СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с оригинальным музыкальным языком американского композитора Ч. Айвза, узнают о выразительных возможностях электромузыкальных инструментов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»»

Тема урока: «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»

Тип урока: Усвоение новых знаний

Вид урока: урок - путешествие

Цель: создать условия для осмысления учащимися «звукового мира» композиторов XX века Чарльза Айвза и Эдуарда Артемьева.

Задачи:

Познакомить учащихся с оригинальным музыкальным языком американского композитора Ч. Айвза, расширить представление о выразительных возможностях электромузыкальных инструментов (синтезатора) на примере произведения Эдуарда Артемьева;

учить анализировать музыку, выявлять образы; изображать музыку в цветовом моделировании.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, тембровый слух, музыкальную память, певческий голос; расширять музыкальный кругозор.

Пробуждать интерес к музыке, к другим учебным предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству); бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон. На парте у каждого учащегося: звезда, цветные карандаши, дидактический материал: «Цветок моделирования цвета», «Таблица эмоционально-выразительных характеристик музыки», текст песни «Прекрасное далёко».

Музыкальный материал: Ч. Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика».

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Ход урока.

1.Вход в класс под космическую музыку группы «Спейс»

2.Музыкальное приветствие. Организационный момент.

Учитель: (на трезвучии в восходящем движении) Добрый день!

Дети: (на трезвучии в нисходящем движении) Добрый день!

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Мы продолжаем рассматривать мир образов камерной и симфонической музыки. Повторим основные понятия.

- инструментальная или вокальная музыка, написанная для небольшого состава исполнителей (камерная музыка);

- произведения, которые написаны на литературный сюжет, имеющие название (программная музыка);

- произведения, которые не имеют конкретного названия (непрограммная музыка);

- назовите жанры камерной музыки: (романс, ноктюрн, квартет, этюд, баллада…)

4. Объявление темы урока.

Учитель: О теме урока вы можете догадаться по музыкальному вступлению к уроку, репродукциям картин, которые вы видите и эпиграфу к нашему уроку (читает ученик)

“Мы видим, мы слышим

Как светят нам солнца,

Как дышат нам блики

Нездешних миров…”

(Константин Бальмонт)

Какой темой они объединяются? (Дети отвечают)

Учитель: Тема урока: «Космический пейзаж». Мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка композиторов XX века, чьи имена вам еще не знакомы. Мы поговорим о тембровых возможностях инструментов в создании образов.

Ребята, кто из вас любит смотреть на звёздное небо? А фильмы о пришельцах, звёздных мирах любите? (Дети отвечают)

Учитель: отправиться в космическое путешествие нам поможет герой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дети исполняют песню М. Таривердиева «Маленький принц». Дирижёром назначить 2-3 детей на каждый куплет (1-ый нежно, с чувством, 2-ой чуть с движением, 3 –ий уверенно, смелее)

Учитель: молодцы, спасибо, все исполнительские задачи выполнили.

– Человека издавна влекли к себе далёкие звёзды, загадочные дали космоса, вселенной. Ещё в древности народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы героев, которые могли летать. Назовите их.

Уч-ся: – Это Баба-Яга, которая летала на метле и в ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте, Иванушка-дурачок – на коньке-Горбунке.

Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие. А в ХХ веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Кто знает, когда произошло это событие?

Уч-ся: – 12 апреля 1961 г.

Учитель: – Назовите имя первого космонавта?

Уч-ся: – Ю. А. Гагарин

Учитель: Какая наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Уч-ся: Астрономия.

Учитель: – Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка, которая смогла отразить красоту космоса, других миров?

5. Изучение нового материала

Учитель: Вот как услышал её в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз, написав пьесу для камерного ансамбля, которую так и назвал «Космический пейзаж». Слушая музыку, подумайте:

- Какое содержание вкладывает композитор в музыку (изобразительные интонации)?

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка (выразительные интонации)?

- Сколько образов создал композитор?

- Какими инструментами они представлены?

Слушание пьесы «Космический пейзаж», анализ.

- соответствует ли это произведение названию «космический пейзаж»?

- Как тембр инструментов раскрывает образы?

Учитель: Элементы драматургии:

1. Струнные инструменты - образ неизвестной планеты, Вечности, Космоса (статичный);

Слушание отрывка.

2. Труба соло - образ исследователей космоса, «вечный вопрос», символ тайны бытия, недоступной человеческому разуму (статичный), имеет повторяющиеся интонации вопросительного характера (7 раз);

Слушание отрывка.

3. Деревянные духовые (4 флейты) - весьма динамичный. - Это образ Человека, человечества, образ исследователей космоса, которые ощущают бессилие перед «Вечным вопросом» и оттого впадающего в нервозность, а затем в злобное неистовство.

Слушание отрывка.

-В каком взаимодействии находятся эти образы? (Некоторые статичны, флейты динамичны).

Учитель:

Информационный центр для любознательных: Пьеса Чарльза Айвза (1874 - 1954) для камерного ансамбля написана в 1906 году. Это сочинение, как и бо́льшая часть композиторского наследия Айвза, оставалось неизвестным. Первое исполнение состоялось в 1946 году, композитору уже было 70 лет.

Хотя Айвз и вёл замкнутый образ жизни, он всё же был до некоторой степени известен — но лишь как музыкальный чудак. Работал агентом страховой компании. Свободное время он посвящал созданию удивительной, ни на что не похожей музыки, относясь к этому как к хобби и не особо стремясь к исполнению и изданию. Айвз с увлечением занимался страхованием, организовал собственную фирму, стал преуспевающим бизнесменом. Он был жизнелюбом и реалистом. В конце жизни к нему пришло признание, и он был очень этому рад.

Учитель: В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу

«Вопрос, оставшийся без ответа». Послушайте её ещё раз и подумайте, почему?

Повторное прослушивание пьесы «Космический пейзаж»

Учитель: Выберите из предложенных вариантов высказываний на доске тот, который вы считаете верный для ответа на поставленный мною вопрос:

К звездам я прикасаюсь и,

Зеркальностью мира пленён,

Я могу неотступно годами

Ждать привета из бездны времён.

Или:

«Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет - бездне- дна…»

М.Ломоносов


Учитель предлагает учащимся обсудить ответ с соседом по парте, затем с соседями на соседней парте, попробовать обобщить ответ. (ответы детей)

-Космос недоступен множеству людей. Каждый человек видит свою версию космоса.

-Можно ли изучить бездну? Поэтому вопрос композитор оставил без ответа.

Вывод: «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарльза Айвза можно определить как жанр инструментального театра, где тембры инструментов создают своего героя, где разыгрываются сцены, это маленький шедевр музыкального искусства XX в., обладает несомненной оригинальностью и глубоким смыслом, это философское размышление о месте и роли человека во Вселенной.

Учитель: Мы отправляемся на другую планету, а в пути нам помогут спортивные инструкторы.

Физкультминутка под музыку группы «Спейс» проведут спортивные инструкторы.

Учитель: Вторую часть урока мы назовём «Быть может, вся природа – мозаика цветов» (стихи читает ученик)

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

К. Бальмонт

Учитель: Как вы понимаете его смысл?

Уч-ся: Это размышление над тем, что значит для нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что окружает нас.

Учитель: С появлением электромузыкальных инструментов значительно расширились возможности создания музыки, особенно той, где раскрывается образ внеземных цивилизаций.

Следующая неизвестная планета - творчество современного русского композитора Эдуарда Артемьева.

Информационный центр для любознательных: Эдуард Николаевич Артемьев - родился в 1937 году. В 1960 году он встретился с инженером Евгением Мурзиным, создателем одного из первых в мире синтезаторов, и занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки. В своих произведениях создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки. Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Наиболее известны: “Солярис”, “Сталкер”, “Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник” и др. В 2015 году получил премию «Человек года».

Учитель: Одно из произведений Э. Артемьев назвал - “Мозаика”. Что такое “мозаика”?

Уч-ся: - Это яркие цветные стёкла, собранные в какой-то рисунок или узор.

– это изображение или орнамент из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла.

Учитель: “Мозаика” Э. Артемьева написана для инструмента синтезатора. Это электрический инструмент, который похож на фортепиано

Слушание пьесы «Мозаика» (фрагмент).

- Какие образы нарисовал композитор в своём произведении?

- Как вы думаете, почему оно называется «Мозаика»?

- Какие картины возникают в воображении под воздействием музыки? (звезды, сияние пространства, движение в космосе, пояса остероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров).

- Какие особенности музыкального языка создают ощущение современности? (Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания)

Учитель: – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.

6. Творческое задание: на столах у вас находятся шаблоны планет. Создайте свой образ неизвестной планеты. Вам поможет фантазия и, конечно же, музыка.

(дети выполняют задание на цветовое моделирование)

Повторное слушание.

Учитель: Вы определили, что мозаика – это орнамент из простейших цветовых элементов. Пусть ваши работы сольются и образуют мозаику Вселенной

Выставка работ вокруг эмблемы.

7. Обобщение урока.

- Какие «планеты» вы сегодня открыли для себя?? (это творчество американского композитора Чарльза Айвза и русского композитора Эдуарда Николаевича Артемьева );

-Какие произведения вы услышали? («Космический пейзаж» и «Мозаика»)

- можно ли отнести произведения к программным?

Учитель: Ребята, вы стоите в начале своего жизненного пути. Впереди множество загадок и открытий. Пусть неизвестное вас не пугает, а наоборот стимулирует двигаться вперёд.

Вокально - хоровая работа.

Уч-ся исполняют песню «Прекрасное далеко» муз. Е Крылатова. сл. Ю .Энтина.

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к понравившейся пьесе.

Рефлексия:

Учитель: у вас на партах звёзды. Изобразите на них своё настроение в конце урока. Поднимите и покажите (дети поднимают).

Учитель: сейчас в классе горит 24 звезды. Хотела бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Пусть вам всегда светит ваша счастливая звезда!!

Выход из класса под космическую музыку группы «Спейс»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!