Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, с.115-117)
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.
Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».
Задачи:
образовательные
1) Формировать умение воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.
2) Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста.
3) Формирование читательских умений и навыков.
развивающие
1) Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.
2) Развивать внимание, память.
3) Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста
воспитательная
1) Формирование нравственных представлений у учащихся.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Уч-ль. В начале урока давайте проведем небольшую литературную викторину. Вспомните названия произведений.
* «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть…
Волк пустил, а белка оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Уч-к. Басня «Белка и волк».
* «Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду…»
Уч-к. «Лебеди».
* «Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».
Уч-к. «Зайцы».
* «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками за корм диким зверям».
Уч-к. «Лев и собачка».
* «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями».
Уч-к. Сказка «Два брата».
Уч-ль. Что объединяет все эти произведения?
Уч-к. Эти произведения написал Лев Николаевич Толстой.
- Что вы запомнили об этом великом русском писателе?
(опорные знания: был богатым, знатным человеком; в молодости воевал на Кавказе, как и М.Ю.Лермонтов; жил в деревне, умел сеять хлеб, пахать; любил простую одежду и еду; заботился о благополучии крестьян; для крестьянских детей построил школу в Ясной Поляне, создал для них Азбуку, сам учил их читать, писать и считать)
- Молодцы. Поднимите руки, у кого эта работа не вызывала затруднений и сделана на «отлично»? «хорошо»? А кто недостаточно хорошо ориентировался в текстах? читал недостаточно выразительно? (самооценка учащихся)
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)
- Назовите главных героев рассказа?
3) Целеполагание:
- Сформулируем цель сегодняшнего урока: что будем делать на уроке?
(будем читать рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок», и понимать его главную мысль)
- Чтобы настроиться на восприятие художественного произведением, прочитаем слова А.С.Пушкина, которые записаны, показываются слова на СЛАЙДЕ №3:
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». А.С.Пушкин.
- Как вы их понимаете? (примерные ответы учащихся: чтобы чтение принесло человеку пользу, нужно научиться понимать смысл прочитанного, его главную мысль и чувства, которые хотел передать писатель)
- Какие задачи мы поставим, чтобы урок прошёл с пользой? (ответы учащихся с опорой на СЛАЙД №4):
Читать текст выразительно, без ошибок.
Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?
Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.
Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.
- Как развивались события в этом рассказе?
- Мы восстановим содержание рассказа.
2. Вторичное чтение.
Уч-ль. Прочитайте первые два абзаца. Где происходят события?
(События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой.)
Уч-ль. Представьте, что вы находитесь среди пассажиров на палубе этого корабля. Какое у вас настроение?
(У меня настроение хорошее, спокойное. Ведь погода тихая, нет качки. Корабль скоро придет домой.)
(А у меня настроение веселое, потому что обезьяна всех смешила.)
Уч-ль. Прочитайте предложения, в которых описывается поведение обезьяны. Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»?
( Обезьяна шалила еще больше.)
( Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться.)
Уч-ль. Почему поступок обезьяны вызвал у мальчика замешательство?
Уч-ль. Давайте озаглавим эту часть и выберем настроение.
( На палубе. Радость, весёлое настроение. (Запись на доске.)
Уч-ль. Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?
Уч-ль. Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны.
( Дразнила, опять подманила, взобралась выше, корчилась, показывала зубы, радовалась, повесила шляпу.)
Уч-ль. А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик?
( Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал.)
Уч-ль. Что означает выражение «разобрал задор»?
( Разобрал задор - проявил возбужденность.)
Уч-ль. Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность.
Уч-ль. Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?
( Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно.)
Уч-ль. Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?
(Обезьяньи проказы. Волнение, страх. (Запись на доске).
(А мне хотелось остановить мальчика.)
Уч-ль. Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.
Уч-ль. Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе?
( «Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет.»)
Уч-ль. Какой момент самый напряженный в рассказе?
( Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына.)
Уч-ль. А почему отец решился на такой поступок?
( У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь.)
Уч-ль. Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына?
( Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть.)
( Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт.)
Уч-ль. Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.
Уч-ль. Как автор передает напряженность момента?
( Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой.)
( Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех.)
Уч-ль. Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик.
( Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут.)
Уч-ль. Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.
Уч-ль. Какие чувства вызывает у тебя поступок отца?
( Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости.)
Уч-ль. А что вы чувствовали, когда читали эту часть?
( Я почувствовал сильное волнение и тревогу.)
( Я очень переживала.)
Уч-ль. Как можно назвать эту часть?
( Рискованное решение. Тревога, ожидание. (Запись на доске).)
Уч-ль. Прочитайте последний абзац. Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив?
Уч-ль. Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным.
Обобщение.
Уч-ль. Посмотрите на наш план и палитру чувств.
На палубе. Радость, весёлое настроение.
Обезьяньи проказы. Волнение, страх.
Рискованное решение. Тревога, ожидание несчастья.
Уч-ль. Почему меняется палитра чувств?
Уч-ль. События в рассказе разворачиваются с нарастающим напряжением. Один необдуманный поступок мог привести к большой трагедии. Капитан проявил не только мужество, но и показал большую любовь к сыну.
Закрепление полученных знаний
- Какие слова вы подберёте, чтобы охарактеризовать сына капитана? (например: мальчишеский задор, упрямство, обидчивость, желание испытать себя)
- Что вы осуждаете в его поведении? (переоценил свои силы, подвергал свою жизнь опасности из-за проделок обезьяны)
- Какую роль в этом рассказе сыграло поведение матросов? Можно ли было избежать этой ситуации? (да, если бы матросы не высмеивали мальчика, он бы не оказался на такой большой высоте; нельзя доводить человека, высмеивая его чувства)
- Почему капитан угрожал убить своего сына? Он хотел этого по-настоящему?
(нет, он понял, какая беда грозила сыну и успел очень быстро принять единственное правильное решение – угрозой (чтобы он послушался) заставить сына прыгнуть в воду, иначе мальчик потерял бы равновесие и разбился о палубу)
- Почему капитан плакал? (он испытал очень сильное потрясение, стресс, и не мог сдержать слёз; испытал счастье и облегчение от того, что сын остался жив; он убежал, чтобы не показаться слабым в глазах окружающих его людей)
- Что хотел сказать Л.Н.Толстой этим рассказом? Какова главная мысль?
(нельзя высмеивать чувства других людей; нужно учиться управлять своими эмоциями, думать о своих поступках, о том, к каким последствиям они могут привести, нередко к очень трагическим; в момент опасности сильные духом люди умеют принимать правильные и быстрые решения)
11) Объяснение домашнего задания Картинный план. Выразительное чтение. Подобрать пословицу к рассказу.
12) Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность:
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
(приходят к выводу, что выразительно читали, работали с текстом рассказа, самостоятельно искали ответы на вопросы; были внимательны на уроке)
- Кто может сказать про себя, что он понял главную мысль рассказа «Прыжок»?
- Какой важный вывод вы для себя сделали?
- Кто из вас доволен своей работой на уроке? Оцените свои ответы: на «отлично»? «хорошо»? «удовлетворительно»? Кто испытывал затруднения? В чём? (самооценка учащихся, после которой оценивание проводит учитель)
- Может ли рассказ «Прыжок» помочь вам? Если да, то в чём? (ответы учащихся)
- Молодцы! Спасибо за работу.