СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 6 классе "Средневековое искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок 26. Средневековое искусство.

Цели: познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их значение, художественные особенности;

- высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 6 классе "Средневековое искусство"»


Конспект урока истории в 6 классе

урока 26

Дата: 19.03.2019

Учитель: Огиенко Яна Викторовна

Урок 26. Средневековое искусство.

Цели: познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их значение, художественные особенности;

- высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

- формулировать свою точку зрения;

- анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД:

- формировать личностную мотивацию к изучению нового материала;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Церковный деятель в середине XII века с возмущением писал о скульптурном украшении храмов: «Для чего в монастырях …эта смехотворная диковинность… эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему воины, в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Столь велика повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о Законе Божьем, поучаясь». Как могли появиться в храме такие скульптуры, если церковь была заказчиком произведений искусства? Ответы на эти вопросы мы получим на нашем уроке.

Тестовая проверка по теме «Средневековая литература»

  1. 1.Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры

Б) трубадуры

В) табориты

2. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:

А) Джованни Боккаччо

Б) Данте Алигьери

В) Вергилий

3. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:

А) трубадуры

Б) миннезингеры

В) ваганты

4. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей

Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья

Г) верно Б) и В)

5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг

Б) Марко Поло

В) Фома Аквинский

6. Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры

Б) трубадуры

В) табориты

  1. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Притча Александры Лопатиной.

« На вершине горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В ДОЛИНЕ ЕЕ ЖДАЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ: МУЗЫКЕ ИЛИ АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Они знали, что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин ее дара.

-Мною созданные здания и сооружения останутся на века и будут радовать сердца,- говорил архитектор.

-Я нарисую картины, воспевающие красоту,- убеждал художник.

Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:

- Почему ты не рассказал о своей мечте?

Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.

- Ты станешь непревзойденным скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства - заставлять биться быстрее человеческое сердце,- произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант».

Учитель: Ребята, вам понравилась притча?

- А о ком рассказывается в ней? (о талантливых людях).

- В чем люди проявили свои таланты? (в скульптуре, архитектуре и живописи).

- Каким, одним словом можно объединить эти понятия?

ИСКУССТВО

- Ребята, предположите какая тема сегодняшнего урока.

Тема урока « Средневековое искусство» (запись темы на доске).

- Итак, мы с вами вспомнили три вида изобразительного искусства.

- Дайте определения.



  1. Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

  2. Как выглядели раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

  3. Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

Частью культуры любого народа являются не только литература, орудия труда, различные изделия ремесленников, но и здания, которыми были застроены средневековые города и населенные пункты, скульптуры, картины, которыми здания украшались. Зная специфические особенности архитектурного стиля, художественных приемов, можно безошибочно определить время их создания.

Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока).

План урока:

  1. Средневековая архитектура

  2. Средневековая скульптура

  3. Средневековая живопись

Проблемные вопросы: Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви? Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

  1. Изучение новой темы.

Учитель: с XI века в Западной Европе постепенно увеличивается доля построек из камня.

Кластер: Каменное строительство

Из камня строились храмы, замки, ратуши, значимые общественные здания.

В Средневековье в архитектуре Западной Европы преобладали два стиля: рома̀нский (XI–XII века) и готѝческий(XIII–начало XVI века). Лучше всего они проявились в храмах и соборах.

Заполнение сравнительной таблицы: «Романский и готический стили в архитектуре» (письменно).



Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 параграфа 28, сравните романский и готический архитектурный стиль по следующим критериям:

- время появления и период существования;

- историческая обстановка, повлиявшая на формирование архитектурного стиля;

- характерные признаки архитектурного стиля;

- привести пример.

Презентация работы группы: Архитекторы Раннего Средневековья брали за образец постройки времён Римской империи. Отсюда название стиля – «романский».

Поэтому романский храм – мощное здание с толстыми стенами и узкими окнами. Оно похож на крепость и часто выполняло эту функцию, служа убежищем населению во время опасности.

Готические храмы появились благодаря накопленному опыту строительства и развитию инженерных знаний.

Они выглядят лёгкими, устремлёнными ввысь. Для них характерны высокие заострённые башни, большие окна с витражами.

На постройку храма или собора уходили десятилетия. На его украшение – порой ещё больше времени.

Внутренне и внешнее убранство храма, состоящее из Библейских сюжетов, (резьба, живопись, скульптура) служило «Библией для неграмотных».

Убранство храмов

Образы, созданные средневековыми мастерами, доходчиво объясняли и показывали простому человеку величие христианской церкви, её значимость.

Художники и скульпторы Средних Веков в своих произведениях делали упор на богатство внутреннего мира человека, его души, а не на внешней красоте.

Кроме церковного искусства в период Средневековья получили развитие и светские направления.

Дополнительная информация: Нотр-Дам-де-Пари или Собор Парижской Богоматери известен в первую очередь благодаря роману Виктора Гюго, задавшегося целью (и, к слову, вполне успешно ее достигшего) вновь разжечь в французах любовь к собору. В существовании этой любви сомневаться не приходится — во времена Великой Французской Революции парижане были готовы платить мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут в других странах» Робеспьеру, грозившемуся в противном случае снести собор.

Вероятно, именно Гюго следует благодарить за возможность и по сей день любоваться собором. При правлении Людовика XIV, за полторы сотни лет до написания романа, Нотр-Дам серьезно пострадал и лишился всех своих витражей. Да и революция не прошла для него бесследно — Робеспьер хоть и не снес его, но приказал обезглавить украшающие собор статуи. А всего через десять лет после издания романа началась реконструкция, помимо возвращения первозданного вида подарившая Нотр-Даму и знаменитую галерею химер.

Строительство собора растянулось почти на два века, что, впрочем, пошло ему только на пользу. На момент заложения первого камня в французской архитектуре господствовал романский стиль, в процессе постройки сменившийся готическим. Благодаря этому Нотр-Дам вобрал в себя лучшее от обоих, получив в итоге свой неповторимый облик.

Предполагалось, что собор будет настолько велик, что сможет вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Собор настолько огромен, что в среднем нефе можно было бы разместить двенадцатиэтажный дом.

Еще одна особенность конструкции собора заключается в том, что в нем нет ни одной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные арками, а помещения отделяются друг от друга витражами.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 параграфа 28, рассмотрите изображения скульптур на с. 233,234 учебника и ответьте на вопросы:

  1. Какие темы отражают скульптуры Средневековья?

  2. Откуда берут свое начало кентавры, химеры, и другие сказочные существа скульптуры?

  3. В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?

  4. Кто является главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?

  5. Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?

  6. Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?


Презентация работы группы: С падения великой Римской Империи в конце V века началась эпоха, продолжавшаяся тысячу лет, время, названное историками Сумерки человечества, расцвет инквизиции, мракобесия и усиления гонителей просвещения, науки и искусства. Но даже в таких неблагоприятных обстоятельствах человеческий талант пробил себе дорогу в Средние Века было создано небывалое количество величественных произведений искусства, среди которых были грандиозные сооружения, вызывающие неподдельное восхищение.

Подъем искусства в средние века стал следствием развития общества оно становилось все более прогрессивным, рабовладельческий строй уступил место феодализму, появились технические новшества, которых не было ранее, и в результате талантливые творцы начали создавать прекрасные фрески, мозаики, витражи, воздвигать храмы совершенно новой, не виданной ранее архитектуры, и вообще внесли в искусство мира совершенно неповторимый вклад.

Огромные синтетические ансамбли, грандиозные здания с сотнями статуй и множеством росписей, стремление передать нечто потустороннее, неземное и возвышенное в соответствии с всеобщим религиозным настроем того времени делает чудеса средних веков совершенно уникальными, особенными и неповторимыми.

И что сколь бы суровым ни было окружение талантливого человека, его дар всегда найдет себе дорогу и сумеет выразить себя, создавая удивительные памятники искусства.

Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня библию бедных.



Задание для третьей группы: охарактеризуйте различные виды живописи

- витражи

- книжная миниатюра

- фреска.

Презентация работы группы: В живописи большим достижением стала книжная миниатюра.

В «Больших хро̀никах» и «Календаре герцога Беррѝйского» отражены повседневные занятие средневековых людей, их быт, досуг, окружающая их природа.

Миниатюры


Презентация работ групп.

Подведение итогов работы

Подведём итоги.

За период Средних Веков литература и искусство значительно продвинулись вперёд.

Выделились новые жанры литературы: рыцарская поэзия и роман, городская литература.

Появилось большое количество новых произведений и авторов.

В архитектуре закрепились новые стили: романский и готический.

Развитие получили церковное и светское искусство.



Вернемся к проблемным вопросам. Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви? Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

  1. Рефлексия

Составим терминологическую карту.

Домашнее задание.

Параграф 28, выучить термины, даты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!