СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему: "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока познакомить с творчеством А.С.Пушкмна

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему: "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"»

Урок – телемост

литературного чтения

с МКОУ СОШ №3 г.Хасавюрт

на тему : А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане,

о славном и могучем богатыре князе Гвидоне

и о прекрасной царевне Лебеди»

МКОУ СОШ №12 Ибрагимова М.И

МКОУ Сош №3 Эрболатова К.Г



Конспект урока литературного чтения в 3классе

Тема:А.С.Пушкин .Урок обобщения «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель:развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию.

Тип урока:обобщение

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник

  • карточки с заданием

Для учителя:

  • презентация к уроку;

  • мультимедийная техника;

  • выставка книг

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение.


Ход урока



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.



- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 1-8)

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.




-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 9)

- Вспомните, какое полное название этой сказки?



Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина.

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)


Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»



Познавательные УУД:Поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:Определять и высказывать свою точку зрения.


2.Актуализация знаний учащихся.

Анализ сказки и составление сравнительных характеристик главных героев.



























































Чтение сказки.Выборочное чтение.(слайд16-19)

3. Физкультминутка

А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.

1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 10)

-Какие ещё черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона?

-А как он относится к своим родителям?










-Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своемкняжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?



- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.


-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

(Слайд 11 - 14)







-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 14)



-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 15)

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?


Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)

Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и читают отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных качествах князя Гвидона.( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди.Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)


Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора.( Они говорят по-разному.Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя.Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.(Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер.Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)


Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.














Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.


4.Творческое задание


















- Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?(слайд 20-21)

-Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и составьте его характеристику по плану. Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя. А мы попробуем догадаться, о ком идет речь. На слайде дан план характеристики (Слайд23)

1. Внешность, характер героя.

2. Поступки и действия героя.

3. Отношения автора к герою.

4. Ваше отношение к герою.

Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей.

Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

Работа в группах по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа – золотая рыбка , 3 группа – старик из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».)


Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.


Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.


Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.


Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений



5.Работа над жанровыми особенностями произведения.




- Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у них общего с народными сказками?

-Чем они отличаются?

(Слайд 22)

Общие черты:

Зачин, развитие событий и концовка.

Народные слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался.На море, на окияне…)

Победа добра над злом.

Живет и чудо, и реальность.

-В чем же отличие сказок Пушкина от народных?

Отличия:

Стихотворная форма.

Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.)

ПознавательныеУУД:Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.



Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.


5.Итог урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог.(Слайд 24)

- Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте?

Домашнее задание: ( слайд 25) подготовить к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.




Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

Оценивание детьми собственной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!