-Сядет тот, кто скажет, что обозначает этот рисунок. Обучающимся демонстрируются карточки по одной: (Живые предметы, которые отвечают на вопрос кто?) -Приведи пример (Птица, человек) (Неживые предметы, которые отвечают на вопрос что?) -Приведи пример (Стол, машина) (Этой карточкой мы обозначаем слова-действия) -Приведи пример (Смеётся, рисует) (Этой карточкой мы обозначаем слова-признаки) -Приведи пример (Зеленый, большой) (Этой карточкой мы обозначаем маленькие слова-предлоги) -Какое слово обозначает эта карточка? (Предлог в) -Ребята, зачем нам нужны эти обозначения? (Для составления схемы предложений). -Сегодня на уроке нам понадобятся эти обозначения. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Составлять предложения). Тема нашего занятия: «Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему». Сегодня на занятии мы закрепим умение составлять схемы предложений, составлять предложения по схемам, а также будем составлять рассказ по картинке с опорой на схему. Работа со словарными словами На доске картинка: -Посмотрите на картинку и скажите, какие предметы здесь спрятались. (Помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко) -Молодцы, вы справились. А теперь посмотрите на экран. Здесь изображены все предметы, которые вы назвали. Слайд 2 - Подумайте, что здесь лишнее? (Яблоко) -Почему? (Помидор, огурец, морковь, капуста -это овощи, а яблоко-это фрукт). -Хорошо, уберем лишний предмет. Запомните, что изображено на экране.(По щелчку мыши лишний предмет убираем) Игра «День-ночь» -Ночь (закрыли глаза).(Щелчок) -День (открыли глаза). Что изменилось? (Появился картофель) -Ночь. (2 щелчка) -Что изменилось? (Помидор и капуста поменялись местами) -Что находится справа от моркови? (Картофель) -Что находится слева от огурца?(Капуста) -Что находится между морковью и капустой?(Огурец) -Ребята, написание названий овощей, которые изображены у нас на экране вы должны были запомнить -это словарные слова. Сейчас мы проверим, как вы их запомнили. Но прежде разомнем наши пальчики. -Возьмите в правую руку ручку, а в левую карандаш. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять- За письмо получим пять! -Ребята, откройте тетради. Отступите одну строку от последней записи. Запишите число. А теперь запишите названия овощей изображенных на картинке в тетрадь. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания словарных слов. Демонстрируется следующий слайд: Слайд 3 - Если слова написаны без ошибок, то на полях ставим+ карандашом, а если есть ошибки ставим-. -Молодцы ребята, многие из вас написали словарные слова без ошибок. 4.2. Составление схемы предложения. - Посмотрите на лист – на нем изображены буквы. Если вы построите все буквы по росту от большой до самой маленькой, то получите слово, которое я зашифровала. (Грядка) Н дргяка а доске: -Молодцы! С этим словом я составила предложение. Прочтите его. На доске: Грядке на растут овощи. -Верно ли составлено предложение? Почему? (Слова в предложении дружат между собой и каждое слово имеет свое место) -Составьте предложение правильно и запишите его. - Какое слово будет первым? (На) -Какое правило нужно помнить, когда записываем предложение? (Предложение пишем с большой буквы, в конце предложения ставится точка.) На грядке растут овощи. -Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 4 слова.) -При помощи условных обозначений составьте схему этого предложения. Один ученик работает у доски, остальные выкладывают схему на парте. На грядке растут овощи. Проверка. -Молодцы ребята, вы справились с заданием- умеете составлять схему предложения. -Ребята, в самом начале урока мы убрали картинку, которая была лишняя. Что на ней было изображено? (Яблоко) -Посмотрите на картинку и схему. Иногда условные обозначения слов-предметов мы заменяем изображением этих предметов для того чтобы было легче составить предложение. Вы должны составить предложение со словом «яблоко» по схеме. На доске: Дети составляют предложение и записываю его в тетрадь (один ученик работает у доски). Мальчик собирает яблоки в корзину. -Молодцы ребята, справились с заданием. Вы умеете составлять предложение по схеме. 4.3. Составление рассказа по картинному плану. -Ребята, мы сегодня с вами говорим об овощах. Я приготовила вам «Волшебный мешочек», в который сложила овощи. Вы должны опустить руку в мешок, выбрать один овощ, потрогать его и попытаться угадать что это. В мешке натуральные овощи: морковь, огурец, помидор, свекла, картофель. -А теперь при помощи картинного плана каждый из вас быстро расскажет о своем овоще. На доске картинный план: Д ля более сильных обучающихся можно усложнить работу: попросить составить рассказ-сравнение. Например: «Огурец-это овощ, а лимон - это фрукт. Огурец зеленый, а лимон желтый. И т.д.» Вам подарок принесли Игра «Назови ласково» -А теперь игра с мячом. Я кидаю вам мяч и называю овощ, вы бросаете мне мяч обратно назвав это слово ласково. Морковь-морковочка Редис-редисочка Капуста-капусточка Огурец-огурчик Помидор-помидорчик -Ребята, я загадаю вам загадку еще про один овощ, про который мы сегодня не говорили: Золотистый и полезный Витаминный, хотя резкий Горький вкус имеет он Когда чистишь-слезы льешь. -Что это? (лук) -Какие слова помогли вам догадаться что это лук? (Горький вкус, льешь слезы) -А почему его называют витаминным и полезным? (Лук нужно есть, чтобы не заболеть, в нем много витаминов) -Молодцы вы отгадали загадку. Демонстрируется слайд: Слайд4 -Где растет лук? (На огороде). (Щелчок мышью) -Посмотрите на следующую картинку. Кто изображен на картинке? (Мальчик, охотник) -Что он держит в руках? ( В руках он держит лук). (2 щелчка мышью) -Луком называют ручное оружие для метания стрел. Иногда мы разные предметы называем одним словом. Эти слова похожи как две капли воды. Их одинаково пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы. -Что обозначает слово «лук» на первой картинке? (Овощ) -Что обозначает слово «лук» на второй картинке? (Оружие) -Теперь вы знаете, что луком мы можем назвать 2 предмета. 4.4. Составление рассказа по сюжетной картинке Демонстрируется слайд: Слайд5 -Рассмотрите картинку. -Кого вы видите на картинке? (Мама, папа, мальчик и девочка.) -Как их можно назвать одним словом? (Семья.) -Чем занята семья? (Семья убирает урожай.) -В какое время года собирают урожай? (Урожай собирают осенью.) -Что делает мама? (Мама собирает помидоры.) -Что делает дочка? (Дочка складывает помидоры в корзину) -Что делает папа? (Папа заносит корзины с урожаем в дом.) -Что делает сын? (Сын помогает собирать огурцы) -А вы помогаете родителям? Как? - Молодцы, вы еще дети, а родителям помогаете как взрослые. -Сейчас ребята мы будем составлять рассказ по картинке, и нам в этом помогут схемы предложений. (Щелчок мышью) Слайд 6 Логопед составляет рассказ по схеме: Пришла осень. Семья собирает урожай. Мама собирает красные помидоры. Дочка складывает помидоры в корзину. Сын складывает огурцы в красное ведро. Папа заносит корзины с урожаем в дом. Мама сварит из овощей вкусный суп. -Какое название можно дать этому рассказу? (Уборка урожая) -Сейчас ребята составим рассказ по цепочке. (Каждый ученик составляет предложение согласно схеме) -Кто сможет рассказать по схеме весь рассказ? (Хорошо, если это сделает каждый ученик) 5. Итог урока -Итак, ребята, что мы сегодня делали на уроке? (Писали слова, составляли предложения и схемы предложений, составляли рассказ) -Как назвали рассказ? -Кто помогал родителям убирать урожай? -Зачем нужно помогать родителям? -Что обозначает слово «лук»? -Что было самым интересным на занятии? -Что было самым трудным? -Теперь вы умеете составлять рассказ при помощи схемы. Это вам пригодится. 6. Оценивание проводится по параметрам: Правописание словарных слов; Устная работа на уроке (составление рассказа по картинному плану и по сюжетной картинке). |