Конспект урока литературы по теме
«Философско-этические проблемы ершалаимских глав в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс
Цель: показать роль ершалаимских глав в структуре романа, поднимающих «вечные» проблемы; помочь осознать незыблемость нравственных законов, значение высшего суда – суда совести.
Ход урока
Орг. момент.
Слово учителя.
Итак, мы выяснили, что в романе сложно переплетаются три сюжетных линии:
- события в Ершалаиме двухтысячелетней давности,
- история Мастера и Маргариты
- картины московского быта 30-х годов.
Но стержнем, на котором держится всё произведение, являются ершалаимские главы.
Постановка целей урока: выяснить, почему писатель 20 века обращается именно к этим библейским событиям? Что хочет сказать нам, читателям?
Актуализация темы:
Сначала выясним, в чём Булгаков отступил от библейского сюжета.
- В Евангелии главным героем является Иисус. Можно ли назвать Иешуа богочеловеком, а следовательно, и главным героем в романе Мастера? (Правый столбец таблицы ученики составляют сами).
Библия. | Роман “Мастер и Маргарита” |
Сын Божий, 33 года, родился в Вифлееме. | Иешуа –Га-_Ноцри 27 лет, родился в г. Гамала. (Портрет с. 23) |
Мать-Мария, Отец – плотник Иосиф. | Родителей не помнит. Отец, может быть, сириец, бродяга. |
Имеет 12 учеников - апостолов. | 1 ученик -Левий Матвей. |
Популярен в народе; торжественная встреча при въезде в Иерусалим на ослике. Нагорная проповедь. | В городе его никто не знает. Осла нет. |
Распят на кресте, погребение и воскрешение на 3-й день. | Распят на столбе, умер, тело Иешуа похитил Левий Матвей. |
Иуда повесился. | Иуда убит по приказу Понтия Пилата. |
Чудеса Божественного происхождения. | Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом. |
Вывод:
– Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста: Иешуа – земной человек без всякого божественного предопределения, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).
5. Беседа по образам Понтия Пилата и Иешуа:
- Кто же тогда главный? Понтий Пилат – главный герой романа Мастера. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?” И что слышит в ответ? “Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера.
- Выясним, почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата.
- Что известно о нём из истории? (Приложение 1) Понтий Пилат был хорошим администратором, умным стратегом, зорким политиком. Однако правление Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями.
- Что за человек Пилат в изображении Булгакова? (человек не боится крови, бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”-с. 40. Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех – трусость перед более высокой властью).
– Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник – Евангелие:
Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее – Понтию Пилату: только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).
Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 37-38) – спросил Пилат, не понимая, что истина перед ним.
Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался.
Он обратился к иудейскому пароду:
«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! Пилат взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье.
– Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (Нет, она переносится на народ иудейский).
6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» – экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год). (Приложение 8).
Беседа.
– Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?
--Что ещё можно сказать об этом человеке? Он осуществляет власть Рима в Иудеи. Сейчас у него невыносимо болит голова, так что он думает о яде. Он одинок, любит только свою собаку. Его боятся. Власть его безгранична. Пытается разобраться в деле арестованного. Допрос превращается в беседу-спор.
«Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» – экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год).
7. Беседа по содержанию 2-ой главы романа.
Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного героя романа Мастера в сцене допроса.
– Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек»)
– Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».)
СЛАЙД. О чем спорят герои? Что есть истина? С. 27
– Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
СЛАЙД Вот как трактует это понятие словарь.
Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).
– Чем поразителен ответ Иешуа? С. 27 Абстрактное понятие оказывается человеческим понятием, исходит от человека и замыкается в нём же. Проницательный Иешуа по глазам догадался о страданиях Пилата. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям, заинтересовался его речами.
– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (История с Левием Матвеем, гл.2 с. 26,).
| иешуа | Понтий пилат |
Отношение к людям | Злых людей нет | Не верит людям |
Вправе ли человек распоряжаться чужими судьбами? | Никто не может распоряжаться чужой жизнью | Мир основан на насилии и власти |
-Следующий вопрос, который вызвал спор у оппонентов, - от чего зависит судьба человека, вправе ли человек распоряжаться чужими судьбами? С. 30. (Понтий Пилат уверен, что мир основан на насилии и власти. Что касается жизни и судьбы человека для Иешуа, то никто не может распорядиться его жизнью, кто подвесил, тот и оборвет.)
- Действительно ли все люди добрые? Пилат давно не верит людям, поэтому он и одинок. Для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. Иешуа проповедует всепрощение. И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы.
- В чём философия Иешуа близка учению Христа? Иисус: «Возлюби ближнего, как самого себя». Иешуа прощает избившего его Крысобоя, Дисмаса, распятого разбойника, мучающегося от жажды и глядящего на него с ненавистью и предавшего его Понтия Пилата. Иешуа убежден, что все люди на земле – «добрые люди…злых людей нет на свете».
- Как полагал изменить окружающий мир нищий философ? Как понимать его фразу: «злых людей нет на свете»? (Зло, по Булгакову, есть проявление человеческих атавизмов (признаков вырождения, уродства), поэтому в определение человека это не включено. Человек начинается там, где кончается зло. А вылечить, исправить мир Иешуа (и Булгаков вместе с ним) полагает идеей добра. Оружие Иешуа против зла в мире – доброжелательность, проницательность, готовность сострадать, нравственная стойкость и отвага в защите своей идеи. Это суть образа Иешуа и булгаковской нравственной концепции. Иешуа изменил Пилата. Чем умнее человек, тем легче он меняется. Такие, как Иуда, Крысобой, Левий Матвей трудно поддаются переделке. Здесь положительный результат – вопрос времени.
(Приложение 8)
8. Работа по группам:
1)- Чего боялся Понтий Пилат?
2) - К чему привела внутренняя несвобода прокуратора?
3) - Изменился ли Понтий Пилат после казни Иешуа Га-Ноцри?
4) - Каков итог произошедших событий?
5) - Как заканчивается роман о прокураторе?
6) - почему Понтий Пилат не спас Иешуа?
9. Выступление групп
- Что это за видение мерещится прокуратору? Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же? Пилат- смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. За себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести.
- Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, какая? (Нравственная, он будет страдать от угрызений совести.(стр.32 “Мысли понеслись короткие…).
– Как Пилат пытается спасти его? Он сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.33. “ Слушай, Га Ноцри,– заговорил вдруг…» Для этого Иешуа нужно оказаться от своих взглядов.)
– Почему же Понтий Пилат не спас Иешуа Га-Ноцри, обладая такой властью? (Страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру. Он несвободен, потому что зависит от власти Тиберия, ему страшно оказаться на месте арестованного и потерять все. Бесстрашный воин, он боится и не находит в себе силы пойти против тех, кому мешает проповедник, не вписываясь в систему. Так в романе звучит тема тоталитарного государства, волновавшая автора).
– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Он останется в памяти людей не подвигами, не мудрой политикой, а трусом и предателем. Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Человек совестливый, Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью.
Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть – искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может быть, именно раскаяние, пришедшее к Пилату, подарило сон, радостный и спокойный.
- Как ещё Пилат пытается спасти Иешуа?(с. 39-40. Уговаривает Каифу, угрожает ему. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.
- Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. Чувство вины будет мучить прокуратора 12 тыс. лун. Он не палач, а жертва власти, страха перед ней. ( На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: стр.405.)
– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.
- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (с.405).
– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).
Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
10. Составление синквейна:
1 сущ.
2 прилаг.
3 глагола
Предложение
Выводы:
Итог – возмездие: бессмертие и признание себя трусом.
«Трусость – самый страшный порок!»
Прокуратор встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. Так как он не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.
11. творческая работа:
Ответственен ли человек за свой поступок?
12. Итог урока.
Запись проблем романа.
- Каково назначение «евангельских» глав в романе? В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Булгаков был уверен, что жизнь на земле основана на высших, Духовных законах. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы доказывать существование этих высших законов, постоянно напоминать людям, что жить по духовным законам – смысл и цель человеческой жизни.
Совесть, по Булгакову, - внутренний, моральный судия, искупление вины, возможность духовного возрождения. За страх и слабость был наказан Пилат, обладатель безграничной власти и ее жертва, за сострадание и способность к суду над собой прощен. Это одно из доказательств булгаковской идеи: добро в человеке не может быть уничтожено окончательно. Это та нравственная основа, на которой должно быть построено человеческое общество, свободное от власти, несущей насилие и смерть.
12. Домашнее задание.
Пилат, Понтий (лат. Pontius Pilatus) - римлянин из сословия всадников, прокуратор (наместник) Палестины в 26-36/37 гг. при императоре Тиберии.
Пилат был шестым по счёту прокуратором Иудеи (Палестиы) и подчинялся легату Сирии - главному военному начальнику римской провинции Сирии, но имел большие полномочия по делам своей области. О Пилате мы знаем из Евангелий, а также из упоминаний у Иосифа Флавия и Тацита. В 1961г. была найдена плита с надписью, подтверждающая свидетельства о наместничестве Понтия Пилата.
Известно, что Пилат происходил из старинного самнитского рода Понтиев. Попасть на высокую должность ему помог Сеян, фаворит императора Тиберия. Падение Сеяна в 31 г. сделало положение Пилата уязвимым.
Постоянной резиденцией Пилата была Кесария, но по большим праздникам, а также ради важных административных дел он приезжал в Иерусалим и подолгу оставался там. Сохранились бронзовые монеты, пущенные в обращение Пилатом в 30 г. На них были изображены языческие божества, что вызвало резкий протест евреев.
По приказу Пилата в Иерусалим были введены римские войска. Они носили по городу изображения императора, которым евреи должны были поклониться. Однако когда Пилат понял, что евреи готовы идти на смерть ради своих религиозных принципов и не будут поклоняться «идольским» изображениям, он повелел вывести войска из города.
Согласно христианской традиции, Пилат, опасаясь народного бунта, приговорил к распятию Иисуса Христа. При этом Пилат «взял воды и умыл руки свои перед народом», использовав старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови. Таким образом, он переложил ответственность за казнь Иисуса на вождей еврейского народа. Отсюда пошло выражение «умыть руки».
В 36г. после жалобы самаритян на жестокую расправу, которую учинил над ними Понтий Пилат, римский легат в Сирии Вителлий отстранил его от должности и отправил в Рим, где тот был подвергнут суду за насилие и беззаконность. В вину Пилату ставилось и то, что он казнил людей без суда. По свидетельству церковного историка 4в. Евсевия Кесарийского, Пилат покончил с собой в 39г. по приказу императора Калигулы. По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Есть сведения, что он был отправлен в ссылку Галлию, где и умер.
О Понтий Пилате существует громадная апокрифическая литература, в том числе «Деяния Пилата» - его отчёт императору Тиберию по делу о Христе. С течением времени появилась легенда о раскаянии Пилата и его обращении в христианство. Коптская церковь канонизировала Понтия Пилата и его жену.
Иосиф Флавий характеризует Пилата как жестокого, волевого и прагматичного правителя. Совершенно другую картину дает Новый Завет. Даже такая, казалось бы, мелочь, как тревожный сон жены, способна была повлиять на решение Пилата Он был убеждён в невиновности Иисуса, но, тем не менее, уступил.
Образ Пилата нашёл отражение в художественной литературе (например «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Прокуратор Иудеи» А. Франса) и в изобразительном искусстве («Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Ге).
В Альпах находится вершина Пилат, где, по легенде, Понтий Пилат появляется в Великую пятницу и умывает руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении.