СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Искусство Гжели. Керамика» 5кл

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Искусство Гжели. Керамика» 5кл»

Методическая разработка урока изобразительного искусства №12 в 5 классе

Дата проведения урока:

УМК: Декоративно-прикладное и народное искусство. 5 класс. Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменсколо Б.М.

Автор разработки: Михелева Виктория Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Красномакская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайский район

Тема учебного раздела: Народные художественные промыслы

Тема урока: Искусство Гжели. Керамика

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков

Форма проведения урока: мастерская Гжели

Художественно-педагогическая идея урока: посещение и работа в мастерской Гжели

Цель: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи, формировать навыки мазковой росписи.

Планируемые результаты:

Предметные:

понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебного цветка.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные- обучающиеся проявят умение обобщать, строить теоретические предложения о дальнейшем развитии темы;

регулятивные – обучающиеся проявят наблюдательность, умение сравнивать, анализировать декоративные решения традиционных промыслов России, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль свой деятельности в процессе достижения результата;

коммуникативные- обучающиеся проявят умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Личностные: приобщается к культуре своего народа, своего края, основам культурного наследия народов России и человечества.

Ресурсы урока:

Оборудование: телевизор, презентация

Художественные материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага

ХОД УРОКА

ЭПИГРАФ УРОКА:

«К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»

(русская пословица)

Этапы урока

Задачи каждого этапа урока

Последовательность деятельности учителя и учащихся

I.Вступление

Создание эмоционального тона урока (звучание музыки)

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко садитесь.


Начать наш урок хотелось бы с эпиграфа

«К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»

(русская пословица)

Ребята, сегодня мы находимся в мастерской.

II.Экспозиция

Формулировка и представление темы урока.

Постановка учебной задачи, целей урока

А вот и хозяюшка мастерской.

«Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот и тему назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Кто догадался, как меня зовут?»

Скажите, ребята, а зачем народные умельцы расписывали предметы посуды и мебели? (для красоты, оберег — защита от злых духов)

Верно, промысел, с историей и традициями которого мы сегодня познакомимся, зародился почти 200 лет назад, недалеко от Москвы (край богат залежами гончарной глины). Мастера старались сделать предметы быта не только удобными, но и красивыми.

- Так какая же тема нашего урока будет?

- Тема: «Искусство Гжели.»

- А, что мы знаем о гжели? (Дети дают ответ)

- Что бы вы хотели узнать о Гжели?

- Чему мы должны сегодня научиться?

- Познакомиться с искусством Гжели.

- Узнать о Гжели.

Сегодня мы узнаем, что такое Гжель. Научимся работать кистью и красками.

Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя.

III.Разработка

Завязка сюжета, взаимодействие материала урока. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Прежде чем приступать к росписи, давайте узнаем о промысле немного больше. Работать вы будете в парах. Ответы на вопросы вы найдете в тексте учебнике. ( ст.76)

  • Как называют изделия, выполненные из глины и обожженные в печи? (керамика)

  • Раньше гжельская роспись не ограничивалась сине-белой цветовой гаммой. Как называли раннюю крупнопористую многоцветную расписную керамику? (майолика)

  • Рассмотрите традиционные гжельские расписные сосуды. Как называли сосуд с плоским круглым туловом, вытянутым горлышком, с ручкой и носиком? (кумган)

  • Со временем грубоватая майолика уступает место более тонкой форме керамики. Как она называлась? (фаянс)

  • Найдите название краски, используемой мастерами Гжели, которая после обжига становится ярко синей (кобальт)

  • И напоследок рассмотрите иллюстрации гжельских изделий с цветочными гирляндами. Какой цветок чаще всего становится центром композиции? (роза)



Материал изделия

Кроме белоснежных сортов глины делали из глины посуду гончарным способом , фарфора.

Главный мотив этой росписи

Трака ,злаки ,полевые и садовые цветы, птицы .

Какие цвета используют мастера этого промысла

Главные традиционные цвета - белый и синий.
Гораздо реже используются другие цвета: черный, коричневый, красный, зеленый, желтый. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску - кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия.

«Скажите ребята, а где я родилась?
Какие орнаменты используют в росписи?
Какие цвета использую в росписи?»

Кульминация

Эмоциональный пик урока. Разрешение воспитательной задачи урока.

Физминутка.

Сегодня мы будем мастерами – художниками.

    1. надо размесить глину (топаем, движения руками)

    2. на гончарном круге сделаем изделие (круговые движения руками)

    3. роспись посуды ( движения руками)

    4. и повезем посуду на ярмарку ( пройти 3 шага вперед, назад)



«В Севастополе и Симферополе есть фирменные магазины, где можно приобрести гжель.»

Практическая работа

Сегодня мы будем работать в 3 цеха.

1.Костюмеры

2.Дизайнеры посуды

3.Дизайнеры автомобиля


  1. Дизайнеры одежды.

Посмотрите, пожалуйста, на хозяюшку мастерской. Чего не хватает в ее образе? (сарафана)

Посмотрите внимательно на сарафан. Чего не хватает? (орнамента) Вам необходимо его выполнить. Групповая работа.

(на доске закреплена выкройка сарафана)


  1. Дизайнеры посуды.

Из какого материала делали посуду?

Как называют изделия, выполненные из глины и обожженные в печи? 

(Раздать трафареты разной посуды)

  1. Нашей хозяюшки подарили машину. Необходимо ее расписать.


Ребята, приступаем к практической работе, если вам сложно рисовать, выбивайте элементы попроще . Если нужна моя помощь, обращайтесь .



IV.Реприза

Вывод, итог, оценка. Рефлексия

Скажи, пожалуйста, Гжель, как ты считаешь, справились ли мастера со своими заданиями.

«Конечно, за одно занятие мастерами росписи нам не стать — эти навыки достигаются долгой, упорной и кропотливой работой. Вы прикоснулись к этому народному промыслу, попытались соединить традиции и современность, и я считаю, что все вы справились!»

Домашнее задание:

Посмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=GVrSz274Da4

Ребята, а вы как считаете?

Правильно ли подобран эпиграф к уроку?

«К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»

Ответ детей

Понравился ли вам урок?

Кто остался доволен работой на уроке? Кому понравилось и все понятно, возьмите лепесток теплого цвета. Кому что-то непонятно, кто недоволен, возьмите лепесток холодного цвета. Идите с ними сюда, мы составим цветок и увидим результат нашего урока.

(Дети выражают свое отношение к уроку с помощью лепестков теплых или холодных тонов. )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!