СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Изо "Русские красавицы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Изо "Русские красавицы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Изо "Русские красавицы"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Подготовила:

Студентка группы ПНК-4Б

Лебедева Дарья Сергеевна


Технологическая карта урока изобразительного искусства

Тема: «Образ русской красавицы»




Место проведения: МБОУ Средняя школа №12, 4 «А» класс

Дата проведения: 10.10.23г



Учитель: Тугай Надежда Александровна__________








Дзержинск – 2023 г.


Тема: Образ русской красавицы

Класс: 4

Тип урока: комбинированный с использованием меж предметных связей.

Цель урока: Познакомить учащихся с образом «русской красавицы», сложившимися веками представлениями о женской красоте.

Задачи урока:

Образовательные:

- Закрепить навык изображения лица человека

- Проанализировать женские образы на портретах русских художников

-Познакомить с составными элементами русского народного костюма

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, эстетический вкус

- Развивать умение пользоваться красками и умение правильно составлять композицию

- Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью

- Обогащать словарный запас младших школьников

Воспитательные:

- Воспитывать умение самостоятельной организации рабочего места

- Воспитывать чувство восхищения красотой русских красавиц

- Воспитывать любовь к искусству, через картины русских художников, писавших русских красавиц

Планируемы результаты:

Предметные:

- умеют пользоваться гуашью

-умеют писать портрет

-знают народные костюмы русских красавиц

- умеют самостоятельно организовать рабочее место

- совершенствуют эстетический вкус

Метапредметные:

- умеют рассчитывать время на уроке.

Личностные:

- умеют правильно подбирать цвета для рисунка.

Оборудование:

Для учителя: презентация, компьютер, проектор, наглядные образцы

Для учащихся: гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стаканчик с водой






План урока:

1. Орг. момент – 3 мин.

2. Подготовительная беседа – 13 мин.

3. Основная часть урока – 6 мин.

4. Практическая работа – 17 мин.

5. Рефлексия – 6 мин.

Планирование и оформление доски:








3 октября.

Классная работа.

Тема урока: Деревня – деревянный мир












Выставка детских работ




Ход урока:

Этап урока

Задача этапа

Методы, приемы и средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Настроить учащихся на работу

Форма работы – фронтальная

Метод – беседа

Средство – презентация


-Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. гуашь, альбом, кисти, карандаш, баночка с водой, салфетка.

-Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Подготовительная беседа

Подвести учащихся к теме урока

Форма работы – фронтальная

Метод – беседа

Средство – презентация, речь учителя


-На этой позитивной ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Истоки родного искусства»

-Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, внимание на слайд.

-Что вы видите?

- Это образ царевны, созданный А.С. Пушкиным в сказке о царе Салтане.

- Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает…

А сама-то величава, выступает будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

-Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим и нарисуем?

Тема урока: Образ русской красавицы.

-У каждого народа веками складывался свой образ красоты человека. Образ женской красоты воплотился в песнях, стихах, сказках, былинах.

-В русской крестьянской культуре образ женской красоты глубоко связан с образом птицы. В народном творчестве это «лебедушка», «лебедь белая», «пава».

А вот образ русской женщины, увиденной другим русским поэтом Н.А.Некрасовым:


Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.


- Что объединяет эти женские образы?

- Повседневная жизнь русской женщины была тяжелой: она работала в поле и дома, ухаживала за домашней живностью, топила печь, пекла хлеб, готовила пищу, ткала, шила и выполняла еще много разной работы.

-Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника.

- Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от повседневной жизни, праздников и обрядов. Из отбеленного полотна шили рубахи.

-У женщин северных районов поверх рубахи надевался сарафан, а в южных юбка-понева, передник. Одежды были свободными, не сковывали движений. В повседневной жизни девушки носили косу – «коса-девичья краса». Замужняя женщина должна была убирать все волосы.

- В образе женщины в ее костюме: и в яркости наряда, и в плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавов – крыльев, которые словно могут унести прекрасную царевну-лебедь в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья. В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили: красота – это оберег. Женщину стремились украшать, красоте женского наряда всегда уделяли много внимания.

- Откройте учебник на ст. 35, рассмотрите представленную там репродукцию картины художника И.П.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».


- Во что одета женщина?


-Какая деталь русского костюма изображена на голове?


В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка. Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. Птица связана с землей, но она свободна и в небе! Птица, как мечта, может преодолеть пространство и время, вырваться от оков трудностей и бед, улететь к счастью.


-Что ещё подтверждает мысль о праздничном наряде?


-Что вы можете сказать о выражении лица женщины?


Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души - «на лице написано». Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу. Вглядитесь в лица русских женщин – они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние.


Иван Петрович Аргунов был талантливым крепостным художником. Главный жанр, в котором он работал, был портрет. Ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц, но одной из лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукцию которой вы рассматриваете. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой.

-Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, вспомните об этом.

-Портрет русской красавицы.














О образе русской красавицы.


















-Красота русских красавиц, Видно что художник восхищался их красотой.


















В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую крубаху

Праздничный кокошник

Украшения: нарядные серьги, бусы.

Мягкие черты лица, приветливая и чуть заметная улыбка.

Основная часть урока

1. Уточнить знания учащихся о красках

2. Познакомить со значением нового для учащихся слова

Форма работы – фронтальная

Метод – беседа

Средства – презентация, речь учителя

(слайд )



-Сейчас вы должны будете создать портрет - образ русской крестьянки, давайте вспомним, что вы уже знаете о портрете?

- Основные знакомые пропорциональные соотношения: глаза не должны быть расположены близко друг к другу, нос находится в середине лица, лица могут иметь разную форму, но у красавицы лицо будет овальное, немного уже к подбородку.

- У красавицы должен быть высокий лоб и статная шея, как у лебедушки. Так же необходимо решить, какой головной убор будет у красавицы. Без головного убора ходили только совсем юные девушки, но и они старались украсить себя венками, лентами, лобными повязками. Располагать изображение нужно в центре листа, прорисовав детали лица, постараться передать выражение глаз, помнить о светлом образе, плавных линиях, о сказочных нарядах.


Портрет – изображение лица человека.









-с формы головы


Практическая работа

1. Познакомить учащихся с новым способом создания композиции

Практическая работа





- Открываем альбом, берем в руки карандаш и внимание на доску.

-С чего нужно начать писать портрет?

- Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

- Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, на ней будут глаза. От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа. Все эти линии рисуйте, не нажимая сильно на карандаш. Не забудьте нарисовать уши.

- Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей. Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу. Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим это делать, вначале закончим наш набросок.

- Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ. Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего

- Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги. Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.

-Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делиться пополам. Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.

-Ребята, у нас получилось лицо, дальше начинается ваше творчество, посмотрите примеры рисунков и начинайте творить.

-Не забываем про фон.



Составляют композицию



Согласно плану, ученики создают свою композицию

Итог урока. Выставка работ. Рефлексия.









-Так, я вижу, что почти все закончили. Давайте покажем, что у нас получилось. Ребята, выходите к доске с рисунками. Посмотрите, какая красота у нас получилась, присаживайтесь.

-Как вы считаете, у вас получилось изобразить портрет русской красавицы? Понравилась ли вам ваша работа?

Оцените свою работу:

-Ребята, урок окончен не забудьте убрать свои рабочие места!

Выставка творческих работ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!