять какие- то жизненные, бытовые ситуации при делении с остатком.
-Отработать знание алгоритмов при решении числовых выражений с остатком.
4) Закрепление изученного материала . (работа в группах).
Учитель предлагает поработать в группах и выполнить задание за определённое время используя (приём «Карусель») .
Кто-то один читает задание , объясняет как выполнить одно задание, все записывают в тетради и т.д, затем по часовой стрелке передает и задание выполняет следующий, после этого решают кто будет выступать.Дети показывают знак выполнения.
1 группа. - Найдите ошибки в примерах. Запишите решение правильно в тетрадь.
25:3 = 7 (ост.4) 28:9 = 7 (ост.5)
19: 9 = 3 (ост. 1) 18: 5=3(ост. 6)
2 группа. - Решите задачи. Полученные решения запиши в тетрадь.
1) Какое наибольшее число порций картошки фри по 6 рублей можно купить на 40 рублей? (40:6=6(ост4)
2) Как разложить 20 книг на 3 стопки поровну? 20:3=6(ост.2)
3) Один заяц нашел 17 грибов и спрятал их в 3 норки. Сколько грибов к каждой норке? 17:3=5(ост.2)
4) Из 10 метров ткани сшили 3костюма. Сколько метров пошло на 1 костюм и сколько метров осталось? 10:3=3(ост.1)
3 группа. – Выполни вычисления, вставив подходящие числа в окошки. Докажите правильность ваших вычислений и запиши в тетрадь.
36 : 7 =5 (ост.1) 51 : 7= 7 ( ост. 3)
67 : 9 = 7 (ост.4)
47 : 5 = 9 (ост.2 )
4 группа. Составьте задачу, решением которой является выражение 29: 7 и решите её в тетради. 29:7=4(ост1)
Какие могут быть остатки, если делитель равен 7?
6 группа. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
: 9 = 45 : 8 =
34:6= 5(ост.4) 83 : 40 = 2(ост.3)
5 группа. Запиши какое самое большое двузначное число делится без остатка на 6 ?Раздели на две группы эти выражения.
45:5 26: 5 36: 7 49: 7
26:5=5(ост.1)
36:7=5(ост1)
7 группа. Реши ребусы и запиши примеры в тетради. стр. учебника
Дети подводят итоги в картах успеха.
Физминутка.
Учитель называет числовые выражения на умножение и деление, детям нужно собраться группами по количеству человек равному значению выражения..
20:10 28:4 18:6 36:6 40:4
-Какое арифмитическое действие вы сейчас выполняли. Назовите компоненты деления? Назовите компоненты при делении с остатком.
5) Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах.
Я предлагаю вам привести свои мысли в порядок и поработать активно над следующими заданиями.
1 группа-2 группа – Используя данные высказывания, составьте алгоритм выполнения деления с остатком:
Найдём самое большое число (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка |
|
|
Проверяем, остаток должен быть меньше делителя. |
|
( алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание лишнее, дети собирают алгоритм на магнитной доске)
3 группа – Из данных выражений выберите верные условия деления с остатком ( высказывания записаны на отдельных полосках)
Остаток должен быть меньше делителя
Остаток должен быть больше делителя
Если частное умножить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое
Если частное разделить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое
4 группа – Составьте алгоритм проверки деления с остатком
1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель) |
2. Делитель умножаем на частное. |
3. К полученному результату прибавляем остаток. |
4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно. |
5. Делитель делим на частное. |
( алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание ложное)
6 группа - выберите схему, которая больше подходит для деления с остатком и его проверки
█ : O = ( ост. ▲) | | █ : O = (ост. ▲) |
· O +▲ = █ | | + O · ▲ = █ |
▲ | | ▲ |
| | |
7.группа. Необходимо обозначить компоненты при делении с остатком , объяснить решение в столбик. Рассказать как найти делимое, делитель,если они не известны.
Подведение итогов в «Карте моего успеха» . «Пазлы»
Проверка выполненных заданий проходит у доски. Учащиеся вывешивают на доске алгоритмы, высказывания и схемы и доказывают правильность выполненных заданий.
- Работа с учебником стр. 28. Решение задачи. Дети решают задачу самостоятельно, используя таблицу и алгоритм решения задачи. Один ученик решает задачу на доске.
Какие опорные слова возьмем для краткой записи в таблице?
Что найдем сначала?
Что потом?
Обсуждение в группах.
Самостоятельное выполнение.
Ученик выполняющий у доски объясняет решение?
Учитель предлагает найти другой способ решения этой же задачи?
6) Рефлексия:
- Проанализируйте себя по картам успеха, о результатах своей работе на уроке.
- Увидели ли вы где были успешны, а какие темы требуют подготовки и работы?
- Добились ли выполнения поставленных задач на уроке?
- Чему научились?
- Пригодятся ли нам эти знания в жизни?
- Поставьте перед собой вопрос: Кому я сегодня помог?
Технология «3-2-1» Учитель-мастер:
Назовите:
3 самых важных/интересных момента, которые вы сегодня услышали;
2 элемента, которые вы планируете использовать на своих уроках;
1 комментарий или вопрос, возникший сегодня.
7) Домашняя работа: разноуровневое задание по карточкам.
КАРТА МОЕГО УСПЕХА КАРТА МОЕГО УСПЕХА
МИНУТКА ДЛЯ УМА | КАРУСЕЛЬ | ПАЗЛ | СДЕЛАЙ САМ | МИНУТКА ДЛЯ УМА | КАРУСЕЛЬ | ПАЗЛ | СДЕЛАЙ САМ |
| | | | | | | |