СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке, планируется, что дети научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки,будут  различать народную и авторскую сказки;научатся  выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)»

Конспект урока литературного чтения. (2 класс)

Тема: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».

Цели: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; работать над выразительностью чтения; учить понимать прочитанное; совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки.


Ожидаемые предметные результаты: научаться называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

УУД:

-познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;

-регулятивные: выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов; анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

-коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы



Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Ю. Энтин

II. Беседа.

– Сегодня нас ждет очередная встреча со сказкой. Мы с вами уже много сказок прочитали.

Зрительная наглядность на доске: таблички с представленными на них названиями сказок.

З а д а н и е: распределите таблички на две группы.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Мужик и медведь», «Снегурочка», П. Ершов «Конёк-горбунок», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш. Перро «Кот в сапогах».

– Какие бывают сказки с точки зрения авторства? (Авторские и народные.)

– Почему они так называются – авторские? (У них есть автор.)

– Назовите авторов.

– Откуда авторы берут темы и сюжеты для своих сказок? Вспомните, как родились сказки Пушкина, Ершова? (Из русских народных песен, сказок, которые слышали в детстве от крестьян, от простых людей).

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжим разговор о том, как рождается авторская сказка из народной, чем они похожи и чем различаются.

IV. Чтение по ролям сказки «Морозко».

– Уточним героев сказки «Морозко»:

  • положительные – Морозко, падчерица;

  • отрицательные – мачеха, ее дочь, старик;

  • нейтральный персонаж – собачка;

  • волшебный персонаж – Морозко.

Морозко – волшебный персонаж, от него появился Дед Мороз, который приходит к нам на Новый год.

– Распределим роли и почитаем.

З а д а н и е: передать при чтении характер того или иного героя, его настроение; обратить внимание на сказочные приметы, особенность русских народных сказок (отличительные черты).

Р а б о т а п о в о п р о с а м х р е с т о м а т и и.

– По каким приметам вы можете определить, что перед нами народная сказка? Вспомните: народная сказка всегда построена так, что ее легко запомнить и пересказать. Она всегда содержит такие слова и обороты речи, которые поневоле запоминаются.

- Какие существуют сказочные приметы:

  • зачин;

  • концовка;

  • повтор ситуации;

  • устаревшие слова;

  • устойчивые сказочные выражения.

– какому испытанию подверглись девушки в лесу и как его выдержали? (Испытание морозом, холодом выдержала старикова дочь. Поначалу Морозко забавлялся, как бы играя в игру «Заморожу». Старикова дочь приняла правила игры, и за это получила награду жизнь и богатство. Старухина дочь вела себя в подобной ситуации с точностью наоборот. Ее грубость рассердила Морозко и стала причиной жестокого наказания.)

– Существует другой вариант записи этой же сказки. Там финал не такой мрачный. Морозко не убивает старухину дочь. Он и ей дарит сундук, но когда его дома открывают, то обнаруживается, что он полон змей и лягушек. Как бы вы прокомментировали этот подарок: почему он именно такой? (Ответы детей.)

Физминутка «ЛЕШИЙ»

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел.

(Ходьба)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел

И опять грибок нашел.

V. Работа над сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович».

– Дома вы прочитали сказку В. Одоевского «Мороз Иванович». Прочитайте эпиграф к сказке (хрестоматия, с. 73).

– С какой пословицей он перекликается? (Свободные высказывания детей. Например: «что посеешь, то и пожнешь», «какова работа, такова и награда».)

1-я часть. Ответим на вопросы:

1. Как звали девочек?

2. Говорят ли имена девочек об их делах?

3. Что означает слово «рукодельница»?

4. Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

5. Когда мы говорим «считать мух»? (Автор вводит это выражение, показывая нам, читателям, лень девочки, ее пустые, ненужные дела.)

6. Были ли имена у девочки в сказке «Морозко»? (Нет.)

7. Какие сказочные приметы вы заметили в начале сказки? (Зачин.)

8. Он похож на зачин в сказке «Морозко»? (Зачин отличается, он не похож на зачин в сказке народной.)

2-я ч а с т ь. Ответим на вопросы:

1. Что в этой части вам напомнило русскую народную сказку? (Повторы 3 чуда.)

2. Каким вы представили Мороза Ивановича?

3. Что помогло вам его представить? (Описание.)

4. Прочитаем еще раз описание Мороза Ивановича.

5. Сравните со сказкой «Морозко».

6. В народной сказке волшебного персонажа звали Морозко, а в авторской? (В сказке Одоевского Мороз Иванович, как человек, имеет отчество.)

3-я ч а с т ь. Ответим на вопросы:

1. Вспомните, у Морозко был свой дом? (Нет.) А у Мороза Ивановича? (У Мороза Ивановича есть свой дом.)

2. Перечитаем описание дома.

В ы в о д: для того чтобы мы лучше представили образ этого героя, автор дает подробное описание внешности Мороза Ивановича, его дома.

– Читаем дальше, может, еще какие-то сходства или различия найдете с народной сказкой? (Повторы – 3 вопроса.)

3. Вспомните диалог Морозко с падчерицей, сравните с диалогом Мороза Ивановича и Рукодельницы.

4. Удалось ли девочке выдержать все испытания?

5. Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему так думаете?

6. Чем же занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

7. Как отблагодарил ее дед?

– Есть ли другие черты сходства у сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»? (Старикова дочь из сказки «Морозко» и Ленивица из сказки «Мороз Иванович» не выдержали испытания и были наказаны.)

– Как вы думаете, Владимир Одоевский сам сочинил сюжет этой сказки или использовал народную сказку? Что вам подсказывает ответ на этот вопрос? (В. Одоевский использовал сюжет сказки «Морозко». В этих сказках много общего.)

– Каким испытаниям подверг девочек волшебный мир? А зачем? (Испытания нужны для того, чтобы выявить, кто герой, а кто нет. Это одна из примет русских народных сказок.)

– Какую роль в сказках «Морозко», «Мороз Иванович» выполняют представители животного мира: собака и петух?

Во многих русских народных сказках есть персонаж, который предсказывает то, что случается позже. Чаще всего это животные: петух, кошка, собака.

Оказывается, много лет назад люди поклонялись силам природы, животным. Ворона – злой дух, она предсказывает плохое. Собака предупреждает о беде или радости. В сказке «Морозко» есть персонаж-предсказатель – собака. Это говорит о том, что сказка очень древняя. В. Одоевский позаимствовал эту примету русской народной сказки, его персонаж-предсказатель – петух.

– Найдите и зачитайте те места текста, из которых видно, что это все же авторская сказка, хоть автор и использовал сюжет народной сказки. Какие подробности невозможно представить в народной сказке?

Волшебная народная сказка, сказка именно на этот сюжет («Морозко») – древнего происхождения, в ней не может быть таких реальных персонажей, как «нянюшка», например, в ней не может быть просьб к нянюшке надеть чулочки или дать булочку. Это слишком конкретные детали для народной сказки, которая мыслит крупными категориями, решает глобальные проблемы: как выжить, столкнувшись с волшебным миром, как стать героем – повзрослеть. Именно в этих местах текста, где есть конкретные детали, можно говорить о присутствии автора, а также везде, где чувствуется назидательный тон автора, который воспитывает своих юных читателей, объясняя им, как это нехорошо быть лентяем и как это хорошо быть трудолюбивым. Народная сказка воспитывает не с помощью прямого назидания, но с помощью жестокости обряда: того испытания, которому подвергается герой. Выдержал – значит, герой, не выдержал – значит, никакой не герой. В сказке Одоевского эта древняя сюжетная схема тоже есть. Но есть и фрагменты текста, невозможные в народной сказке, например, подробное объяснение Мороза Ивановича, почему он травку не выпускает, почему Мороз в окна зимой стучит: чтобы бедным людям помогать не забывали.

VI. Итог урока.

– Чем похожи и чем отличаются авторская сказка «Мороз Иванович» и русская народная сказка «Морозко»?

Вывод: авторская и народная сказки имеют как сходство, так и различия.

Сходство:

1. Сказки похожи по сюжету.

2. Есть положительные герои: Старикова дочь, Рукодельница.

3. Есть отрицательные герои: Старухина дочь, Ленивица.

4. Волшебные персонажи: Морозко, Мороз Иванович.

5. Персонаж-животное: собака, петух.

6. Повторы сюжета.

7. Испытания, которым подвергаются девочки.

8. Три испытания (волшебное число 3).

9. Злато-серебро, золотые яблоки – принадлежность к волшебному миру.

Сказка В. Одоевского отличается от народной обилием подробностей, не характерных для русской народной сказки. (Например: есть имена у героев, герои описаны ярче, подчинительный диалог.)

-Какая пословица подойдёт к обеим сказкам? ( Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)

VII .Домашнее задание: составить план текста сказки и пересказать по плану.

VIII .Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!