СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики в 5 классе Тема «Табличное решение логических задач»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики в 5 классе

Тема «Табличное решение логических задач»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 5 классе Тема «Табличное решение логических задач»»

Конспект урока информатики в 5 классе

Тема «Табличное решение логических задач»

Учитель: Байдакова В.А.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных умений, информационно-коммуникационные.

Планируемые образовательные результаты:

Освоить табличный способ решения логических задач

Формируемые УУД:

Коммуникативные: осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознавать уровень и качество усвоения результата.

Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы, строить логические цепочки рассуждений, сравнивать, анализировать, делать выводы, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Компетенции:

  • предметные умение представлять информацию в табличной форме; решать логические задачи.

  • метапредметные формирование основ ИКТ - компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств.

  • личностныевоспитание чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;

2) дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;

3) формировать умение решать логические задачи с помощью таблиц и создавать простые таблицы средствами текстового редактора MS Word.









Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места. (Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.). Сейчас я отмечу присутствующих в классе.

  1. Актуализация знаний. (5 мин)

Ребята, давайте вспомним с вами тему нашего прошлого урока, что мы с вами учились делать? (Тема – Представление информации в форме таблиц, на уроке учились решать логические задачи, представлять текстовую информацию в форме таблиц).

Приведите примеры таблиц и где вы их используете? (таблица умножения, дневник погоды, классный журнал, и др.)

А теперь давайте повторим структуру таблицы. На слайде. (Учащиеся называют основные элементы таблицы). Молодцы.

Теперь проверим домашнее задание: задача №4 на стр.68. (Учащиеся озвучивают ответ задачи). (БУТ-Л, СТАК-В, КУВ-М, БАНКА-К)

- Сегодня на уроке мы продолжим решать логические задачи с помощью таблиц и создавать простые таблицы средствами текстового редактора MS Word.

3. Изучение нового материала

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами. Например, при решении логических задач.

- Перед предстоящей работой вспомним правила поиска решения логических задач.

Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач.
1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов.
3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок.
4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, вероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия.
5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений.

Работа в парах. Решим логическую задачу и построим таблицу в текстовом редакторе MS Word.

Задача: Красный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш?

- Приготовьте ноутбуки. Начинаем построение таблицы.








Красный карандаш

Синий карандаш

Желтый карандаш

Зеленый карандаш

Красная коробка

-

-

+

-

Синяя коробка

-

-

-

+

Желтая коробка

-

+

-

-

Зеленая коробка

+

-

-

-



Для построения таблицы в редакторе воспользуемся закладкой «Вставка» - «Таблица» - «Вставить таблицу». Затем укажем количество строк и столбцов с учетом головки и боковика таблицы, нажмем на ОК. Таблица автоматически построится. Остается ввести данные: названия строк и столбцов, затем заполнить прографку (ячейки).

Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

Работа в группах. Игра «Эксперты». Ученики «вживаются» в образ экспертов по решению логических задач. Необходимо проверить правильность решения задачи, обнаруженные ошибки нужно исправить.

Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.

Задача.  После соревнований бегунов на табло появилась надпись:

• Руслан не был вторым.

• Эдуард отстал от Руслана на два места.

• Ярослав не был первым.

• Галина не была ни первой, ни последней.

• Карина финишировала сразу за Ярославом.

Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?

Карточка с правильным ответом:


1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

Руслан

+

-

-

-

-

Эдуард

-

-

+

-

-

Ярослав

-

-

-

+

-

Галина

-

+

-

-

-

Карина

-

-

-

-

+



Карточка с ошибкой:


1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

Руслан

+

-

-

-

-

Эдуард

-

-

+

-

-

Ярослав

-

+

-

-

-

Галина

-

-

-

+

-

Карина

-

-

-

-

+



VII. Практическая работа «Решение логических задач с помощью текстового редактора MS Word»

Задача: В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: маляр, мельник, плотник, почтальон, парикмахер. Известно, что Петров и Гришин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на футбол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.

Для решения задачи составим таблицу, где заголовки строк – это фамилии, а заголовки граф – это профессии. Сколько столбцов будет в наше таблице? (6 – пять профессий + один столбец для фамилий). Сколько строк будет в таблице? (6 – пять фамилий + одна для профессий). Таблица на слайде. Начинаем работу. Создаем таблицу и начинаем ее заполнять. (Учащиеся самостоятельно рассуждают и заполняют таблицу).

 

Иванов

Петров

Сидоров

Гришин

Алексеев

Маляр

 -

+

Мельник

 -

 -

 +

 -

 -

Плотник

 -

 +

 -

 -

 -

Почтальон

 -

 -

 -

 +

 -

Парикмахер

 +

 -

 -

 -

 -



Вводный инструктаж.
Повторение правил техники безопасности во время работы за компьютером.
Организация рабочего места.

  1. Самостоятельное выполнение практической работы.

Последовательность выполнения работы:

  1. Включить компьютер.

  2. Открыть текстовый редактор.

  3. В текстовом редакторе создать таблицу, состоящую из 4 столбцов и 6 строк.

  4. Заполнить таблицу.

  5. Выделить и оформить таблицу, используя один из стилей (автоформатов) по своему усмотрению.

  6. Сохранить файл в своей папке под именем Таблица.docx

  1. Текущий инструктаж.

Проведение индивидуальных консультаций.
Контроль выполнения правил техники безопасности.
Контроль организации рабочего места.

  1. Заключительный инструктаж.
    Определение недостатков, допущенных в работе.
    Обсуждение уровня самостоятельности при выполнении практической работы.
    Анализ выполненной работы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

IX. Домашнее задание - Задача


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!