Языковая разминка. -Записываем предложение, соблюдая правила каллиграфии, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы и выполните синтаксический разбор. К доске … К_лючие сн_ж_нки закружились в м_розном воздух_. Вопросы по пропущенным гласным -Догадайтесь о какой части речи говорится в загадке? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады И хлеб в полях растет? -О какой части речи здесь говорится? -Докажите? Итак, дайте определение глаголу, как части речи? Что такое неопределенная форма глагола и на какие вопросы отвечает? Что такое спряжение? Как определить спряжение глагола? Спросить нескольких человек На слайде Соедини линиями части одного и того же правила. Спряжение окончание ударное -е, -ут, -ют 1 спряжение окончание ударное -и, -ат, ят 2 спряжение изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени -Определи спряжение у следующих глаголов: Благодарим, сотрёшь, привезут, несёт, поют, стоят. Прочитайте слова (Слайд 4) Принос.м Лета.те Кол.те Владе.т Влия.те -Можно ли на слух определить спряжение у данных глаголов? -Какую ошибку можем допустить? -Какая тема нашего урока? -На какие вопросы мы должны найти ответ? Итак, на прошлом уроке мы разобрали 1 вариант определения спряжения глагола, чтобы узнать второй способ, откройте учебник. | 1 ученик работает у доски. Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. [-=] Повест., невоскл., простое, распр.) О глаголе (в загадке перечисляются действия, а глагол обозначает действие предмета) О глаголе Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Инфинитив, начальная форма. Что делать, что сделать. Изменение глагола по лицам и числам По 3 лицу мн.ч 1 спр. –ут, -ют 2 спр. –ат, -ят Спряжение окончание ударное -е, -ут, -ют 1 спряжение окончание ударное -и, -ат, ят 2 спряжение изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени 2 ,1, 1, 1, 1, 2, определить лицо, число Нет. Окончания безударные. Ошибку в написании безударного личного окончания глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 1.Как определить спряжение у глаголов с безударными окончаниями 2.Как определить какую гласную писать в безударном окончании глаголов? | У доски Загадка Опрос На слайде 1 На слайде 2 Слайд черный экран 3 |
Откройте учебник на с 98й и читаем правило. Итак, что нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола. Давайте вернемся к заданию на слайде и по этому алгоритму определим, какую букву нужно вставить. Прочитайте слова (Слайд 5) Принос.м Лета.те Кол.те Владе.т Влия.те Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. (Класс ведёт…) -Что общего у этих слов? -Чем они отличаются? Выделите данные суффиксы (класс ведет…) На что необходимо обратить внимание при определении спряжения у глаголов с безударными окончаниями? -Сравним наши выводы с выводом в учебнике. -Определи спряжение глаголов. -Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? Запишите данные глаголы, объясни правописание, выдели окончания (Класс ведет…) Проверка (Слайд 6) Принос.м Лета.те Кол.те Владе.т Влия.те | Приносим Летаете Колете Владеет Влияете | Читаем и объясняем правописание окончания. Итак, мы изучили 2 способа определения спряжения глаголов. Как определить спряжение глагола по 1 способу Как определить спряжение глагола по 2 способу? | Читают. Определить время, лицо, время глагола. Поставить глагол в неопределенную форму (инф.) Определить спряжение глагола. 2 спр. И, 1 спр. остальные. Вспомнить окончание глагола в нужном числе и падеже. 1 спр. – Е, -ут, -ют 2 спр. –И, -ат, -ят Приносить Летать Колоть Владеть Влиять Суффикс неопределенной формы – ть Глагольными суффиксами. На глагольный суффикс, который стоит в неопределённой форме перед -ть Чтение правила в учебнике с. 72 приносить - 2 спр. летать колоть владеть -1 спр. влиять Чтобы определить какую гласную писать. Если глагол 2 спряжения пишу в окончании гласную – и, -ат (-ят) Если глагол 1 спряжения - гласную – е, -ут (-ют) Приносим 2 спр. Летаете 1 спр. Колете 1 спр. Владеет 1 спр. Влияте 1 спр. По 3 лицу мн.ч 1 спр. –ут, -ют 2 спр. –ат, -ят 1. Определить время, лицо, время глагола. 2. Поставить глагол в неопределенную форму (инф.) 3. Определить спряжение глагола. 2 спр. И, 1 спр. остальные. 4. Вспомнить окончание глагола в нужном числе и падеже. 1 спр. – Е, -ут, -ют 2 спр. –И, -ат, -ят | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд черный экран 7 |
Откройте учебник на с.89й, упр. номер 182. Прочитайте текст упражнения. Определите часть речи выделенных слов. Выпишите глаголы, определите спряжение, лицо, число. Я тоже выписала эти глаголы. И как только вы выполните это задание сверимся со слайдом Проходит 1 спр., 2 лицо, ед.ч. Идет 2 спр., 3 лицо, мн.ч., Ходит 1 спр., 1 лицо, ед.ч. Хлещет 2 спр., 3 лицо, мн.ч Итак, как определить спряжение глагола? Какие глаголы относятся к 2 спр.? Ко 1? На листочках: Подпишите листочки. Из данных стихотворений вам нужно выписать ТОЛЬКО глаголы, указав спряжение, лицо и число Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. (С.Есенин) Вешний цветик в травке новой Щурит ласковый глазок. (Л. Пожарова) Выполните фонетический разбор слова МОРОЗ | Глаголы Выполняют задание Правильный ответ Проходит 2 спр., 3 лицо, ед.ч. Идет 1 спр., 3 л., ед.ч., Ходит 2 спр., 3 л., ед.ч. Хлещет 1 спр., 3 л., ед.ч Поет 1 спр., 3л., ед.ч Аукает 1 спр., 3 л., ед.ч. Баюкает 1 спр., 3 л., ед.ч. Плывут 1 спр., 3 л., мн.ч. Щурит 2 спр., 3 л., ед.ч. Морозы [марос] 2 слога М [м] согл., звон., непарн., тверд., парн., сонорн. О [а] гласн., безуд. Р [р] согл., звон., непарн., тверд., парн., сонорн. О[о] гласн., уд. З [с] согл., глух., парн., тверд., парн. 5б., 5зв. | Слайд 8 Выдать листочки На слайде стихи. |
– Что такое спряжение? Как определить спряжение глагола? – Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения,? - Какую – II спряжения? Спряжение – постоянный или непостоянный признак глагола? -Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может. – Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Домашнее задание на с 99й упр. номер 203 списать, вставить пропущенные буквы и определить спряжение всех глаголов. Оценивание | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени В I спряжении в окончаниях буква – е, II спряжении – и Постоянный Запись в дневник | опрос |