Урок позволяет задействовать сразу несколько репрезентативных систем человека, есть возможность не только увидеть , но и прикоснуться к линзам, определить какая из них выпуклая, какая вогнутая.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : "Линзы. Типы линз. Оптическая сила линзы."»
Тема: Линзы. Типы линз. Оптическая сила линзы. 7класс.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология урока:
Основное содержание: Линза. Типы линз.
Основные точки, линии и плоскости собирающей и рассеивающей линз. Параметры линзы и связь между ними.
Цели урока: Учебные: дать возможность детям быть активными участниками целеполагания, создать условия для формирования понятия «Линза». Увидеть, почувствовать различие в форме собирающих и рассеивающих линз и связать форму линзы с возможными изображениями, которые дает данная линза.
Развивающие: развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; формировать представление о процессе научного познания, коммуникативные навыки, для развития моторной памяти организовать осязание линз, фиксирование учащимися информации в тетради, для развития зрительной памяти вести записи на доске.
Воспитательные: прививать культуру умственного труда
Задачи урока:
изучить особенности собирающей и рассеивающей линз;
показать зависимость преломляющей способности от формы линзы;
продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.
Оборудование: оптическая шайба, наливные линзы, стеклянные линзы на демонстрационном столе, лабораторное оборудование: собирающая и рассеивающая линза на подставке на каждый стол, учебник, тетрадь.
Компьютерное оборудование: интерактивная доска.
Тип урока: изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать рассеивающие и собирающие линзы, научатся определять оптическую силу линзы, установят соответствие между кривизной поверхности линзы и ее оптической силой. | Метапредметные: Познавательные- анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы; анализировать информацию, обобщать и делать вывод; Регулятивные- составлять план проведения опытов; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Коммуникативные- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей. | Личностные: проявление познавательного интереса; развитие культуры умственного труда, инициативности. |
Этап урока | Цель | Деятельность учителя и учащихся |
1. Организационный 2-3 минуты | Организация рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, постановка цели урока. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Сообщение учителя: - Что вы видите на демонстрационном столе и на ваших партах? Сделайте предположение, о чем пойдет речь? После высказывания детей –слайд презентации с цель урока. |
2. Актуализация знаний 5-7 минут | Раскрыть связь новой темы с предыдущими темами. | Учитель: вспомним -Как ведет себя световой луч при переходе из более плотной среды в менее плотную и наоборот? Почему происходит преломление света? Как изменяется скорость света при переходе из одной среды в другую? В какую сторону отклоняется луч при переходе через границу раздела двух сред? Продемонстрировать ход луча при преломлении его призмой, напомнить, что преломленный луч отклоняется к широкой части призмы. |
3. Изучение новой темы 15-20 минут | Формирование понятия «Линза» | - Сформулируем понятие «Линза»; возьмите в руки линзы, определите наощупь какова форма поверхности обеих линз, чем эти поверхности отличаются. Обратите внимание на материал. Что вы почувствовали? Какова форма поверхности? Сформулируем правило, (следующий слайд презентации) прочтем определение в учебнике, стр 182. Чем отличается форма этих линз? Учащиеся записывают определение в тетрадь. - Посмотрите, как преломляют свет различные линзы. (демонстрационный эксперимент) Выделить какие из них собирающие, а какие рассеивающие свет. Обозначение собирающей и рассеивающей линз. Как их можно отличить по внешнему виду? Возьмите в руки линзы, на ощупь найдите различие, посмотрите на текст учебника и рисунки через линзы, какое отличие в изображении вы обнаружили? |
| Определение основных точек и линий, ход лучей в линзе | (Следующий слайд презентации). На рисунках показать: главную оптическую ось, оптический центр, фокус собирающей и рассеивающий линз. (След. слайд). Обратите внимание на ход лучей через оптический центр линзы и лучей параллельных оптической оси линзы. (Подробно об этом на следующем уроке) |
| Формирование понятия «Оптическая сила» | Посмотреть видеофрагмент, показать прохождение света через линзы с разной кривизной поверхности. Учащиеся наблюдают и объясняют экспериментальные факты. Ученики читают абзац параграфа, записывают формулу и единицу измерения оптической силы в тетради. Указать, что оптическая сила для собирающих линз -величина положительная, а для рассеивающих- отрицательная. |
4. Закрепление изученного материала 10 -15 минут | Структурирование и запоминание материала, формирование коммуникативных навыков. | Учащиеся осуществляют выбор необходимой информации, ее структурирования, заполняют таблицу, работая в парах, решают задачи. Учатся слышать, слушать и понимать партнера. |
5. Рефлексия и запись домашнего задания 5 минут | Подведение итогов, формулировка собственного отношения к изучаемой теме | Учащиеся записывают домашнее задание, устно (письменно, на стикерах) формулируют итоги урока и свое отношение к изучаемым вопросам. §60 задание 50 (1,3) |
Приложение:
1. Презентация « Линзы. Типы линз».
2. Видеоприложение: «Демонстрация определения фокусного расстояния линзы»
3.Таблица для структурирования материала.
Линза | Вид поперечного сечения | Обозначение | Ход лучей | Знак оптической силы (+/-) |
Собирающая | | | | |
Рассеивающая | | | | |
4. Рассчитайте:
1. Оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно 20 см.
(5 дптр)
2. Оптическая сила линзы составляет - 2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние?
(- 40 см)
3. Оптическая сила фотоаппарата равна 18 дптр. Определите фокусное расстояние объектива.
(5,5 см).