Орг. момент | Настроить учащихся на работу | Форма работы – фронтальная Метод – беседа Средство – презентация | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. гуашь, альбом, кисти, карандаш, баночка с водой, салфетка. -Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. |
Подготовительная беседа | Подвести учащихся к теме урока | Форма работы – фронтальная Метод – беседа Средство – презентация, речь учителя | -На этой позитивной ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Истоки родного искусства» -Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, внимание на слайд. -Что вы видите? - Это образ царевны, созданный А.С. Пушкиным в сказке о царе Салтане. - Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает… А сама-то величава, выступает будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. -Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим и нарисуем? Тема урока: Образ русской красавицы. -У каждого народа веками складывался свой образ красоты человека. Образ женской красоты воплотился в песнях, стихах, сказках, былинах. -В русской крестьянской культуре образ женской красоты глубоко связан с образом птицы. В народном творчестве это «лебедушка», «лебедь белая», «пава». А вот образ русской женщины, увиденной другим русским поэтом Н.А.Некрасовым: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц. Их разве слепой не заметит! А зрячий о них говорит: Пройдет – словно солнце осветит, Посмотрит – рублем одарит. Красавица миру на диво: Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. - Что объединяет эти женские образы? - Повседневная жизнь русской женщины была тяжелой: она работала в поле и дома, ухаживала за домашней живностью, топила печь, пекла хлеб, готовила пищу, ткала, шила и выполняла еще много разной работы. -Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника. - Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от повседневной жизни, праздников и обрядов. Из отбеленного полотна шили рубахи. -У женщин северных районов поверх рубахи надевался сарафан, а в южных юбка-понева, передник. Одежды были свободными, не сковывали движений. В повседневной жизни девушки носили косу – «коса-девичья краса». Замужняя женщина должна была убирать все волосы. - В образе женщины в ее костюме: и в яркости наряда, и в плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавов – крыльев, которые словно могут унести прекрасную царевну-лебедь в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья. В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили: красота – это оберег. Женщину стремились украшать, красоте женского наряда всегда уделяли много внимания. - Откройте учебник на ст. 35, рассмотрите представленную там репродукцию картины художника И.П.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». - Во что одета женщина? -Какая деталь русского костюма изображена на голове? В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка. Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. Птица связана с землей, но она свободна и в небе! Птица, как мечта, может преодолеть пространство и время, вырваться от оков трудностей и бед, улететь к счастью. -Что ещё подтверждает мысль о праздничном наряде? -Что вы можете сказать о выражении лица женщины? Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души - «на лице написано». Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу. Вглядитесь в лица русских женщин – они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние. Иван Петрович Аргунов был талантливым крепостным художником. Главный жанр, в котором он работал, был портрет. Ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц, но одной из лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукцию которой вы рассматриваете. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. -Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, вспомните об этом. | -Портрет русской красавицы. О образе русской красавицы. -Красота русских красавиц, Видно что художник восхищался их красотой. В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую крубаху Праздничный кокошник Украшения: нарядные серьги, бусы. Мягкие черты лица, приветливая и чуть заметная улыбка. |
Основная часть урока | 1. Уточнить знания учащихся о красках 2. Познакомить со значением нового для учащихся слова | Форма работы – фронтальная Метод – беседа Средства – презентация, речь учителя (слайд ) | -Сейчас вы должны будете создать портрет - образ русской крестьянки, давайте вспомним, что вы уже знаете о портрете? - Основные знакомые пропорциональные соотношения: глаза не должны быть расположены близко друг к другу, нос находится в середине лица, лица могут иметь разную форму, но у красавицы лицо будет овальное, немного уже к подбородку. - У красавицы должен быть высокий лоб и статная шея, как у лебедушки. Так же необходимо решить, какой головной убор будет у красавицы. Без головного убора ходили только совсем юные девушки, но и они старались украсить себя венками, лентами, лобными повязками. Располагать изображение нужно в центре листа, прорисовав детали лица, постараться передать выражение глаз, помнить о светлом образе, плавных линиях, о сказочных нарядах. | Портрет – изображение лица человека. -с формы головы |
Практическая работа | 1. Познакомить учащихся с новым способом создания композиции | Практическая работа | - Открываем альбом, берем в руки карандаш и внимание на доску. -С чего нужно начать писать портрет? - Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями. - Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, на ней будут глаза. От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа. Все эти линии рисуйте, не нажимая сильно на карандаш. Не забудьте нарисовать уши. - Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей. Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу. Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим это делать, вначале закончим наш набросок. - Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ. Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего - Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги. Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо. -Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делиться пополам. Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы. -Ребята, у нас получилось лицо, дальше начинается ваше творчество, посмотрите примеры рисунков и начинайте творить. -Не забываем про фон. | Составляют композицию Согласно плану, ученики создают свою композицию |