СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме . И. С. Соколов-Микитов"Листопадничек"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек".»

Уроки 64-65. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

Цели уроков: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соко-лова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой. ,

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте медленно.

- Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с утвердительной.

I - Прочитайте с сердитой.

- Прочитайте с веселой. I

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте очень быстро

. (III. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

- Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)

- Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. (Рас­сказ называется «Листопадничек».)

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите о ком или о чем этот рассказ.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Микитова. I Читают учитель и учащиеся.

[IV. Физкультминутка

V. Продолжение изучения темы

1. Беседа по рассказу «Листопадничек».

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его оза­главить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчрый родился осенью. А таких зайчат называют листопаднич-

ками.)

2. Рассказ о писателе.

- Хотите узнать подробнее об авторе? Так слушайте.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 гг.)

Он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Вот что записано в ав­тобиографии: «Родился в 1892 году под Калугою, в лесной конторе купцов Коншиных, у которых отец ходил в приказчиках по лесному делу. Мать - кре­стьянка Калужской губернии. Ее отец - крепостной, у барина, охотника и доб­рого чудака, был псарем. Многочисленную псарню барин сохранил и после воли. Поэтому первая память матери - большой двор и на нем обглоданные конские кости (собак кормили кониной). Семья деда была велика, семнад­цать душ, как вообще были велики семьи - со стороны матери и со стороны отца. После учреждения земства (местного самоуправления) дед много лет проходил членом управы и, будучи неграмотным, всю «бухгалтерию» вел на бирках - на березовых палках зарубками, - которых после него осталось на чердаке полный "архив". То, что ранние годы, описанные потом в авто­биографической повести "Детство" прошли в лесу, в одиночестве, оставило печать на всю жизнь. Учился в Смоленске, в реальном училище. Окончательно изгнали из пятого класса, после чего жизнь "пошла колесом".

Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула ре­волюция...

Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произ­ведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Север­ные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету» - учились писать друг у друга.

Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г. он снова вернулся в Россию.

Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень моло­дой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили - эвакуировали с семьей в Пермь...

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - на­говаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

VI. Проверка домашнего задания

- А сейчас мы послушаем ваши рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу. (Рассказывают учащиеся.)

VII. Итог урока

- Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать

Люби живое

169

Домашнее задание

Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Ход урока 2

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса».

- Прочитайте скороговорку «птичьим базаром».

- Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? (Одинаковы по произношению слова «косой» и «ко­сой». Одно из них (первое) в значении заяц, а другое - коса - ин­струмент, которым косят траву. Еще одинаково звучат слова «коса» и «коса». Первое слово в значении косая, другое - инстру­мент. Можно и наоборот.)

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте очень быстро.

III. Работа над текстом «Листопадничек». Выборочное чтение

- Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась?

- Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?

- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. (Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)

- Почему листопадничек остался в хатке бобров?

- Как провел зайчонок зиму?

IV. Физкультминутка

V. Деление текста на части

- Как вы думаете, это рассказ или сказка? (Это сказка о живот­ных. Там животные разговаривают, путешествуют.)

- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. соста­вим план. (Текст делится на части. На доске появляется план:

1. Мечта Листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3. Зайчонок в хатке бобров.

4. Пришлось остаться на зиму.

5. За долгую зиму большого страху натерпелся.

6. Наконец-то дома!

Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.

VI. Характеристика героя

- Опишите Листопадничка. Каким он был: любопытным, любозна­тельным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным. - Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и пережи­вания, которые вы испытали.

VII. Итог урока

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что под­сказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Домашнее задание

Придумать продолжение этой истории. Какие еще приключения могли бы с ним произойти?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!