Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе по теме
«Устройство компьютера.
Программная обработка данных»
учителя информатики Ибрагимхалилова З.М.
Тип урока: Урок изучения нового
Цель урока: ознакомить учащихся с устройством ПК, устройством материнской платы.
Образовательная:
Развивающая:
формирование умений логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы в процессе изучения нового материала;
формирование познавательных интересов в области информатики через сообщение интересных фактов;
Воспитательная:
воспитание толерантности в общении за счет использование такого метода обучения как диалог, диалог с учителем, а также во время работы в парах за компьютерами.
Оборудование: мультимедийная система, презентация, карточки со справочным материалом.
Структура урока:
Этап актуализации опорных знаний.
Беседа с целью формирования рабочей обстановки в классе (1 мин).
Беседа с целью мотивации изучения нового материала (4 мин).
Этап формирования новых знаний и способов действий.
Эвристическая беседа с целью изучения нового материала (26 мин).
Этап формирования умений и навыков.
Работа за компьютерами с целью закрепления пройденного материала (10 мин).
Беседа с целью подведение итогов урока (3 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Оборудование: «Информатика - 8» учебник, компьютер, мультимедийный проектор.
Этап актуализации опорных знаний.
Двадцать первый век – век информационных технологий. Кто бы мог подумать, что компьютер в жизни современного человека станет его неотъемлемой частью. Если задуматься, насколько уникально это изобретение, то невольно начинаешь понимать, насколько уникален и сам человек, раз изобрел это и использует практически во всем. Прогресс в информационных технологиях словно носорог – разгонялся медленно, а сейчас его практически невозможно остановить.
(вставить разные фото)
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека (рычаги, блоки, лебедки, автоматы и т.д.). Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел, например, в природе. Как вы думаете, по подобию чего, например, создавался всем известным самолет? (Птицы). А липучки на одежде? (Репейник).
(вставить фото)
Как вы думаете, а что вошло в идею создания устройства компьютера? (Человек) Правильно, сам человек! Только человек постарался передать компьютеру не свои физические, а свои интеллектуальные способности, т.е. возможность работы с информацией. Как ни странно, но до появления первых автоматизированных вычислительных машин компьютером называли человека, который занимался расчетами.
(вставить фото)
Интересно, раз человек создал такое устройство, как компьютер, на основе подобия с самим собой, на основе своих интеллектуальных способностей, быть может, и внутреннее строение его схоже с самим человеком, или нет?
(вставить фото)
Вот это мы с вами сегодня и выясним на нашем уроке. Заглянем внутрь самого компьютера: посмотрим, пощупаем и изучим его внутреннее строение.
Запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Строение компьютера».
(вставить сайд № 1)
Этап формирования новых знаний и способов действий.
Для того чтобы сравнить строение человека со строением компьютера, нам, скорее всего, понадобится сам компьютер и человек. Но есть одна проблема! Компьютер то мы сможем вскрыть и посмотреть его внутренности. А как же нам быть с человеком? Я не уверен, что кто-то захочет, чтобы его вскрывали и смотрели, что же находится у него внутри. Но у нас нашелся один желающий (завожу скелет).
Итак, у нас есть компьютер и человек. Но, а как же мы их будем сравнивать их внутреннее строение?! Скорее всего, у компьютера мы не найдем ни головы, ни ног, ни рук, ни сердца, ни мозга и т.д. Быть может, у него все эти человеческие органы выглядят как-то по-другому? Мы с вами уже знаем, что по своему назначению компьютер – это универсальное техническое средство для работы с любой информацией.
А какие информационные процессы мы с вами уже знаем? (поиск-сбор, обработка, хранение, передача информации).
Совершенно верно. Мы с вами уже рассматривали эти информационные процессы на примере человека. И разбирали, каким образом они осуществляются. Скорее всего и на компьютере должно быть точно также, раз человек с помощью него хотел облегчить свою жизнь.
Вот перед нами скелет человека.
Скажите дети, какой орган у человека самый главный, орган, который отвечает практически за всё тело человека?
(мозг человека)
Совершенно верно! Оказывается и у компьютера есть свой мозг, который отвечает за всю его работоспособность и называется он СИСТЕМНАЯ ИЛИ МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА.
(фото)
Именно к этому устройству подключены все основные компоненты или устройства компьютера, с которыми мы работаем каждый день.
Рассмотрим информационные процессы по порядку.
Процесс поиск-сбор информации. Каким образом осуществляется этот процесс у человека? С помощью чего человек познает окружающий мир?
(с помощью органов чувств)
Правильно! А какие органы чувств у человека есть?
(зрение, слух, вкус, осязание, обоняние)
А может компьютер тоже умеет видеть, слышать, осязать? Как вы думаете?
(может, видеть с помощью веб-камеры, слышать с помощью микрофона, осязать с помощью мыши, клавиатуры, тачпад, принтер)
Молодцы. На самом деле все эти устройства, с помощью которых компьютер получает информацию называются УСТРОЙСТВАМИ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ.
УСТРОЙСТВАМИ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ – устройства, которые переводят человеческий язык на машинный код компьютера.
Все эти устройства подключаются к системой плате с помощью специальных разъемов.
(фото)
Следующий информационный процесс – обработка информации.
Каким образом осуществляется этот процесс у человека?
(с помощью головного мозга; специальный отдел мозга, отвечающий за обработку информации)
Правильно! Вот и у компьютера есть свое устройство, которое обрабатывает информацию. Называется это устройство – ПРОЦЕССОР.
Вот перед вами компьютер, как вы думаете где же находится ПРОЦЕСОР?
(так как мозг человека – это материнская плата, то процессор находится на ней)
Совершенно верно! А вот и процессор…
(фото)
Итак, мы выяснили, с помощью чего компьютер собирает и обрабатывает информацию.
А где же он ее хранит?!
Где хранит информацию человек?
(в голове, в памяти)
Правильно! И у компьютера есть память, их даже две! Для чего же ему две памяти?
Одну он использует для постоянного хранения информации (это та информация, который мы можем воспользоваться в любой момент времени), другую - для временного хранения (это та информация, которую использует компьютер для поддержания работы программ в каждый его запуск; и с каждым перезапуском эта память стирается полностью).
За постоянную память отвечает – ВНУТРЕННИЙ ЖЕСТКИЙ ДИСК.
За временную память – ОПЕРАТИВНОЕ ЗАПОНИМАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ), которое находится на материнской плате.
(фото)
И последний информационный процесс – передача информации.
Каким образом осуществляется этот процесс у человека? С помощью чего человек передает информацию?
(с помощью своего тела: язык, руки, мимика, жесты)
Правильно! А какие устройства у компьютера отвечают за этот процесс? Давайте подумаем. Через какие устройства компьютер передает нам информацию?
(монитор, звуковые колонки, принтер)
Совершенно верно! А все эти устройства называются УСТРОЙСВАМИ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ.
УСТРОЙСТВА ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ – это устройства, которые переводят машинный язык на - человеческий.
Эти устройства, как и устройства ввода информации, подключаются также к системной плате.
(фото)
Вывод: Мы с вами провели аналогию между строением человека и компьютера. И пришли к тому, что на самом деле человек именно на основе своего строения создал такое удивительное изобретение как компьютер.
Мы с вами словесно описали строение компьютера. Давайте графически теперь изобразим это строение.
(фото - функциональная схема компьютера)
Этап формирования умений и навыков.