СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изменение имен существительных по падежам" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изменение имен существительных по падежам" (3 класс)»

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе с применением технологии проблемного обучения

Тема: Изменение имен существительных по падежам

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

Минутка чистописания

На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

У. Прочитайте написанные на доске слова.

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая эта буква? В каком слове она находится?

Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая эта буква?

Д. Эта буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.

У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая эта буква?

Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне ‑вез‑ глагола привезти.

У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

Фое фоое фооее фоооее фоооеее

Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.

У. Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.


Словарно – орфографическая работа


У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

Д. Это слово телефон.

У. Подберите родовое понятие к слову телефон.

Д. Телефон – это аппарат.

У. В каких случаях он используется людьми?

Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.

У. Скажите полностью, что такое телефон?

Д. Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

У. Многие специалисты предпринимали попытки сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел телефон для практического использования.

Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания вы можете отметить?

Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.

У. Подчеркните их, запомните написание слова телефон.

Составьте предложение, в которое одновременно вошли бы слова: телефон, телевизор, человек.

Д. Человек изобрел телефон и телевизор.

Телефон человек изобрел раньше, чем телевизор.

Человеку удобно пользоваться телефоном и интересно смотреть телевизор.

У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

Д. Человек, телефон, телевизор.

У. Почему вы считаете, что это имена существительные?

Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.

У. Назовите грамматические признаки имен существительных человек, телефон, телевизор.

Д. Существительное человек одушевленное, телефон, телевизор – неодушевленные. Все три существительные нарицательные, мужского рода, единственного числа.

У. О чем сегодня будет новая тема урока?

Д. Новая тема урока, наверное, будет связана с именем существительным и его грамматическими признаками.

У. Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак имени существительного.

Изучение нового материала

На доске написан текст:

Друг – это человек, который все поймет и поможет.

Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну.

Я уважаю своего друга. Я горжусь своим другом. Многие мечтают о настоящем друге.

У. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который оно отвечает (дети пишут в тетрадях, учитель - на доске). Выделите окончания в его формах.



Кто?

Друг

   

Кого?

Друг

а

Кому?

Друг

у

Кого?

Друг

а

Кем?

Друг

ом

О ком?

О друг

е

Скажите, что менялось в существительном друг?

Д. В существительном друг менялись окончания.

У. Ответьте на вопрос: почему менялись окончания в существительном друг?

Д. В существительном друг менялись окончания, так как менялись вопросы, которые мы к нему задавали.

У. Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – это грамматический признак имени существительного. Сейчас мы просклоняем слово телефон (запись осуществляется справа от склоняемого слова друг).

Д.

Кто?

друг

   

Что?

телефон

   

Кого?

друг

а

Чего?

телефон

а

Кому?

друг

у

Чему?

телефон

у

Кого?

друг

а

Что?

телефон

а

Кем?

друг

ом

Чем?

телефон

ом

О ком?

о друг

е

О чем?

о телефон

е

У. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и вопросы. Сейчас я буду называть падежи, а вы – вопросы к ним (учитель произносит и пишет названия падежей, дети устно называют вопросы к ним). СКАЗКА О ПАДЕЖАХ

На доске оформляется следующая запись:


Падежи







Именительный

Кто?

друг

   

Что?

телефон

   

Родительный

Кого?

друг

а

Чего?

телефон

а

Дательный

Кому?

друг

у

Чему?

телефон

у

Винительный

Кого?

друг

а

Что?

телефон

а

Творительный

Кем?

друг

ом

Чем?

телефон

ом

Предложный

О ком?

о друг

е

О чем?

о телефон

е


Назовите все падежи и вопросы к ним.

Д. Именительный падеж – кто? что? и т.д.

У. К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому? и т.д.

Д. Вопросы кто?, кого?, кому? и т.д. ставятся к существительным, обозначающим людей и животных.

У. К каким существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.

Д. К остальным существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.

У. Обобщите наши рассуждения по плану:

  1. Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?

  2. Что такое склонение?

  3. Какие падежи имеются в русском языке?

  4. На какие вопросы отвечает каждый падеж?


Физкультминутка

У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики – на вопрос что?

Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.

Закрепление


Упражнение 1

Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.

И.п.

Кому?

Отцу

Чему?

Дружбе

Р.п.

О ком?

Об отце

О чем?

О дружбе

Д.п.

Кем?

Отцом

Чем?

Дружбой

В.п.

Кого?

Отца

Что?

Дружбу

Т.п.

Кто?

Отец

Что?

Дружба

П.п.

Кого?

Отца

Чего?

Дружбы


Упражнение 2

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступает вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки предают листу прочность.

У листа гибкая ножка.


Упражнение 3

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.


Гуляли в роще, приблизились к ч…ремухе, нах…дились в лодке;

тетрадь без обло…ки, гн…здо без насе…ки, всадник на лошади;

ж…л в г…роде, полз по …дежде, подош…л к ферме;

срубили б…резу, выпил ч…ю, л…жал на печке.

Устно сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.


Подведение итогов. (3мин.)

У.      Услышим скоро мы звонок.

          Пора заканчивать урок.

Рефлексия:

  • Повторите, что такое «склонение»?

  • Перечислите названия падежей.

  • Вспомните алгоритм определения падежа у имён сущ.

У. Оцените себя, используя сигнальные карточки. Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел; зелёные – тему усвоил.

Ресурсы:

  1. Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.

  2. Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.

  3. Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И.  «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.

  4. Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!