СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : "Линзы. Типы линз. Оптическая сила линзы."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет задействовать сразу несколько репрезентативных систем человека, есть возможность не только увидеть , но и прикоснуться к линзам, определить какая из них выпуклая, какая вогнутая.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : "Линзы. Типы линз. Оптическая сила линзы."»

Тема: Линзы. Типы линз. Оптическая сила линзы. 7класс.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология урока:

Основное содержание: Линза. Типы линз.

Основные точки, линии и плоскости собирающей и рассеивающей линз. Параметры линзы и связь между ними.

Цели урока: Учебные: дать возможность детям быть активными участниками целеполагания, создать условия для формирования   понятия «Линза». Увидеть, почувствовать различие в форме собирающих и рассеивающих линз и связать форму линзы с возможными изображениями, которые дает данная линза.

  • Развивающие: развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; формировать представление о процессе научного познания, коммуникативные навыки, для развития моторной памяти организовать осязание линз, фиксирование учащимися информации в тетради, для развития зрительной памяти вести записи на доске.

  • Воспитательные: прививать культуру умственного труда

Задачи урока:

  • изучить особенности собирающей и рассеивающей линз;

  • показать зависимость преломляющей способности от формы линзы;

  • продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.

Оборудование: оптическая шайба, наливные линзы, стеклянные линзы на демонстрационном столе, лабораторное оборудование: собирающая и рассеивающая линза на подставке на каждый стол, учебник, тетрадь.

Компьютерное оборудование: интерактивная доска.

Тип урока: изучения нового материала.

Планируемые результаты:



Предметные:

научатся различать рассеивающие и собирающие линзы, научатся определять оптическую силу линзы, установят соответствие между кривизной поверхности линзы и ее оптической силой.

Метапредметные:

Познавательные- анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы; анализировать информацию, обобщать и делать вывод;

Регулятивные- составлять план проведения опытов; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Коммуникативные- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей.

Личностные: проявление познавательного интереса; развитие культуры умственного труда, инициативности.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя и учащихся

1. Организационный 2-3 минуты

Организация рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, постановка цели урока.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Сообщение учителя:

- Что вы видите на демонстрационном столе и на ваших партах? Сделайте предположение, о чем пойдет речь? После высказывания детей –слайд презентации с цель урока.

2. Актуализация знаний 5-7 минут

Раскрыть связь новой темы с предыдущими темами.

Учитель: вспомним

-Как ведет себя световой луч при переходе из более плотной среды в менее плотную и наоборот? Почему происходит преломление света? Как изменяется скорость света при переходе из одной среды в другую? В какую сторону отклоняется луч при переходе через границу раздела двух сред?

Продемонстрировать ход луча при преломлении его призмой, напомнить, что преломленный луч отклоняется к широкой части призмы.


3. Изучение новой темы 15-20 минут

Формирование   понятия «Линза»

- Сформулируем понятие «Линза»; возьмите в руки линзы, определите наощупь какова форма поверхности обеих линз, чем эти поверхности отличаются. Обратите внимание на материал. Что вы почувствовали? Какова форма поверхности? Сформулируем правило, (следующий слайд презентации) прочтем определение в учебнике, стр 182. Чем отличается форма этих линз?

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

- Посмотрите, как преломляют свет различные линзы. (демонстрационный эксперимент)

Выделить какие из них собирающие, а какие рассеивающие свет. Обозначение собирающей и рассеивающей линз. Как их можно отличить по внешнему виду? Возьмите в руки линзы, на ощупь найдите различие, посмотрите на текст учебника и рисунки через линзы, какое отличие в изображении вы обнаружили?


Определение основных точек и линий, ход лучей в линзе

(Следующий слайд презентации). На рисунках показать: главную оптическую ось, оптический центр, фокус собирающей и рассеивающий линз. (След. слайд). Обратите внимание на ход лучей через оптический центр линзы и лучей параллельных оптической оси линзы. (Подробно об этом на следующем уроке)


Формирование понятия «Оптическая сила»

Посмотреть видеофрагмент, показать прохождение света через линзы с разной кривизной поверхности. Учащиеся наблюдают и объясняют экспериментальные факты. Ученики читают абзац параграфа, записывают формулу и единицу измерения оптической силы в тетради. Указать, что оптическая сила для собирающих линз -величина положительная, а для рассеивающих- отрицательная.


4. Закрепление изученного материала 10 -15 минут

Структурирование и запоминание материала, формирование коммуникативных навыков.

Учащиеся осуществляют выбор необходимой информации, ее структурирования,

заполняют таблицу, работая в парах, решают задачи. Учатся слышать, слушать и понимать партнера.


5. Рефлексия и запись домашнего задания 5 минут

Подведение итогов, формулировка собственного отношения к изучаемой теме

Учащиеся записывают домашнее задание, устно (письменно, на стикерах) формулируют итоги урока и свое отношение к изучаемым вопросам.

§60 задание 50 (1,3)






Приложение:

1. Презентация « Линзы. Типы линз».

2. Видеоприложение: «Демонстрация определения фокусного расстояния линзы»

3.Таблица для структурирования материала.

Линза

Вид поперечного сечения

Обозначение

Ход лучей

Знак оптической силы (+/-)

Собирающая







Рассеивающая







4. Рассчитайте:

1. Оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно 20 см.

(5 дптр)

2. Оптическая сила линзы составляет - 2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние?

(- 40 см)

3. Оптическая сила фотоаппарата равна 18 дптр. Определите фокусное расстояние объектива.

(5,5 см).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!