2. | Сообщение темы урока | Учитель читает стихотворение Л.Заводновой Не такой, как все. По полям, лесам, болотам Весть сорока разнесла: У орлицы отчего – то Сын родился без крыла И в округе птичья стая Щебетала день и ночь: «Как пришла беда такая? Чем же птенчику помочь?» А стервятник злое слово Тут же высказать готов: «Не встречали мы такого Среди гордых птиц орлов, Выше облаков летают, В небесах парят орлы Не нужны калеки в стае, Сбросим в пропасть со скалы». А орленок – славный птенчик Ничего не понимал, Рад был миру и, конечно, Червячка от мамы ждал. Над гнездом склонились тучи: «не бывать тебе орлом». И бедою неминучей Кружит злоба над гнездом. Только гордая орлица Клик победно издала, Чтоб за сына заступиться, Вон стервятника гнала. Зашумели птицы: «Что же Мы не сможем поддержать Малыша? Он хочет тоже Жить и высоко летать Не такой, как все, но все же Много нас, а он один… Подрастай, малыш, поможем, Рядом, вместе полетим». Стал примером этот случай… В сердце каждого живет То, что делает нас лучше, И добро творить зовет. Мир огромный и цветущий, Солнце свет веселый льет Поровну, на всех живущих, Никого не обойдет. - Ребята, а как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» (рассуждения детей) -О ком мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей) Тема нашего сегодняшнего урока «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями». Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом. Инвалид – это человек с ограниченными возможностями. Инвалиды, это люди с травмами позвоночника, ампутации нижних конечностей, рассеянным склерозом, ДЦП и т.д. - А как вы думаете, есть ли причины инвалидности? Всегда ли инвалидность бывает врожденной? - Совершенно, верно. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки, Не следует забывать и такие случаи, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности. Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Интересный факт. День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии. На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов. Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые… | Слайд № 6 СЛАЙД №7 СЛАЙД №8 СЛАЙД №9 СЛАЙД №10 |
3. | Работа с учебником Работа над новой темой | С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? …………………………………………………… Не следует забывать, что инвалиды, это такие же люди, как и все, но только со своими особенностями. А у кого их нет? Надо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Хочется прочитать вам вот такое стихотворение……. «Ступени», автор мальчик Антон, 12 лет. Ступени, ступени, ступени. Они повсюду. Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро, Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню. Ступени у моей кровати, ступени в моем доме. Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать. Ступени на моем пути в библиотеку, И я не могу прочесть книгу. Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным, Обеспокоенным и болезненным, Испуганным и нервным. Ступени – это мрачный сумрак. О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени, Все эти ступеньки! Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями. Государство тоже помогает. Это и всевозможные социальные выплаты, и автобусы с особенными знаками, медицинская помощь Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей инвалидов, нуждающихся обучению на дому посредством Интернет, веб-камерой. Так же в нашей стране есть немало предприятий выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды. | СЛАЙД №11 СЛАЙД №12 |
6. | Работа над новой темой | Продолжим с вами урок. Выдающиеся достижения Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане. Достаточно вспомнить великих композиторов, и поэтов. - Людвиг Ван Бетховен – оглохнув, он все же сочинял гениальные симфонии. - Николай Островский, потерявший зрение – написал роман, «Как закалялась сталь» Летчик, Алексей Маресьева… (зачитать со слайда) А знаменитая российская сборная по паралимпийским играм, неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда. | СЛАЙД №14 СЛАЙД №15 |
7 | Обобщение по новой теме | Возможно, достижения людей с ограниченными возможностями скрываются в их сверх усилии- причина их выдающихся успехов. Им надо только немножечко помочь. Начните с малого – улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу. Что нужно детям инвалидам? (ответы детей и обобщение по слайду) В завершении хотелось бы прочитать еще одно стихотворение Кто такие дети -инвалиды? Кто такие дети-инвалиды? Дети-инвалиды-ангелы земли, Сколько незаслуженной обиды На себе они перенесли, Сколько раз они лицом в подушку, Чтоб не плакать на глазах у всех, Говорили ночи, как подружке: Разве то, что есть мы - это грех? | СЛАЙД №16 СЛАЙД №17 |