Урок литературы в 8 классе
Тема: « И все-таки любовь, которая бессмертна…»
по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Автор – Якушенкова Наталья Матвеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Веретенинская ООШ» Железногорского района Курской области
Класс – 8
Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Раздел программы – Зарубежная литература
Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний
Методы – проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Межпредметные связи – музыка, живопись, кинематография
Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия; дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»
Задачи:
Образовательные:
- раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии
- развитие навыков логического высказывания
- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира
Развивающие:
- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)
- развитие познавательной активности
- развитие языковых и творческих способностей учащихся
- развитие речи
Общепредметные:
- развитие общекультурного кругозора учащихся
- воспитание интереса к зарубежной классике
- совершенствование умения подбирать материалы к уроку
- пробуждение активности и самостоятельности
- развитие аналитического мышления
Воспитательные:
- Приобщение учащихся к культурным ценностям
- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся
Оборудование:
Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, мультимедиа, аудиозапись произведений С. Прокофьева, Н. Рота, видеодиски с фильмами и мюзиклом «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман)
Ход урока.
Вступление, формулировка темы и целей урока
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас поразмышлять над трагедией Шекспира “Ромео и Джульетта”. Мы уже знаем сюжет этого произведения, нам известна логика поступков героев. Но на этом уроке я приглашаю вас подумать о самом главном, о самом важном, что является движущей силой поступков героев, влияет на их решения и выбор.
Итак, какие две силы являются движущими в этой пьесе? (Любовь и вражда)
Вражда.
Известны ли нам причины вражды?
Как относится старшее поколение к противостоянию?
Кто разжигает распрю?
К чему приводит раздор в пьесе?
Можем ли мы сказать, что ненависть - это созидательное чувство?
Второе чувство -любовь
Кто из героев является носителем любви и добра?
Так о нам стоит поговорить: о ненависти или о любви?
Тема: “И чем все-таки любовь, которая бессмертна”
Что же нас интересует в связи с эти чувством, которое сам Шекспир называет бессмертным?
Почему чувство Ромео и Джульетты стало бессмертным - цель урока.
Эпиграфом к уроку нам послужат слова из стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Воробей”
«Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)
Проверка домашнего задания
Прежде, чем приступить к основной части урока, освежим в памяти сюжет произведения (тест)
Работа в группах:
Дом Монтекки - Дом Капулети
Каково же влияние любви на человека?
Заполнение карточек
Демонстрация эпизода «Объяснение в любви» из фильма Франко Дзеффирелли
Анализ развития главных героев. Решение проблемного вопроса: как повлияло чувство на героев.
Ромео
- До встречи с Джульеттой (наивный мальчик, не понимает своей натуры и устремлений)
- При первой встрече (наступает понимание, что она его избранница, он начинает действовать)
- После получения ложного известия о смерти Джульетты приобретает проницательность и мудрость, отрешенность, которые свойственны людям многое испытавшим и передумавшим. Он начинает понимать мир лучше, чем раньше:.
Анализ эпизодов:
-покупка яда у аптекаря (Ромео золото называет “ядом похуже, чем полученное зелье);
- встреча с Парисом у гробницы.
Джульетта
- До встречи с Ромео (кроткая, наивная, послушная девочка)
- после встречи (подлинная героиня, идущая на все ради своего чувства:
- порывает со своей семьей;
- подвергает сеья величайшей опасности, проявляет мужество
- решительно принимает смерть, чтобы уйти из жизни вместе с Ромео)
Чувство, которое испытывают Р и Д преображает только их, или оно влияет на окружающих, каким образом?
Вывод. Признак истинной любви, истинности чувства в том, что она преображает, обогащает,развивает человека. Настоящее чувство благотворно сказывается не только на самих влюбленных, но и на окружаюших людях, давая им возможность наблюдать доброе и прекрасное.
Могли ли Ромео и Джульетта быть счастливы? (письменные ответы из домашнего задания)
Обсуждение: нет однозначного ответа, слишком много факторов влияло на судьбы главных героев, тем не менее, существенным для этой трагической поэмы любви является то, что помимо раскрытия всей силы и очарования юной страсти Шекспир показывает ее развивающее и обогащающее действие на человеческую личность. И Ромео, и Джульетта проходят стадии духовного развития.
7.Демонстрация эпизода «Гибель героев» из фильма Франко Дзеффирелли
Еще одно послание Шекспира , посвященное любви( читает ученик)
Шекспир. Сонет 116
Мешать соединенью двух сердец
Я не намерен. Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь - не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви - и нет стихов моих!
Домашнее задание: подготовить сообщение или презентацию о бессмертии трагедии в искусстве.