Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Слово о А. С. Пушкине
Цель: дать краткое представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и его времени; актуализировать знания о литературных сказках и их отличии от народных сказок; формировать умение анализировать текст произведения, в частности композицию и содержание; развивать умение выразительно читать стихотворный текст, воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Актуализация знаний прошедшей темы
-Дайте определение народным сказкам.
-Какие сказки называются волшебными?
-Чему вы научились, изучая народные сказки?
-Как называются сказки, которые сочиняет писатель?
4 Изучение нового материала
4.1 Подготовка к восприятию темы
А.С. Пушкин родился 6 .06. 1799 г. в Москве, в дворянской семье. Его дядя Василий Львович Пушкин был известным в то время поэтом. В доме родителей часто собирались поэты, писатели, композиторы, читались произведения новых авторов. Маленький Саша, затаив дыхание, слушал их. Так он потихонечку влюблялся в художественное слово. Но настоящую любовь к слову привила будущему поэту его няня, Арина Родионовна. Она рассказывала ему очень много сказок.
В 1811 году будущего поэта определили в Царскосельский лицей, который только что открылся и в котором предстояло обучаться детям из дворянских семей. Их готовили для государственной деятельности. Уже в лицее Александр завоевал любовь своих одноклассников именно тем, что сочинял стихи. Упражнялись в стихосложении почти все ученики лицея, это был удивительный подбор детей. В будущем многие из них прославятся в разных видах деятельности. Но у Пушкина был самый лёгкий слог, стихи будто сами по себе струились из-под пера. После окончания лицея Пушкин начнет писать свои произведения и скоро завоюет сердца многих россиян своими замечательным творчеством.
Будучи взрослым, поэт записал со слов няни 7 сказок, а позже положил в основу сказок, написанных им самим. Таким образом, в великолепных пушкинских сказках соединились гений народа и гений русского поэта. Давайте проверим, знаете ли вы названия всех 7 Пушкинских сказок.
-Вспомните и назовите сказки Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Жених», «Сказка о медведихе»)
4.2 Комментированное чтение сказки учителем
-В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены потом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок. Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой, мы разберем значение некоторых слов, которые встретятся в тексте:
Инда очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник – вечер накануне Рождества
Перст – палец
Девичник – вечеринка
Ломлива – упряма, требует, чтобы её упрашивали
Сват – родственник или родитель кого-нибудь из супругов по отношению к другому такому родственнику.
Перемолвиться – переговорить о чем-нибудь.
Кручиниться – горевать, тосковать.
Горница – парадная комната в верхнем этаже жилого дома.
Изразцы- декоративные керамические плитки для облицовки стен, каминов, печей.
4.3 Беседа по вопросам после прочтения
-С какими героями сказки вы познакомились? (царь, царица, дочь)
-Сколько месяцев ждала царица своего царя (9 месяцев)
- Какое чудо произошло в сочельник, накануне Рождества? (родилась у царя дочь)
-Когда воротился царь-отец (рано утром)
-Что произошло с царицей? (умерла)
-Через сколько времени царь женился на другой? (через год)
4.4 Работа по вопросам учебника
Ст. 21-38
5 Обобщение и систематизация
-Понравилась ли вам сказка?
-Какие чувства вы испытали при чтении и сказки? Почему?
-В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?
6 Д.З.
-Выполнить рисунок героя, который вам больше всего понравился
-Подготовить выразительное чтение эпизодов сказки: девочки – царица с зеркальцем, мальчики – Елисей в поисках царевны.