Уроки 64-65. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
Цели уроков: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соко-лова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой. ,
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
- Прочитайте медленно.
- Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с утвердительной.
I - Прочитайте с сердитой.
- Прочитайте с веселой. I
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте очень быстро
. (III. Введение в тему
1. Предварительная беседа.
- Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Рассказы детей.)
- Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. (Рассказ называется «Листопадничек».)
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите о ком или о чем этот рассказ.
2. Чтение произведения И.С. Соколова-Микитова. I Читают учитель и учащиеся.
[IV. Физкультминутка
V. Продолжение изучения темы
1. Беседа по рассказу «Листопадничек».
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчрый родился осенью. А таких зайчат называют листопаднич-
ками.)
2. Рассказ о писателе.
- Хотите узнать подробнее об авторе? Так слушайте.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 гг.)
Он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Вот что записано в автобиографии: «Родился в 1892 году под Калугою, в лесной конторе купцов Коншиных, у которых отец ходил в приказчиках по лесному делу. Мать - крестьянка Калужской губернии. Ее отец - крепостной, у барина, охотника и доброго чудака, был псарем. Многочисленную псарню барин сохранил и после воли. Поэтому первая память матери - большой двор и на нем обглоданные конские кости (собак кормили кониной). Семья деда была велика, семнадцать душ, как вообще были велики семьи - со стороны матери и со стороны отца. После учреждения земства (местного самоуправления) дед много лет проходил членом управы и, будучи неграмотным, всю «бухгалтерию» вел на бирках - на березовых палках зарубками, - которых после него осталось на чердаке полный "архив". То, что ранние годы, описанные потом в автобиографической повести "Детство" прошли в лесу, в одиночестве, оставило печать на всю жизнь. Учился в Смоленске, в реальном училище. Окончательно изгнали из пятого класса, после чего жизнь "пошла колесом".
Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула революция...
Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем. К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету» - учились писать друг у друга.
Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г. он снова вернулся в Россию.
Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу о партизанах. Ему не разрешили - эвакуировали с семьей в Пермь...
В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
VI. Проверка домашнего задания
- А сейчас мы послушаем ваши рассказы, которые вы составили о летних прогулках по лесу. (Рассказывают учащиеся.)
VII. Итог урока
- Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать
Люби живое
169
Домашнее задание
Прочитать рассказ И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Ход урока 2
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса».
- Прочитайте скороговорку «птичьим базаром».
- Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? (Одинаковы по произношению слова «косой» и «косой». Одно из них (первое) в значении заяц, а другое - коса - инструмент, которым косят траву. Еще одинаково звучат слова «коса» и «коса». Первое слово в значении косая, другое - инструмент. Можно и наоборот.)
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте очень быстро.
III. Работа над текстом «Листопадничек». Выборочное чтение
- Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась?
- Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия?
- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. (Читают по ролям: автор, зайчонок, бобр, бобриха.)
- Почему листопадничек остался в хатке бобров?
- Как провел зайчонок зиму?
IV. Физкультминутка
V. Деление текста на части
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? (Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют.)
- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план. (Текст делится на части. На доске появляется план:
1. Мечта Листопадничка.
2. Подготовка животных к зиме.
3. Зайчонок в хатке бобров.
4. Пришлось остаться на зиму.
5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
6. Наконец-то дома!
Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.
VI. Характеристика героя
- Опишите Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным. - Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали.
VII. Итог урока
- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Домашнее задание
Придумать продолжение этой истории. Какие еще приключения могли бы с ним произойти?