СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Художественная культура Нового времени" 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Художественная культура Нового времени"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Художественная культура Нового времени" 11 класс»

МХК. 11 класс. Составитель: Плетнева Л.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата

проведения


Класс

11

Предмет

МХК

Тема урока

Художественная культура нового времени.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко


Цель урока

Образовательная:

  • формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «МХК»;

  • сформировать представления уч-ся об особенностях мировосприятия в эпоху барокко, о факторах, оказавших влияние на данный процесс

  • совершенствовать навыки работы с различными историческими источниками (текстовыми, иллюстративными, аудиоматериалами);

Развивающая:

  • развитие у обучающихся умения координировать свои действия с учителем

  • развитие способности анализировать произведения искусства с целью определения образов, в них заложенных

Воспитательная:

  • воспитание толерантного отношения к культурологическим предпочтениям окружающих

  • совершенствовать навыки работы в группе.

Ожидаемые

результаты:


Личностные результаты:

  • понимание культурного многообразия мира, сущности искусства, его видов и признаков

  • уважение культуры другого народа

  • формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «МХК»

 Метапредметные результаты:

  • развитие способности решать творческие задачи

  • формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности

  • развитие навыков  работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

  • умение систематизировать уже полученные исторические знания

  • умение и готовность применять исторические знания.

Место урока в системе уроков данного раздела

Урок №1 в Разделе 1 «Художественная культура Нового времени»

Тип урока

Урок изучения нового материала


Межпредметные связи

ИЗО, музыка

УМК

  • Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2010

  • CD. Комплекс уроков МХК. 11 класс

Средства обучения

Мультимедиа презентация   Power Point, компьютер, проектор, аудиозапись

  • презентация к уроку «Художественная культура нового времени»

  • аудиозапись «Адажио» Томаза Джованни Альбинони

  1. в исполнении Эльмиры Калимуллиной

  2. в исполнении Анны Резниковой

План урок

  1. Орг.момент. Лента времени

  2. Домашнее задание

  3. Информационный блок

  4. Прослушивание музыкальных произведений

  5. Информационный блок

  6. Сопоставление музыкальных произведений

Формы работы


групповая, индивидуальная

Приемы обучения

беседа с фрагментами проблемной ситуации, работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач, работа с видеорядом, прослушивание музыкальных произведений

Домашнее задание

  1. Каким образом изменяется восприятие человека по сравнению с эпохой Возрождения? (Глава 1. п.1)

  2. Факторы, оказавшие влияние на изменение представлений о человеке (Глава 1, п.1)

  3. Объяснить понятие «барокко». Цель этого стиля. Различные взгляды на барокко. (Глава 1, п.2)

  4. Особенности архитектуры барокко (стр.15 – Глава 2, п.1)

  5. Индивидуальное задание: презентация о творчестве Лоренцо Бернини (архитектура и скульптура Рима, 17 век);

  6. сообщение о Томазо Альбинони (подготовленное учителем)


КОНСПЕКТ УРОКА


п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

УУД учащихся

1

Орг.момент


Слайд №2

«Лента времени»

Слово учителя

В этом учебном году мы продолжаем с вами изучать курс «Мировая художественная культура», который по хронологии охватывает период культура с 17 века до современности, т.е. это эпоха Нового и Новейшего времени. Обращаю ваше внимание, что мы обратимся не только к культурному наследию прошлого, но и к проблемам современной музыки, кинематографа, архитектуры.

Обращаю ваше внимание на «Ленту времени»

Реставрация знаний

Анализ информации на слайде «Лента времени»

(возможна работа с Меловой схемой)

2

Организация домашнего задания


Слайд №3

«Домашнее задание»

План подготовки Д.З.

  1. Каким образом изменяется восприятие человека по сравнению с эпохой Возрождения? (Глава 1. п.1)

  2. Факторы, оказавшие влияние на изменение представлений о человеке (Глава 1, п.1)

  3. Объяснить понятие «барокко». Цель этого стиля. Различные взгляды на барокко. (Глава 1, п.2)

  4. Особенности архитектуры барокко (стр.15 – Глава 2, п.1)

  5. Индивидуальное задание: презентация о творчестве Лоренцо Бернини (архитектура и скульптура Рима, 17 век); сообщение о Томазо Альбинони (подготовленное учителем)

Реферирование плана Д.З.

3

Информационный блок

























Дополнительный материал


Лекция учителя

  1. В 17 веке изменяется отношение к человеку. Если в эпоху Возрождения существовала безграничная вера в возможности человека, то в 17 веке появляется видение двойственности: с одной стороны человек – маленькая частица мироздания сложная личность со своими проблемами; с другой стороны – обладает великой силой, способен управлять природой.

  2. Факторы, оказавшие влияние на изменение представлений о человеке:

    • ВГО (великие географические открытия)

    • новая научная картина мира:

Джордано Бруно – концепция о бесконечности и множестве миров во Вселенной;

И.Кеплер – законы движения планет вокруг Солнца;

Галилео Галилей преподнес новую картину звездного неба.

Левенгук изобрел микроскоп и открыл нам микромир.

Ньютон вывел закон всемирного тяготения.

  1. Барокко – причудливый, странный, вычурный. Этим словом португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. В середине 16 века это словечко появилось в разговорном итальянском языке, где было синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего.


  1. Возникает вопрос, в чем же проявляется стиль барокко? В архитектуре, живописи, музыке.

Реставрация знаний

Идеи эпохи Возрождения







Научные открытия 17 века


4

Прослушивание музыкальное произведение


Слайд №4

Тома́зо Джова́нни Альбино́ни 


Слайд №5

Фотографии известных вокалистов, исполняющих «Адажио»

Прослушивание музыкальных произведений

  • Средневековая музыка (флейта)

  • Средневековая белорусская музыка

  • «Адажио» Томаза Джованни Альбино

  1. в исполнении Эльмиры Калимуллиной (слова Лары Фабиан)

Как вы думаете, о чем поет певица?

2) в исполнении Анны Резниковой на русском языке

Прослушивание музыкального произведения

(3 мелодии)

5

Сопоставление музыкальных произведений

Вы прослушали мелодии 16 и 17 столетий. В чем по-вашему мнению проявляется различие этих музыкальных произведений?


Автором «Адажио» является

Тома́зо Джова́нни Альбино́ни (1671-1751, Венеция) — венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка.


На следующем уроке мы откроем с вами тайну, связанную с созданием этого произведения

Сопоставление мелодий различных эпох

6

Закрепление

  1. Каким образом изменяется восприятие человека по сравнению с эпохой Возрождения?

  2. Факторы, оказавшие влияние на изменение представлений о человеке

  3. Объяснить понятие «барокко».







Автор слов: Лара Фабиан
Автор музыки: Томазо Джованни Альбинони

Перевод: Мишель Серова
----------------------------------------------------
АДАЖИО
Я не знаю, где вас найти
Я не знаю, как с вами связаться
Я слышу твой голос в ветре
Я чувствую, что вы под моей кожей
За моим сердце и моя душа
Больной ждать тебя
Адажио

Все эти ночи без тебя
Все мои мечты окружают тебя,
Я вижу, и мне прикоснуться к вашему лицу
Я упаду в твои объятия
Когда настанет время, я знаю,
Youll быть в моих руках
Адажио

Я закрываю глаза, и я найду способ
Не надо на меня молиться
Я шел так далеко
Ive бились так сильно,
Больше ничего объяснять
Я знаю все, что остается,
- Пианино, на котором играет

Если вы знаете, где меня найти
Если вы знаете, как меня найти
Прежде, чем этот свет исчезает,
Прежде чем я бегу из моей вере
Быть единственным мужчиной, чтобы сказать,
Что вы будете слышать мое сердце
Что вы будете давать вашей жизни
Вечно вы будете оставаться

Dont пусть этот свет исчезнуть
No No No No No
Dont позвольте мне бежать из веры
Быть единственным мужчиной, чтобы сказать,
Что вы верите, заставить меня поверить
Вы не отпускаете
Адажио









СООБЩЕНИЕ


Из истории создания «Адажио»


В 1945 году в разбитом бомбардировками Дрездене сидел итальянец Ремо Джацотто и перебирал пыльные разрозненные нотные листы. Ему уже давно и сильно хотелось есть. А потому Ремо решил: еще один, последний лист – и надо пойти перекусить. Он потянулся к нотам, не подозревая, что от всемирной славы его отделяло одно мгновение. Музыковед Ремо Джацотто заканчивал биографию композитора эпохи барокко Томазо Альбинони, в те годы известного лишь в очень узких кругах. Как и полагается в любой серьезной биографической работе, Ремо пытался найти как можно больше достоверных исторических материалов, связанных с творчеством композитора. В Дрездене, в собрании Саксонской земельной библиотеки он и наткнулся нечаянно на неизвестное ранее произведение XVII века, которое посчитал медленной частью какой-то струнной сонаты. Ноты содержали только шесть начальных тактов мелодии Adagio и партию баса. А дальше произошло невиданное и непонятное: Джацотто «досочинил» Adagio полностью в той форме, которая нам сейчас так хорошо известна. И выпустил в свет в 1958 году под таким названием: «Ремо Джацотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрового баса Томазо Альбинони». Успех у Адажио был ошеломляющим, мир узнал имя гениального итальянца Альбинони!

Джацотто умер в 1998 году. И все эти годы он хранил стойкое молчание относительно любых сомнений в авторстве Адажио. Тем самым подтверждая версию удачно дописанных им шести гениальных тактов Альбинони. Хотя специалисты сразу же подметили, что пьеса стилистически сильно отличалась от несомненных произведений барокко вообще и музыки Альбинони в частности.
Так оно и оказалось. Через год после смерти Джацотто известный музыковед, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с коллегой Фолькером Шютцем в журнале «Praxis des Musikunterrichts» раскрыл тайну авторства Адажио. В статье утверждается, что, во-первых, какой либо музыкальный фрагмент Адажио из наследия Альбинони в собрании Саксонской земельной библиотеки отсутствует. Во-вторых, его там никогда и не было, а значит, никогда и никем оно обнаружено быть не могло. Вывод: музыка Адажио целиком и полностью принадлежит Джацотто.
Но зачем, а главное, как он это сделал?

Ответ на вопрос «зачем» Джацотто унес с собой в могилу. Можно лишь предположить, что понятное слушателю мелодичное и волнующее произведение должно было привести к возрождению славы Альбинони. Впрочем, его биограф лучше всех знал, что особой славы-то у Альбинони и не было: хотя он и написал около 50 опер, из них были поставлены лишь 28. И то, только в Венеции. И тем не менее, биографу было обидно, что Европа ХХ века напрочь забыла композитора, который писал хорошую музыку даже не век, не два, а три века тому назад! Так вот: благодаря Адажио Европа Альбинони вспомнила! После чего на концертах можно было услышать его сонаты, симфонии, даже отрывки из опер... но они только подтверждали, что по мощи своего воздействию на слушателя эта музыка и рядом не стояла с Адажио. Знатоки иронично говорили, что услышь Альбинони «свое» Adagio, он бы его просто не узнал. А вот ответ на вопрос, «как» могло у ученого-биографа родиться столь прекрасное музыкальное произведение, не дал бы и сам Джацотто. Не иначе, промысел божий

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!