Тема урока: «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Тип урока: Усвоение новых знаний
Вид урока: урок - путешествие
Цель: создать условия для осмысления учащимися «звукового мира» композиторов XX века Чарльза Айвза и Эдуарда Артемьева.
Задачи:
Познакомить учащихся с оригинальным музыкальным языком американского композитора Ч. Айвза, расширить представление о выразительных возможностях электромузыкальных инструментов (синтезатора) на примере произведения Эдуарда Артемьева;
учить анализировать музыку, выявлять образы; изображать музыку в цветовом моделировании.
Развивать образное мышление, воображение, фантазию, тембровый слух, музыкальную память, певческий голос; расширять музыкальный кругозор.
Пробуждать интерес к музыке, к другим учебным предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству); бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон. На парте у каждого учащегося: звезда, цветные карандаши, дидактический материал: «Цветок моделирования цвета», «Таблица эмоционально-выразительных характеристик музыки», текст песни «Прекрасное далёко».
Музыкальный материал: Ч. Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика».
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Ход урока.
1.Вход в класс под космическую музыку группы «Спейс»
2.Музыкальное приветствие. Организационный момент.
Учитель: (на трезвучии в восходящем движении) Добрый день!
Дети: (на трезвучии в нисходящем движении) Добрый день!
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Мы продолжаем рассматривать мир образов камерной и симфонической музыки. Повторим основные понятия.
- инструментальная или вокальная музыка, написанная для небольшого состава исполнителей (камерная музыка);
- произведения, которые написаны на литературный сюжет, имеющие название (программная музыка);
- произведения, которые не имеют конкретного названия (непрограммная музыка);
- назовите жанры камерной музыки: (романс, ноктюрн, квартет, этюд, баллада…)
4. Объявление темы урока.
Учитель: О теме урока вы можете догадаться по музыкальному вступлению к уроку, репродукциям картин, которые вы видите и эпиграфу к нашему уроку (читает ученик)
“Мы видим, мы слышим
Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров…”
(Константин Бальмонт)
Какой темой они объединяются? (Дети отвечают)
Учитель: Тема урока: «Космический пейзаж». Мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка композиторов XX века, чьи имена вам еще не знакомы. Мы поговорим о тембровых возможностях инструментов в создании образов.
Ребята, кто из вас любит смотреть на звёздное небо? А фильмы о пришельцах, звёздных мирах любите? (Дети отвечают)
Учитель: отправиться в космическое путешествие нам поможет герой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Дети исполняют песню М. Таривердиева «Маленький принц». Дирижёром назначить 2-3 детей на каждый куплет (1-ый нежно, с чувством, 2-ой чуть с движением, 3 –ий уверенно, смелее)
Учитель: молодцы, спасибо, все исполнительские задачи выполнили.
– Человека издавна влекли к себе далёкие звёзды, загадочные дали космоса, вселенной. Ещё в древности народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы героев, которые могли летать. Назовите их.
Уч-ся: – Это Баба-Яга, которая летала на метле и в ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте, Иванушка-дурачок – на коньке-Горбунке.
Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие. А в ХХ веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Кто знает, когда произошло это событие?
Уч-ся: – 12 апреля 1961 г.
Учитель: – Назовите имя первого космонавта?
Уч-ся: – Ю. А. Гагарин
Учитель: Какая наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?
Уч-ся: Астрономия.
Учитель: – Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка, которая смогла отразить красоту космоса, других миров?
5. Изучение нового материала
Учитель: Вот как услышал её в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз, написав пьесу для камерного ансамбля, которую так и назвал «Космический пейзаж». Слушая музыку, подумайте:
- Какое содержание вкладывает композитор в музыку (изобразительные интонации)?
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка (выразительные интонации)?
- Сколько образов создал композитор?
- Какими инструментами они представлены?
Слушание пьесы «Космический пейзаж», анализ.
- соответствует ли это произведение названию «космический пейзаж»?
- Как тембр инструментов раскрывает образы?
Учитель: Элементы драматургии:
1. Струнные инструменты - образ неизвестной планеты, Вечности, Космоса (статичный);
Слушание отрывка.
2. Труба соло - образ исследователей космоса, «вечный вопрос», символ тайны бытия, недоступной человеческому разуму (статичный), имеет повторяющиеся интонации вопросительного характера (7 раз);
Слушание отрывка.
3. Деревянные духовые (4 флейты) - весьма динамичный. - Это образ Человека, человечества, образ исследователей космоса, которые ощущают бессилие перед «Вечным вопросом» и оттого впадающего в нервозность, а затем в злобное неистовство.
Слушание отрывка.
-В каком взаимодействии находятся эти образы? (Некоторые статичны, флейты динамичны).
Учитель:
Информационный центр для любознательных: Пьеса Чарльза Айвза (1874 - 1954) для камерного ансамбля написана в 1906 году. Это сочинение, как и бо́льшая часть композиторского наследия Айвза, оставалось неизвестным. Первое исполнение состоялось в 1946 году, композитору уже было 70 лет.
Хотя Айвз и вёл замкнутый образ жизни, он всё же был до некоторой степени известен — но лишь как музыкальный чудак. Работал агентом страховой компании. Свободное время он посвящал созданию удивительной, ни на что не похожей музыки, относясь к этому как к хобби и не особо стремясь к исполнению и изданию. Айвз с увлечением занимался страхованием, организовал собственную фирму, стал преуспевающим бизнесменом. Он был жизнелюбом и реалистом. В конце жизни к нему пришло признание, и он был очень этому рад.
Учитель: В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу
«Вопрос, оставшийся без ответа». Послушайте её ещё раз и подумайте, почему?
Повторное прослушивание пьесы «Космический пейзаж»
Учитель: Выберите из предложенных вариантов высказываний на доске тот, который вы считаете верный для ответа на поставленный мною вопрос:
К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленён,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времён.
Или:
«Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет - бездне- дна…»
М.Ломоносов
Учитель предлагает учащимся обсудить ответ с соседом по парте, затем с соседями на соседней парте, попробовать обобщить ответ. (ответы детей)
-Космос недоступен множеству людей. Каждый человек видит свою версию космоса.
-Можно ли изучить бездну? Поэтому вопрос композитор оставил без ответа.
Вывод: «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарльза Айвза можно определить как жанр инструментального театра, где тембры инструментов создают своего героя, где разыгрываются сцены, это маленький шедевр музыкального искусства XX в., обладает несомненной оригинальностью и глубоким смыслом, это философское размышление о месте и роли человека во Вселенной.
Учитель: Мы отправляемся на другую планету, а в пути нам помогут спортивные инструкторы.
Физкультминутка под музыку группы «Спейс» проведут спортивные инструкторы.
Учитель: Вторую часть урока мы назовём «Быть может, вся природа – мозаика цветов» (стихи читает ученик)
Быть может, вся природа - мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
К. Бальмонт
Учитель: Как вы понимаете его смысл?
Уч-ся: Это размышление над тем, что значит для нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что окружает нас.
Учитель: С появлением электромузыкальных инструментов значительно расширились возможности создания музыки, особенно той, где раскрывается образ внеземных цивилизаций.
Следующая неизвестная планета - творчество современного русского композитора Эдуарда Артемьева.
Информационный центр для любознательных: Эдуард Николаевич Артемьев - родился в 1937 году. В 1960 году он встретился с инженером Евгением Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, и занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки. В своих произведениях создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки. Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Наиболее известны: “Солярис”, “Сталкер”, “Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник” и др. В 2015 году получил премию «Человек года».
Учитель: Одно из произведений Э. Артемьев назвал - “Мозаика”. Что такое “мозаика”?
Уч-ся: - Это яркие цветные стёкла, собранные в какой-то рисунок или узор.
– это изображение или орнамент из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла.
Учитель: “Мозаика” Э. Артемьева написана для инструмента синтезатора. Это электрический инструмент, который похож на фортепиано
Слушание пьесы «Мозаика» (фрагмент).
- Какие образы нарисовал композитор в своём произведении?
- Как вы думаете, почему оно называется «Мозаика»?
- Какие картины возникают в воображении под воздействием музыки? (звезды, сияние пространства, движение в космосе, пояса остероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров).
- Какие особенности музыкального языка создают ощущение современности? (Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания)
Учитель: – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.
6. Творческое задание: на столах у вас находятся шаблоны планет. Создайте свой образ неизвестной планеты. Вам поможет фантазия и, конечно же, музыка.
(дети выполняют задание на цветовое моделирование)
Повторное слушание.
Учитель: Вы определили, что мозаика – это орнамент из простейших цветовых элементов. Пусть ваши работы сольются и образуют мозаику Вселенной
Выставка работ вокруг эмблемы.
7. Обобщение урока.
- Какие «планеты» вы сегодня открыли для себя?? (это творчество американского композитора Чарльза Айвза и русского композитора Эдуарда Николаевича Артемьева );
-Какие произведения вы услышали? («Космический пейзаж» и «Мозаика»)
- можно ли отнести произведения к программным?
Учитель: Ребята, вы стоите в начале своего жизненного пути. Впереди множество загадок и открытий. Пусть неизвестное вас не пугает, а наоборот стимулирует двигаться вперёд.
Вокально - хоровая работа.
Уч-ся исполняют песню «Прекрасное далеко» муз. Е Крылатова. сл. Ю .Энтина.
Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся пьесе.
Рефлексия:
Учитель: у вас на партах звёзды. Изобразите на них своё настроение в конце урока. Поднимите и покажите (дети поднимают).
Учитель: сейчас в классе горит 24 звезды. Хотела бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Пусть вам всегда светит ваша счастливая звезда!!
Выход из класса под космическую музыку группы «Спейс»