Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к учебной деятельности. 1.Приветствие. 2.Распределить слова в две группы(слайд 3) Журнал, Крым, девочка, мальчик, Лена, фамилия, Каштанка, Мурзик, город, Россия, Судак, опилки, шарик, государство, река, художник, Серов, Носов, поэт, Раханинов, музыкант, город, Шарик, собака 3.Выход на тему урока | Запись даты | 1.Проверяют готовность к уроку. Оформляют запись в тетрадь | Л-мотивация учения П-анализ объектов с целью выделения признаков Р-саморегуляция |
Организует выполнение заданий | Работа в парах. Распределяют слова по группам. Делают вывод о принципе разделения |
П-поиск и выделение информации; формулирование проблемы |
-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?(Слайд 4) Почему разное написание пары шарик-Шарик? Сформулируйте тему урока.(слайд 5) | Отвечают на вопросы. Делают вывод. Формулируют тему урока. При затруднении обратиться к учебнику стр.102-103 Запись темы урока |
Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения. 1.Составление кластера «Имя существительное» 2.Самостоятельная работа с учебником. Теория с.104 Ответить на вопросы: 1.Что различает нарицательные и собственные имена существительные? 2.Данный признак у имен существительных постоянный или непостоянный? 3.Чтение по ролям упр.151. Выполнение задания по тексту. | Давайте для начала определимся: какие морфологические признаки имеет имя существительное? Организует составление кластера (Слайд 6) (Слайд 7) Найти собственные имена существительные, объяснить, что они называют. В чем особенность их правописания? | Учащиеся составляют кластер, их ответы записываются учителем в подготовленной схеме. Работают с учебником. Отвечают на вопрос | П-логические универсальные действия П-общеучебные универсальные действия П-поиск и выделение информации П-логические универсальные действия,построение логической цепи рассуждений К-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Организует работу с текстом упр. 151 Фиксирует правильность выбора собственных существительных, их правописание.(Слайд 8) | Находят собственные имена существительные, объясняют выбор, фиксируют внимание на написании существительного. Делают вывод о правописании собственных существительных. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 1.Собери пару( работа в группах) Поэт, море, ученица, журнал, мультфильм, машина, улица, Жигули, Садовая, Чёрное, Катя, «Мурзилка», «Теремок », А.С. Пушкин. *Каких существительных в языке больше: нарицательных или собственных.? *Какие имена собственные написаны в кавычках? | Организует работу по соотнесению нарицательных и собственных существительных. (Слайд 9) | Работа в парах с последующей проверкой. | П-общеучебные универсальные действия |
Физминутка Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и др.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Украина). Страна - это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой – имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство». Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Все они имеют имена. Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственныминаименованиями: например, Нижний Новгород, «Кавказский пленник», Большая Медведица. | Читает текст | Учащиеся внимательно слушают учителя, встают при чтении имени собственного. | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа. Зрительный, иллюстрированный диктант с последующей проверкой (картинки на слайдах) Теплоход «Украина», фабрика «Красный Октябрь», поэт Александр Блок, гора Эверест, кошка Мурзик, Сталинградская битва, спектакль «Снежная королева», роман «Остров сокровищ», остров Цейлон, балет «Щелкунчик», озеро Сиваш. | Демонстрирует слайды, прочитывает словосочетания.(слайды 10-20) Организует проверку по эталону. | Учащиеся записывают слова, давая названия тому, что видят на картинках. Проверяют, ставят себе оценку. Учителю сигналят карточкой, соответствующей оценке. | Р-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Этап включения в систему знаний и повторения. 1.Решение лингвистической задачи Одному ученику дали задание выписать из текста имена существительные собственные, а другому – выписать имена существительные, которые являются названиями единичных предметов. Одинаковое или разное задание получили ребята? Почему? 2.Работа в группах Задание 1. 1 группа. Исправить ошибки в предложениях 1,3,5 2 группа. Исправить ошибки в предложениях 2,4,6 Вырастила роза красивую розу. Прочитал роман интересный роман. В зоопарке лев ухаживает за львом. Наш шарик поймал воздушный шарик. Мама подарила красной шапочке красную шапочку. Не бойся морозов, морозов Сережа Задание 2. Придумать свои предложения с именами собственными. 3.Подведение итогов урока | Предлагает решить лингвистическую задачу.(слайд 21) | Решают задачу. Аргументируют собственное мнение. | П-логические универсальные действия К-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. П-построение логической цепи рассуждений Р-оценка:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Организует работу в группах (Слайд 22) | Работают в группах, записывают исправленный вариант |
Какой вопрос вы хотели бы задать по теме урока? Что вы узнали об особенностях собственных и нарицательных именах существительных? Как называются существительные, называющие единичные предметы? Как называются существительные, называющие однородные предметы? (Слайд 23) | Отвечают на вопросы |
Домашнее задание Упр.154 –по выбору 1.Списать,выполнить разбор 2.На платформе Учи.ру проработать карточки: https://uchi.ru/teachers/hometasks/new | Комментирует домашнее задание, проговаривает варианты выполнения(слайд 24) | Записывают задание, уточняют неясности | Р-планирование |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.(Слайд 25) На уроке мне было…, Потому что…. Особенно … | Формулируют ответ «На уроке мне было…» или просто показывают смайлик-эмоцию | Л- смыслообразование |
Мустафаева А.И.
2020 г.