СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство о жизненным путем великого поэта, знакомство со сказкой и ее прочтиение, ответы на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"»

Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Слово о А. С. Пушкине

Цель: дать краткое представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и его времени; актуализировать знания о литературных сказках и их отличии от народных сказок; формировать умение анализировать текст произведения, в частности композицию и содержание; развивать умение выразительно читать стихотворный текст, воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация знаний прошедшей темы

-Дайте определение народным сказкам.

-Какие сказки называются волшебными?

-Чему вы научились, изучая народные сказки?

-Как называются сказки, которые сочиняет писатель?

4 Изучение нового материала

4.1 Подготовка к восприятию темы

А.С. Пушкин родился 6 .06. 1799 г. в Москве, в дворянской семье. Его дядя Василий Львович Пушкин был известным в то время поэтом. В доме родителей часто собирались поэты, писатели, композиторы, читались произведения новых авторов. Маленький Саша, затаив дыхание, слушал их. Так он потихонечку влюблялся в художественное слово. Но настоящую любовь к слову привила будущему поэту его няня, Арина Родионовна. Она рассказывала ему очень много сказок.

В 1811 году будущего поэта определили в Царскосельский лицей, который только что открылся и в котором предстояло обучаться детям из дворянских семей. Их готовили для государственной деятельности. Уже в лицее Александр завоевал любовь своих одноклассников именно тем, что сочинял стихи. Упражнялись в стихосложении почти все ученики лицея, это был удивительный подбор детей. В будущем многие из них прославятся в разных видах деятельности. Но у Пушкина был самый лёгкий слог, стихи будто сами по себе струились из-под пера. После окончания лицея Пушкин начнет писать свои произведения и скоро завоюет сердца многих россиян своими замечательным творчеством.

Будучи взрослым, поэт записал со слов няни 7 сказок, а позже положил в основу сказок, написанных им самим. Таким образом, в великолепных пушкинских сказках соединились гений народа и гений русского поэта. Давайте проверим, знаете ли вы названия всех 7 Пушкинских сказок.

-Вспомните и назовите сказки Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Жених», «Сказка о медведихе»)

4.2 Комментированное чтение сказки учителем

-В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены потом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок. Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой, мы разберем значение некоторых слов, которые встретятся в тексте:

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка

Ломлива – упряма, требует, чтобы её упрашивали

Сват – родственник или родитель кого-нибудь из супругов по отношению к другому такому родственнику.

Перемолвиться – переговорить о чем-нибудь.

Кручиниться – горевать, тосковать.

Горница – парадная комната в верхнем этаже жилого дома.

Изразцы- декоративные керамические плитки для облицовки стен, каминов, печей.

4.3 Беседа по вопросам после прочтения

-С какими героями сказки вы познакомились? (царь, царица, дочь)

-Сколько месяцев ждала царица своего царя (9 месяцев)

- Какое чудо произошло в сочельник, накануне Рождества? (родилась у царя дочь)

-Когда воротился царь-отец (рано утром)

-Что произошло с царицей? (умерла)

-Через сколько времени царь женился на другой? (через год)

4.4 Работа по вопросам учебника

Ст. 21-38

5 Обобщение и систематизация

-Понравилась ли вам сказка?

-Какие чувства вы испытали при чтении и сказки? Почему?

-В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?

6 Д.З.

-Выполнить рисунок героя, который вам больше всего понравился

-Подготовить выразительное чтение эпизодов сказки: девочки – царица с зеркальцем, мальчики – Елисей в поисках царевны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!