11.01.2021 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ №48 3-Б НИКИТИНА Л.О.
ТЕМА УРОКА: В.Ф.ОДОЕВСКИЙ. МОРОЗ ИВАНОВИЧ
Цели: способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;
воспитывать интерес к творчеству В.Ф. Одоевского, формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль. Воспитывать уважение к труду.
Планируемые результаты: научатся указывать специфические особенности жанра литературной сказки, под руководством учителя выделять главную мысль произведения , давать характеристику героя произведения на основе его намерений и поступков.
Формируемые УУД:
-познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;
-регулятивные: выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов; анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой системы;
-коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация, портрет В.Ф. Одоевского, карточки с заданиями, учебник.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака
Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…». Надеюсь, вы продемонстрируете умение прекрасно работать и то, чему вы научились.
II.Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением. Но прежде чем мы перевернём страничку нашей книги, попробуем предположить, литературное произведение какого жанра мы будем изучать. Предлагаю отгадать ключевое слово , используя синквейн. Внимание на экран.
1) СИНКВЕЙН
волшебная, бытовая;
рассказывает, поучает, воспитывает;
она- ложь, да в ней намек;
-Что это?( « Сказка»)
-Что такое «сказка»? (произведение, в котором совершаются волшебства, превращения, чудеса.)
Что вы знаете о сказках? (сказки бывают волшебные, бытовые , о животных)
2) Составление ассоциативного куста.
-Какие мысли возникли у вас, глядя на слово «сказка»?
«Сказка» - добро, зло, превращения, волшебство, чудеса …
3) «Верите ли вы что…»
- сказка состоит из частей: зачин, повествование, добро, зло, концовка;
- в сказках присутствует волшебство, превращение, чудеса;
-в сказках есть добрый и злой герой;
- в сказках добро побеждает зло
4) Рассматривание портрета В.Ф. Одоевского. Рассказ об авторе произведения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Первичное чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» - с.196-207 учитель + хорошо читающие уч-ся
IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Исстари, платки рубить, студенец, горница, почивать (словарь учебника – с.220)
IV. ПОВТОРНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧ-СЯ.
-Кто главные действующие лица сказки?
-Почему девочек так назвали? Объясните.
-Какие подарки в сказке получили героини? Почему?
-Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?
- Есть ли в сказке волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. )
- Кто может определить тип сказки? (бытовая сказка)
- Почему?( Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта. )
-Бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.
V. Работа в паре.
-Перед вами пословицы. Они перемешались. Попробуйте соединить их и подчеркните ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:
«Жить и служить – разница»
«Работа работе рознь»
«Какова работа, такова и награда»
«Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах»
«В дружной семье и в холод тепло»
- Какая пословица выражает основную мысль сказки?
-Чему учит нас эта сказка? Какую мудрость она нам передает. Как вы думаете, каким должен быть человек, написавший эту сказку?
VI. Рефлексия.
-Что нового открыла вам сказка в переложении В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»?
Закончи фразу:
*Сегодня на уроке я узнал…
*Мне понравилось…
*Было сложно…
*Было интересно…
VII. ИТОГ УРОКА.
Домашнее задание: Прочитать сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» , выполнить задание №2 с.207 учебника