СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Культура и религия""

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОДНКНР для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура и религия""»

УРОК ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС


НА ТЕМУ «РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ»

Раздел: Религия и культура.

Тема урока: Роль религии в развитии культуры.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Технологии обучения: 

  • технология проблемно-диалогического обучения;

  • здоровьесберегающая технология;

  • технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

Учебник.Презентационный материал. Раздаточный материал.

Цель урока: раскрыть значение религии в жизни человека, влияние религии на развитие культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о религии в развитии разных видов искусства;

Развивающие:

  • развивать умение формулировать ответы, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

  • способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, использование соответствующей терминологии.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к религиям разных народов и их представителям;

  • способствовать формированию правильного представления о нравственных нормах поведения человека.

Формы организации познавательной деятельности

Предметные:

  • формирование представления о материальной и духовной культуре, влияние религии на эту культуру;

  • научиться оценивать роль духовной и материальной культуры в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • определение темы урока;

  • формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы.

  • извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация);

  • учатся перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

  • применение информации из собственногоопыта;

  • применение наиболее эффективных способов достижения результатов, являющихся причиной получения положительного оценивания;

  • умение классифицировать материал с учетом ранее полученных знаний.

  • проявление активности в решении поставленных задач.

Регулятивные УУД:

  • оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;

  • применяют правила сотрудничества.

Личностно значимая проблема:

  • осознание важности влияния религии на развитие и сохранение культурного наследия.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:

  • учебный диалог;

  • самостоятельная работа;

  • работа с выполнением проблемного задания в группах.


Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности

Психологические минутки:необычное приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


  1. Актуализация знаний

Работа с облаком слов. С каким понятием связаны эти слова в нашем облаке?

















Работа с определением.

Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).





К чему относятся все эти явления? К искусству. А искусство в свою очередь является важнейшей сферой культуры. Давайте вспомним определение культуры.



КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.



  1. Выявление места и причины затруднения.

Мы уже знакомы с двумя основополагающими понятиями в жизни каждого человека.

Мы можем сказать, как связаны эти понятия? Нет. Давайте предположим, как будет звучать тема сегодняшнего урока (предположения учащихся).

Формулируем тему урока «Роль религии в развитии культуры».



  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня? (предположения учащихся)

  • Узнать, новое о религиях

  • Познакомиться с творениями культуры

  • Выяснить, в какой связи находятся религия и культура

Предлагаю придерживаться нашего плана.



  1. Реализация построенного проекта.

В начале урока мы вспомнили, что такое религия. Вспомните, какие религии существуют в мире?

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, которые оказывают серьёзное влияние на жизнедеятельность людей.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На данный момент существует 3 мировых религии. На первой парте каждого ряда лежат таблицы, которые частично не заполнены. Ваша задача – заполнить одну колонку, соответственно ряду, на котором вы сидите, а каждая парта должна заполнить соответствующую строку. Свою работу вы выполняете, опираясь на учебник. Как только вы заполнили свою клеточку, вы передаете таблицу следующей парте.



1 ряд – буддизм, 2 ряд – христианство, 3 ряд – ислам. 1 парта - время и место зарождения. 2 парта – территория, на которой проживают, исповедующие религию и т.д. После заполнения таблица-эталон выводится на экран для дополнений.

Мировые религии

Линии сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место зарождения

V – VI вв. до н.э.

Индия

I в. н.э.

Восточные провинции Римской империи

Начало VII в. н.э.

Азия, Аравийский полуостров

Территория, на которой проживают, исповедующие религию

Южная, Юго-восточная и Восточная Азия. В России – Бурятия, Тыва и Калмыкия.

Преимущественно Европа и Северная Америка.

Ближний Восток, Северная Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа.

Источники вероучения

Типитака (собрание буддийских текстов)

Библия (собрание священных текстов христиан)

Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодательство

Основные учения

Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству.

Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Проповедь смирения, терпения, прощения обид.

Человек – существо слабое, склонное к греху. Ему остаётся уповать на милосердие и волю Аллаха.

Количество последователей религии

Около 500 млн человек

2 млрд человек

Около 1,5 млрд человек





Какие основные религии вам знакомы на территории России? (ответы учащихся)

В России с незапамятных времен существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число росссиян исповедуют и другие мировые религии – ислам и буддизм. Некоторые придерживаются иудаизма. Эти 4 религии считаются традиционными религиями России (работа с картой).









  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

В каждой религии есть своя священная книга, на которую ориентируются люди, исповедующие данную религию. Давайте познакомимся с ними поближе. Обратите внимание на слайд.

К какому направлению культуры можем отнести священные книги?

- К литературе.



Эти книги являются самыми важными для их народов, и именно с них началось распространение книжности. Какой вывод мы можем сделать о влиянии религиозных книг на культуру? (Учащиеся делают вывод).



Какие еще проявления христианской культуры мы можем назвать?

Иконы – живопись, роспись. Какой вывод мы можем сделать о влиянии религиозных изображений на культуру? (Учащиеся делают вывод).







Мы знаем, как называются религиозные здания? Церковь, храм, мечеть, синагога – проявление религиозной архитектуры.



Какой вывод мы можем сделать о влиянии религиозных сооружений на культуру? (Учащиеся делают вывод).



  1. Включение нового знания в систему знаний

(Работа с текстом) Прочитайте текст, который есть у вас в раздаточном материале.

Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнут, но две из них делают его более глубоким и прекрасным. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.



Как вы поняли этот текст? (Ответы учащихся)





  1. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла художников, архитекторов, музыкантов и писателей. Без

использования образов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее. А разве можно представить культуру России без православных икон и мусульманских орнаментов, без буддийской архитектуры и полотен выдающихся художников, созданных на основе сюжетов из истории иудейского народа?

А кто может оспорить роль религии в возникновении письменности, распространении грамотности, развитии образования? Ответ очевиден: религия всегда питала духовную культуру человечества.



Чтобы закрепить то, о чем мы сегодня узнали, вам предлагается дополнить синквейн.

    1. Религия

    2. (2 прилагательных)

    3. (3 глагола)

    4. (предложение)

    5. Культура



Рефлексия

  • На уроке мы говорили о…

  • На уроке я узнал(а)….

  • Я выполнял(а) задания

  • Цели урока (достигнуты или не достигнуты)

Домашнее задание

Подобрать примеры произведений культуры, в основу которых положены религиозные сюжеты.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!