План-конспект урока по русскому языку в 3 классе с применением технологии проблемного обучения
Тема: Изменение имен существительных по падежам
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Минутка чистописания
На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.
У. Прочитайте написанные на доске слова.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая эта буква? В каком слове она находится?
Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.
У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая эта буква?
Д. Эта буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.
У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая эта буква?
Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне ‑вез‑ глагола привезти.
У. Определите порядок следования букв в этом ряду:
Фое фоое фооее фоооее фоооеее
Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.
У. Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.
Словарно – орфографическая работа
У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?
Д. Это слово телефон.
У. Подберите родовое понятие к слову телефон.
Д. Телефон – это аппарат.
У. В каких случаях он используется людьми?
Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.
У. Скажите полностью, что такое телефон?
Д. Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.
У. Многие специалисты предпринимали попытки сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел телефон для практического использования.
Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания вы можете отметить?
Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.
У. Подчеркните их, запомните написание слова телефон.
Составьте предложение, в которое одновременно вошли бы слова: телефон, телевизор, человек.
Д. Человек изобрел телефон и телевизор.
Телефон человек изобрел раньше, чем телевизор.
Человеку удобно пользоваться телефоном и интересно смотреть телевизор.
У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.
Д. Человек, телефон, телевизор.
У. Почему вы считаете, что это имена существительные?
Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.
У. Назовите грамматические признаки имен существительных человек, телефон, телевизор.
Д. Существительное человек одушевленное, телефон, телевизор – неодушевленные. Все три существительные нарицательные, мужского рода, единственного числа.
У. О чем сегодня будет новая тема урока?
Д. Новая тема урока, наверное, будет связана с именем существительным и его грамматическими признаками.
У. Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак имени существительного.
Изучение нового материала
На доске написан текст:
Друг – это человек, который все поймет и поможет.
Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну.
Я уважаю своего друга. Я горжусь своим другом. Многие мечтают о настоящем друге.
У. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который оно отвечает (дети пишут в тетрадях, учитель - на доске). Выделите окончания в его формах.
Кто? | Друг | |
Кого? | Друг | а |
Кому? | Друг | у |
Кого? | Друг | а |
Кем? | Друг | ом |
О ком? | О друг | е |
Скажите, что менялось в существительном друг?
Д. В существительном друг менялись окончания.
У. Ответьте на вопрос: почему менялись окончания в существительном друг?
Д. В существительном друг менялись окончания, так как менялись вопросы, которые мы к нему задавали.
У. Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – это грамматический признак имени существительного. Сейчас мы просклоняем слово телефон (запись осуществляется справа от склоняемого слова друг).
Д.
Кто? | друг | | Что? | телефон | |
Кого? | друг | а | Чего? | телефон | а |
Кому? | друг | у | Чему? | телефон | у |
Кого? | друг | а | Что? | телефон | а |
Кем? | друг | ом | Чем? | телефон | ом |
О ком? | о друг | е | О чем? | о телефон | е |
У. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и вопросы. Сейчас я буду называть падежи, а вы – вопросы к ним (учитель произносит и пишет названия падежей, дети устно называют вопросы к ним). СКАЗКА О ПАДЕЖАХ
На доске оформляется следующая запись:
Падежи | | | | | | |
Именительный | Кто? | друг | | Что? | телефон | |
Родительный | Кого? | друг | а | Чего? | телефон | а |
Дательный | Кому? | друг | у | Чему? | телефон | у |
Винительный | Кого? | друг | а | Что? | телефон | а |
Творительный | Кем? | друг | ом | Чем? | телефон | ом |
Предложный | О ком? | о друг | е | О чем? | о телефон | е |
Назовите все падежи и вопросы к ним.
Д. Именительный падеж – кто? что? и т.д.
У. К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому? и т.д.
Д. Вопросы кто?, кого?, кому? и т.д. ставятся к существительным, обозначающим людей и животных.
У. К каким существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.
Д. К остальным существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.
У. Обобщите наши рассуждения по плану:
Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?
Что такое склонение?
Какие падежи имеются в русском языке?
На какие вопросы отвечает каждый падеж?
Физкультминутка
У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики – на вопрос что?
Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.
Закрепление
Упражнение 1
Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.
И.п. | Кому? | Отцу | Чему? | Дружбе |
Р.п. | О ком? | Об отце | О чем? | О дружбе |
Д.п. | Кем? | Отцом | Чем? | Дружбой |
В.п. | Кого? | Отца | Что? | Дружбу |
Т.п. | Кто? | Отец | Что? | Дружба |
П.п. | Кого? | Отца | Чего? | Дружбы |
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.
С листом связано здоровье растения.
По ним в лист поступает вода и питательные вещества.
Лист под ветром не ломается.
Жилки предают листу прочность.
У листа гибкая ножка.
Упражнение 3
Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Гуляли в роще, приблизились к ч…ремухе, нах…дились в лодке;
тетрадь без обло…ки, гн…здо без насе…ки, всадник на лошади;
ж…л в г…роде, полз по …дежде, подош…л к ферме;
срубили б…резу, выпил ч…ю, л…жал на печке.
Устно сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.
Подведение итогов. (3мин.)
У. Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Рефлексия:
Повторите, что такое «склонение»?
Перечислите названия падежей.
Вспомните алгоритм определения падежа у имён сущ.
У. Оцените себя, используя сигнальные карточки. Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел; зелёные – тему усвоил.
Ресурсы:
Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.
Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.
Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И. «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.
Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».